Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать их знания по теме «Буква Ь на конце наречий и слов разных частей речи».
Знать: орфограммы «Буква Ь на конце существительных», «Буква Ь в глаголах неопределенной формы и повелительного наклонения», «Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую», « Буква Ь на конце наречий».
Уметь: правильно писать слова с указанными орфограммами.
Попутное повторение пунктуации: однородные члены предложения.
Оборудование: репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», карточки с разноуровневыми заданиями, плакат «Кто напрасно бежит за слоном?», выставка словарей, таблицы, карточки – части речи.
Ход урока.
1. Объяснение нового материала.
- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока подводит итог нашему знакомству с буквой Ь. Вам известны своим правописанием слова ДОЧЬ, ЛУЧ, ЗНАЕШЬ, ОТРЕЖЬ, ГОРЯЧ. Но есть и внешне похожие на них НАСТЕЖЬ, НАВЗНИЧЬ, НЕВТЕРПЕЖ.
- Слова какой части речи записаны на доске? (Наречия)
- Докажите, что это наречия. ( Неизменяемая часть речи,…)
- Над какими буквами стоит опознавательный признак орфограммы *? ( Над шипящими)
- Используя предоставленные на доске слова, назовите тему сегодняшнего урока.
(МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ)
- Запишите тему урока в тетради.
- Посмотрите на наречия и сделайте вывод, когда же в них пишется Ь, а когда нет. Что за слова
УЖ
ЗАМУЖ
НЕВТЕРПЕЖ? (Исключения)
- Вместе читаем правило на доске.
Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ
- Чтение правила в учебнике на стр. 117.
2. Работа с таблицей.
- А теперь давайте вспомним все, что мы знаем о написании буквы Ь после шипящих. Перед вами лежат таблицы, заполните их известными вам правилами употребления буквы Ь после шипящих на конце слов разных частей речи. Проиллюстрируйте таблицы своими примерами.
( стр. 116 – 117, учебник)
Ь ПИШЕТСЯ |
Ь НЕ ПИШЕТСЯ |
3. Выборочный диктант ( проверка д/з).
- Дома у вас было творческое задание, вы должны были подобрать стихотворные строчки, в которых бы употреблялись слова с Ь на конце слов после шипящих. ( сущ., гл., кр. прил.)
( Д/Р оформлена на альбомных листах – это творческое задание)
Например:
1)
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури –
Не одолев их бурной дури…
И спорить стало ей невмочь.
(А.Пушкин)
( Читают 5 учеников)
(Примеры с наречиями читает учитель)
6)
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
( С.Есенин)
7)
Родная природа
И врач и художник:
Когда человеку бывает невмочь,
Растет для него
Вдоль дорог подорожник,
Чтоб быть под рукой
И от боли помочь.
( А. Гребёнкин)
8)
Его зарыли в шар земной.
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой
Без званий и наград
(С. Орлов)
9)
Смолистые поленья сложены,
Как будто полнолуний ряд.
Мне слышно: кто-то дышит в логове,
Шарахается птица прочь.
(Е. Шевелева)
4. Игра «Кто напрасно бежит за слоном?» (устно)
- Проанализируйте слова из списка и выясните, кто из «бегущих» не знает правил (на плакате нарисованы слон, лиса, заяц и мышь: надо найти слова с ошибками).
- Дети находят слова с ошибками, вспоминают правила правописания.
5. Работа с текстом по картине (работа с разноуровневыми карточками).
- А теперь я предлагаю вам выбрать уровень сложности для работы с текстом ( дети сами выбирают уровень сложности по своим способностям).
- Перед вами репродукция великолепной картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень» (рисунок №1). Давайте познакомимся с текстом (читают текст).
- Докажите, что это текст.
- Определите стиль текста (художественный).
Докажите своё мнение.
Работа с этимологическим словарём: НАСТЕЖЬ – на «стеж» («крюк») – буквально «на дверном крюке», то есть «открыто».
( с этимологическим словарём работает кто-то из ребят, это домашнее задание)
- Подберите антонимы к слову НАСТЕЖ (застежка, застегивать).
- Дальше учащиеся самостоятельно работают по карточкам («колокольчик» - «3», «полуоткрытая книга» - «4», «раскрытая книга» - «5»)
«КОЛОКОЛЬЧИК» |
«ПОЛУОТКРЫТАЯ КНИГА» |
«РАСКРЫТАЯ КНИГА» |
Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (кр. прил.) Не пряч_тесь (гл.) от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (кр.прил.) снег, проверьте скорость лыж_ (сущ., Р.П., мн.ч.). Из- за туч_ (сущ., Р.П., мн.ч.) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (сущ., м.р.). Ему невтерпеж_ (нар.) растопить лед на скатах крыш_ (сущ. Р.П., мн.ч.) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (сущ. м.р.). Это не блаж_ (сущ. ж.р.). Ведь весна уже не мираж_ (сущ. м.р.), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (нареч.) окна соседних дач_ (сущ. Р.П., мн.ч.) |
Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (_) Не пряч_тесь (_) от природы выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (_) снег проверьте скорость лыж_ (_). Из- за туч_ (_) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (_). Ему невтерпеж_ (_) растопить лед на скатах крыш_ (_) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (_). Это не блаж_ (_). Ведь весна уже не мираж_ (_), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (_) окна соседних дач_ (_) |
Один из дней в конце зимы уд_вителен и чарующ_. (Не )пряч_тесь от природы выйд_те на улицу. Ощ_тите, как скрипуч_ снег провер_те скорость лыж_ . Из- за туч_ все ч_ще выглядыва_т настойчивый солнеч(?)ный луч_ . Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увид_ть, как бьет из-под земли ключ_ . Это не блаж_ . Ведь весна уже не мираж_ , а р_альность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна с_седних дач_ . |
6. Подведение итогов урока.
- Сегодня мы с вами повторили тему «Мягкий знак после шипящих». Давайте подведём итог с помощью сигнальных карточек. Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с правильным ответом.
- В словах какой части речи после шипящих ВСЕГДА пишется Ь? (глагол)
- В словах какой части речи после шипящих НИКОГДА не пишется Ь? (прилагательное)
- В словах какой части речи после шипящих Ь пишется только в исключениях? (наречие)
- В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа и падежа? (существительное)
- К какой части речи относятся слова НАСТЕЖЬ, НАВЗНИЧЬ, ПРОЧЬ? (наречие)
7. Домашнее задание.
- Дома выполняете № 191. Это творческий диктант. Вы должны будете дописать текст, используя слова с уже изученными орфограммами в наречиях.
8. Выставление отметок за урок.
Рисунок №1
Константин Федорович Юон «Конец зимы. Полдень»