Интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов "На встречу со Словоловом"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Учебный предмет “Русский язык”, безусловно, является одним из самых сложных в школьной программе. Учителю-словеснику приходится прилагать массу усилий, чтобы привить интерес к своему предмету. И если на уроках не все ребята проявляют инициативу и активность, то внеклассные мероприятия нравятся всем: и отличникам, и троечникам. Простор для фантазии, гимнастика для ума, творчество без границ, речевое совершенствование – всему найдется здесь место. А какой ученик не мечтает побыть в роли учителя?! И это вполне осуществимо. Речь идет о реализации принципа преемственности в обучении русскому языку, вернее его особой форме. “Учебные шефы” – так можно назвать учеников-наставников, которые проводят предметные мероприятия в младших классах. Данная форма работы интересна как самим шефам, так и младшим ученикам.

Работа в парах, взаимопроверка, взаимопомощь, “дежурный” учитель и т.д. – эти формы работы пользуются популярностью у многих педагогов. Есть мнение, что иногда ученику проще понять учебный материал, изложенный его сверстником. Но более интересным, а главное – эффективным, будет урок или внеклассное мероприятие, который проведут старшие товарищи.

Шефская работа по предмету преследует следующие цели:

  • осуществление преемственности в обучении русскому языку между младшими, средними и старшими классами;
  • активизация познавательной предметной деятельности.

Предлагаю разработку интеллектуальной игры по русскому языку для учащихся 5-х классов, которую подготовили и провели “учебные шефы” – ученики 10-го класса.

Приложение 1

Приложение 2

Положение
о проведении интеллектуальной игры
“На встречу с Словоловом”

1. Общие положения

  1. Игра проводится в рамках Декады русского языка.
  2. Организаторами мероприятия является учитель-предметник (Ф.И.О.) и ученики 10 класса.
  3. Игра проводится среди сборных команд учащихся 5-х классов.
  4. Сроки проведения мероприятия (...).

2 Цель: активизация познавательной предметной деятельности учащихся

Задачи:

  • расширять лингвистические знания учащихся;
  • развивать интеллектуальные возможности и творческие навыки учеников;
  • способствовать развитию интереса к родному языку.

Для участия в конкурсе-игре необходимо:

  1. От каждого пятого класса выбрать команду в составе 7 человек.
  2. Представить визитную карточку команды (название, эмблему и девиз, не забывая при этом специфику данной игры).
  3. Выбрать капитана команды.
  4. Предоставить заявку на участие в игре.

Условия игры

Участники должны пройти 7 этапов конкурса-игры (встретиться с семью мудрецами), выполняя различные задания и упражнения из области русского языка. К каждой команде прикреплен помощник-старшеклассник, сопровождающий пятиклассников в течение всей игры.

На каждом этапе ребята встречают мудреца, который дает им определенные задания. Если ребята с ними справятся, то получат из рук мудреца цветной карандаш одного из цветов радуги.

Задача участников игры – собрать все цвета радуги за минимальное время, нарисовать радугу и принести ее к старцу Словолову. Команда, пришедшая к мудрецу Словолову первой, будет являться победителем.

Игра предусматривает не только соревнование, но и пополнение багажа лингвистических знаний.

Поэтапное описание игры “На встречу с Словоловом”

Торжественная линейка.

  1. Приветствие участников игры.
  2. Визитные карточки команд.
  3. Знакомство с условиями игры.

Практический материал.

Собрать вам нужно семь цветов,
Возьмите их у мудрецов.
Запомните: в конце пути вас ждет
Мудрейший старец Словолов.

  1. Получение маршрутных листов.

В гостях у мудреца Языковеда
(1 этап)

Ответ мудрецу должны вы дать.
Не будьте при нем слишком робки.
Ему пословицы должны растолковать
И провести этимологические раскопки.

Выполнив все задания правильно, команда получает красный карандаш.

Практический материал.

Задание 1. Объясните этимологию следующих наречий.

Вдогонку, наизусть, второпях, всмятку, вопреки, исподтишка, настежь, внутри, нахрапом.

Задание 2. Объясните происхождение слова “красный”. Почему на Руси говорили: “красна девица”?

Задание 3. Участникам предлагается несколько карточек с пословицами и фразеологизмами. На другой стороне написаны буквы. Необходимо распределить карточки на две группы: пословицы и фразеологические обороты. Если ребята правильно выполнят задание, то с обратной стороны из сложенных букв должны получиться два слова: ШКОЛА и РУЧЕЙ.

