Рашидя Ирфановна Шарапова |
Темы Открытых уроков автора
-
Элективный курс для учащихся 9-11-х классов национальных (татарских) школ. Программа предусматривает повторение и углубление языковых компетенций, полученных учащимися нерусской национальности за период обучения их в школе. Предлагается проводить сопоставление изучаемых явлений русского и родного языков, что способствует более глубокому усвоению русского языка.
-
Взаимосвязанное изучение произведений русской и татарской литературы 2008
Программа элективного курса "Взаимосвязанное изучение русской и татарской литературы" опирается на знания учащихся по русской и татарской литературе школьного курса. В ходе реализации данной программы учащиеся готовят научно-исследовательские работы по литературоведению, основанные на сравнении и сопоставлении произведений русской и татарской литератур, тематика которых разнообразна.
Работы учеников
Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:
-
Сопоставительный анализ сказок "Царевна-лягушка" и "Танбатыр"
Цель работы – на примере сопоставления сказок русского и татарского народов "Царевна-лягушка" и "Танбатыр", схожих по сюжету, выявить сходства и различия в названном жанре народного творчества. Автор проводит сопоставительный анализ сюжета, темы, основной идеи, образов, языка и художественного своеобразия этих сказок.
-
Лермонтовские мотивы в творчестве Г.Тукая
Цель работы – выявление связей творчества русского поэта М.Ю. Лермонтова и творчества татарского поэта Г.Тукая, определение значения творчества М.Ю. Лермонтова в становлении классика татарской литературы как поэта по следующим аспектам: мотив одиночества в поэзии поэтов; общественно-политические стихи; мотив тоски и раздумья; странничество в лирике М.Ю. Лермонтова и Г.Тукая; мотив поиска счастья; Г.Тукай – продолжатель традиций М.Ю. Лермонтова на национальной почве.
-
"Ревизор" Н.В. Гоголя и "Портфель" Наки Исанбет
Цель данной работы заключается в сопоставлении пьес русского и татарского драматургов: Н.В. Гоголя и Наки Исанбет по разным аспектам: идейно-художественное своеобразие произведений (тема, основные идеи, проблематика пьесы); сопоставление основных составляющих композиций, расположение и соотнесенность компонентов в художественной форме; особенности сюжетных линий; особенности в обрисовке образов; сопоставление средств сатирической типизации, художественных приемов в текстах.
-
Образ лошади в рассказах Ф.Абрамова и Г.Ибрагимова
Основные задачи данной работы: показать значимость лошади для русского и татарского народов; найти точки соприкосновения изображений этих животных; проанализировать, как изображены лошади в рассказах русского и татарского писателей Ф.Абрамова и Г.Ибрагимова.