Цели:
а) обобщить основные сведения по словообразованию,
б) остановиться на наиболее сложных вопросах словообразования,
в) отметить связь словообразования с другими разделами языка,
г) обратить внимание на стилистические функции словообразования.
Мотивация учебной деятельности
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим наиболее сложные вопросы словообразования, отметим, в чем заключается связь словообразования с другими разделами языка, рассмотрим некоторые стилистические функции словообразования.
1этап. Наиболее сложные вопросы словообразования.
1. Какие вам известны способы образования слов?
2.Что называется производными, непроизводными, производящими словами?
Задание 1. Из приведенных рядов однокоренных слов выберите производящие для производных слов.
Обогреватель – греть, обогреть, обогревательный, обогревать,обогрев, обогреваться;
загустелый – загустение, густеть, загустеть, густой, сгустить;
двойственность – двойственно, двойной, двоякий, двойственный, двоиться.
Часто бывает трудно определить способ словообразования сложных слов. Для этого лучше пользоваться алгоритмом:
1) Не образовано ли это слово лексико-синтаксическим способом?
2) Не суффиксация ли это сложного слова?
3) Это сложение основ в чистом виде или осложнено суффиксацией?
Задание 2. Определите способы образования сложных слов:
долгоиграющий, белоснежный, лесостепь, пароходство, чистосердечный, быстрорастворимый, железобетонный, сухофрукты.
Задание 3. Составить словообразовательные цепочки:
Безлюдно, похолодание, по-рыбацки.
2 этап. Связь словообразования с другими разделами языка.
Остановимся на понятии «словобразовательная парадигма». Что оно обозначает? А что значит этот термин в морфологии? Где более упорядоченные парадигмы? В морфологии есть понятие полной и неполной парадигмы. А в словообразовании?
Язык – это средство передачи человеческой мысли и должен изучаться как явление осмысленное, а не только как набор формальных средств. Язык – это система, изучать одни языковые явления изолированно от других невозможно. Словообразование тесно связано с лексикой, морфологией, стилистикой, орфографией.
Связь лексики и словообразования можно рассмотреть тоже с помощью понятия «словообразовательная парадигма».
Словообразовательная парадигма существительных – названий животных
Часть речи призводного |
Словообраз. значение |
Исходное | существитель | ное |
Существит. | волк | корова | баран | |
Уменьшит. | волчок | коровка | барашек | |
Увеличит. | волчище | коровища | баранище | |
оценочность | волчишка | коровушка | - | |
самец/самка | волчиха | бык | овца | |
детеныш | волчонок | теленок | ягненок | |
мясо животн. | волчатина | говядина | баранина | |
лицо, вязанное с животным |
волчатник | коровник | - | |
помещение для животных |
волчатник | коровник | овчарня |
Работа по составлению словообразовательной парадигмы позволяет нам видеть системность языка, осмысленность всех явлений словообразования, в то время как механическое, бессистемное и нередко неосмысленное деление слова на части влечет за собой нелепые ошибки (пер- сик, анти-лопа и др.). Понятие «словообразовательная парадигма» помогает вдумчиво относиться к значению слова, его структуре, написанию.
Давайте теперь составим словобразовательное гнездо слова белый.
Как располагаются слова в словаре морфем? А в словообразовательном словаре?
Подтверждая мысль о том, что язык – это система, обратите внимание на связь словообразования с орфографией.
Например, есть очень запутанное правило о правописании букв о и ё после шипящих. Можно ли правильно написать слово с данной орфограммой, не зная, в какой морфеме она находится? Чем регулируются эти написания?
Задание 4. Объяснить орфограммы в словах.
Ж_лоб, печ_нка, ш_ковый, печ_шь, нож_ом, чуж_го, золоч_ный, ш_рох, реч_нка, сгущ_нка, ноч_вка, капюш_н, ч_рствый, горяч_, пуш_к.
Задание 5. Придумайте предложение со словом речонка, которое соответствовало бы схеме: [ ], ( ) и ( ).
Связь словообразования со стилистикой
Язык, а значит, и входящие в него слова служат для выражения не только мыслей, но и чувств, воли человека. Поскольку образование любого слова начинается с производящего слова, мы вправе ожидать, что оно влияет и на формирование стилистических и выразительных свойств производного.
Например, суффикс –ин- . Имена существительные, нейтральные и разговорные, соединяемые с суффиксом –ин-, получают разговорную окраску: молодец – молодчина, пес – псина, урод – уродина.
От нейтральных названий материалов, орудий труда и т. п. образуются названия профессий с нейтральной же стилистической окраской: бетон – бетонщик, флейта – флейтщик.
Но основными носителями стилистического, оценочного и выразительного потенциала являются все же аффиксы.
Каждый продуктивный аффикс обладает стилистическим «запалом», который чаще всего и определяет сферу употребления новых слов, их стилистическую окраску: -лк- (разговорный): раздевалка, ожидалка, умывалка, читалка; -ств-, -ний- (книжный): мужество, терпение, горение и т.д.
Задание 6. Приведите свои примеры стилистически окрашенных и стилистически нейтральных слов, обратите внимание на аффиксы в этих словах.
3 этап. Разграничение морфемного и словообразовательного анализа слов.
В ходе беседы заполняем таблицу.
Морфемный анализ | Словообразовательный анализ |
1.Определяем часть речи, устанав- ливаем, имеет ли оно формы словоизменения. |
1.Определяем, является слово производным или непроизводным. |
2.Выделяем основу и окончание. Определяем характер основы (членимая или нечленимая). |
2.Определяем производящую ос- нову и словообразовательный формант. |
3.Выделяем морфемы в составе членимой основы и определяем их значение. |
3.Определяем способ словооб- разования. |
Задание 7. Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов:
долгоиграющая, быстроходность.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов: впятером, замечтаться, пробег, привлекательность. Подготовиться к контрольной работе по словообразованию.
Презентация