  1. Семеро одного не ждут.
  2. Крокодиловы слезы.
  3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  4. Черепашьим шагом.
  5. Два сапога пара.
  6. Ученье – свет, а неученье – тьма.
  7. Поспешишь – людей насмешишь.
  8. Зарубить себе на носу.
  9. Кусать локти.
  10. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

В гостях у мудреца Буквоеда
(2 этап)

Хоть мудрец немолодой,
Но очень современный.
Капитанов всех команд
Соберет он непременно.
На компьютере своем
Записал задание:
Капитаны пусть проверят
Слов правописание.

Всем, кто справится с заданиями Буквоеда, он вручит оранжевый карандаш.

Данный конкурс капитанов проводится в компьютерном классе.

Практический материал.

Задание 1. Проверьте работу Пети Ошибкина, помогите ему получить “5”. Исправьте ошибки Пети.

Севодня для меня трудный день. Я буду выступать в саревновании по лыжнам гонкам. Я ведь будующий лыжник. Лыжы моя страсть. Я буду бижать под номирам одиннадцать. “Ты Петя наша надежда”, – сказал мне нашь тренер.

Задание 2. Соберите с дерева спелые яблоки. На мониторе дано: образ дерева, на котором “висят” яблоки, и корзинки. Внутри каждого яблока написаны фразы. Необходимо собрать и поместить в корзину только спелые яблоки (внутри которых даны фразы без речевых ошибок).

Рис. 1

В гостях у мудреца Любомудра
(3 этап)

Сам на свете много знает,
Детям учиться он помогает.
Вы уважьте мудреца:

Справившиеся с заданием получат желтый карандаш.

Практический материал.

Задание 1. Собрать и выстроить паззлы со словами так, чтобы получился стихотворный текст.

Рис. 2

Задание 2. Восстановите стихотворные тексты, сложив слова в нужном порядке.

Корни, под, выспалась, под, глаза, свинья, наелась, рылом, наевшись, и, желудей, потом, продравши, встала, вековым, до отвала, подрывать, ним, у, досыта, Дубом, Дуба, стала. (И. Крылов)

В гостях у мудреца Хитреца
(4 этап)

Встретились вы с мудрецом.
Будьте с ним внимательны,
Ведь слывет он Хитрецом,
Хоть и обаятельный.
Он шарадами своими
Сбить с пути пытается,
Вроде ребусы простые,
Не у всех -то получается.

Всех, кто разгадает шарады, ждет приз – зеленый карандаш.

Рис. 3

В гостях у мудреца Музыковеда
(5 этап)

Слывет мудрец как меломан,
О музыке поведует он вам.
Сейчас без шуток, а всерьез
Задаст музыкальный вопрос.

Самым находчивым и внимательным Музыковед подарит голубой карандаш.

Задание. Прослушайте песню “В лесу родилась елочка…” и запишите услышанные вами слова с чередующейся гласной в корне слова. ( Ответ: росла, скакал)

В гостях у мудреца Всеведа
(6 этап)

Всеведом его называют не зря:
Любые науки – его друзья.
Вы знанья свои мудрецу покажите.
О сложных словах ему расскажите.

Тот, кто выполнит правильно задание, получит синий карандаш.

Практический материал.

Задание 1. Назовите сложные слова, соответствующие следующим сочетаниям:

  1. человек, занимающийся разведением пчел;
  2. специалист по разведению садов;
  3. машина, для которой нет преград;
  4. лес, поваленный бурей;
  5. фабрика, на которой разводят птиц;
  6. аппарат для помола кофе.

Задание 2. Определите, от каких словосочетаний образованы следующие формы:

Физрук, сенокос, скалолаз, зарплата, дырокол, юннат, Зеленоград.

В гостях у мудреца Загадковеда
(7 этап)

Ждет от вас всегда ответ
Добрый старец Загадковед.
Вы загадки его прочитайте
И скорее их разгадайте.

Если вам повезет, и все загадки будут разгаданы, мудрец подарит фиолетовый карандаш.

  1. Нота – мой первый слог,
    Поставь с ней рядом предлог
    И, разгадав загадку до конца,
    Получишь выражение лица. (Мина.)
  1. Удобная буква! Удобно в ней то,
    Что можно на букву повесить пальто. (т)
  1. Что находится посредине Киева? (е)

Заключительный этап

Как только все этапы пройдены, собраны все семь карандашей, ребята рисуют радугу и приносят ее старцу Словолову, который возглавляет Совет мудрецов. На линейке, посвященной завершению конкурса, собирается Совет мудрейших и подводятся итоги и вручаются призы.

Приложение 1

Приложение 2