Цели урока:
- Обобщить и систематизировать уже полученные знания по теме “Лексика” в 5-9 классах;
- Повторить в процессе работы с текстом основные виды тропов
- Учить создавать собственный текст.
I этап урока: Обобщение и систематизация знаний по теме “Лексика”. Составление схемы.
- Дайте определение раздела языкознания, в котором изучается лексика.
- Что называется лексикой?
- Что является предметом изучения лексики?
- Вспомните, что такое лексическое значение слова?
- Сколько значений может иметь слово?
- Какие значения может иметь многозначное слово?
- Подумайте, как у слова наряду с прямым возникает переносное значение? (При затруднении найти ответ в учебнике “Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2003.)
По ходу работы составляется схема и делается ее запись в тетрадях. (см. Рисунок 1)
Рисунок 1
II этап урока. Работа с текстом.
Откройте учебник (Дейкина А.Д, Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2003) на странице 58. Найдите упражнение № 56.
В этом упражнении дано несколько отрывков из записных книжек Ф. Абрамова, включенных в цикл “Наедине с природой”.
Прочитайте выразительно, не торопясь, текст под цифрой 2) Выставочный день.
Каждое дерево – портрет. Светлые, солнечные березки среди елок как натянутые струны гуслей. Медные стволы сосен – баховские органы земли. Лиственницы – светильники (где они в живописи?). Скромные, очень скромные в цвете. Береза выметывает жар, а лиственница держит жар в себе. День благодарения не только у людей, но и у природы. Вся природа осенью служит молебен, возносит хвалу небу.
Поделитесь Вашими первыми впечатлениями от прочитанного.
- В этом тексте нарисована яркая картина осени,
когда деревья стоят в красивом убранстве, когда в
природе много ярких красок: желтых, красных,
зеленых.
- В шуме сосен, в шелесте листьев берез писатель
слышит музыку. Каждое дерево будто исполняет
свою музыкальную партию, а все вместе они служат
молебен.
Определите, пожалуйста, тему текста.
- Каждое дерево – портрет.
- Описывая деревья, Ф. Абрамов рисует портрет
осенней природы.
- Для автора с каждого дерева, как с человека можно писать портрет, передавая его неповторимую красоту, потому что каждая березка, сосна, лиственница очаровательны по-своему. Их портреты все вместе составляют вернисаж осенней природы. Один день такого праздника, выставки живых картин рисует писатель. Поэтому текст и называется “Выставочный день”.
Описание осенней природы вы не раз встречали в литературе.
Читая этот текст, на какие образные выражения вы сразу обратили внимание?
- дерево – портрет;
- березки как натянутые струны гуслей;
- лиственницы-светильники.
Скажите, в прямом или переносном значении
употреблены эти выражения?
А для чего служит переносное значение слова?
- Для создания образных средств языка, которые называются тропами.
Какие виды тропов вы знаете? Покажем это на схеме (см. схему).
Посмотрим на тему урока:
Лексические средства художественной выразительности – это и есть тропы.
Давайте найдем эти тропы в тексте. Внимательно посмотрите и скажите, какие эпитеты использует автор ?
- солнечные березки;
- медные стволы сосен;
- скромные в цвете.
Почему вы считаете эти прилагательные эпитетами? Докажите это.
- Солнечные березки – это яркий, желтый, золотой
цвет.
- Медные стволы – это рыжевато-красный, а
скромные в цвете – это неяркий и неброский цвет.
- Эти яркие, образные определения, употребленные
в переносном значении, помогают предать краски
осенней природы.
Таким образом, как художник на холсте мазками, так писатель с помощью эпитетов создает красочный портрет природы.
Посмотрим, что еще увидел в осени писатель? Есть ли в тексте сравнения?
- Березки как натянутые струны гуслей.
Объясните лексическое значение слова “гусли”.
- Это старинный музыкальный инструмент, по звучанию мягкий, нежный.
Как вы думаете, почему березки сравниваются с гуслями ?
- И по форме и по шелесту листьев. Как натянутые струны гуслей, они тонкие, стройные и, подобно гуслям, при малейшем ветерке рождают свою мелодию, ласковую и нежную.
Сделаем еще один вывод: к краскам осени добавляется музыка. Природа способна рождать музыку, а музыка создает ощущение праздника.
Найдите в тексте метафоры, назовите их.
- каждое дерево – портрет;
- стволы сосен – органы земли;
- лиственницы - светильники.
Мы сегодня уже называли метафору “каждое дерево – портрет”.
Давайте вместе подумаем над метафорой “стволы сосен – органы земли”.
Объясните лексическое значение слова “орган”.
Какое чувство вы испытываете, слушая органную
музыку?
Вы знаете, почему орган часто называют баховским?
Скажите, благодаря какому сочетанию образуется
переносное значение?
Подумайте, почему у писателя Ф. Абрамова стволы
сосен – это органы земли?
- Стволы сосен, прямые, стройные, высокие, по форме напоминают органные трубы.
Какой образ рождается в нашем сознании благодаря этой метафоре?
- Земля, подобно органу, способна рождать музыку природы. И эта музыка, возносясь высоко в небо, создает ощущение высокой духовности.
А чем наполняет портрет осенней природы метафора “лиственницы-светильники”?
- Хотя автор дважды эпитетом “скромные” подчеркивает неяркую красоту лиственниц, но когда на большом светильнике зажигаются все свечи, создается ощущение яркого света и праздника. Кроны лиственниц похожи на большой абажур, поэтому эта метафора наполняет портрет осенней природы светом, придавая праздничность и торжественность общей картине.
Какие еще тропы есть в этом тесте? Назовите их.
А как вы определили, что это олицетворение? И для чего писатель использует этот троп ?
Объясните ваше понимание художественных образов, созданных на использовании олицетворения:
- береза выметывает жар;
- лиственница держит жар в себе.
- Все лето деревья как бы вбирают в себя солнце, свет, тепло, жар, а осенью отдают все это назад. Только по-разному.
Вы обращали внимание на то, как желтеет лиственница ?
- Хвоя лиственницы желтеет медленно. Этот желтый цвет долго бывает неярким, с каким-то буроватым оттенком. Поэтому и создается ощущение, что часть накопленного солнечного тепла она оставила внутри себя и держит его.
Обратите внимание на слово “выметывает”
Почему, говоря о березе, писатель выбирает такую форму глагола ?
- Сначала у березы начинают желтеть отдельные пряди, а потом все быстрее и быстрее этот жар начинает охватывать все дерево. Береза, как бы отдавая накопленный за лето жар, сгорает в нем сама, сбрасывая листья на землю. Причем она не просто отдает жар, а выбрасывает его быстро, стремительно, и глагол “выметывает” передает это действие очень точно.
Сколько слов понадобилось нам, чтобы объяснить этот художественный образ, а писатель использовал только одно выражение. Так силой слова достигается образность.
А какой художественный образ венчает портрет осенней природы?
- Природа служит молебен.
Скажите, вам понятно значение всех слов в этом выражении?
Тогда объясните лексическое значение слова “молебен”.
- Молебен служат в церкви. Это краткое богослужение. Предназначение молебна – воспитание высокой духовности в человеке.
Дайте ваше понимание образа “природа служит молебен”.
- Писатель, используя олицетворение, не просто одушевляет природу, он наделяет ее еще и высокой духовностью. Деревья все вместе, стоя в красивом убранстве, рождают музыку благодарения за праздник, который есть в природе, за красоту, им дарованную. Эту красоту они несут людям – в этой и есть высокая духовность природы.
Сделайте вывод: из чего состоит портрет осенней природы у Ф. Абрамова?
- из красок: золотые, медные, скромные;
- музыки: земля звучит как орган, рождая
божественную музыку природы;
- света: “лиственницы – светильники”;
- высокой духовности: молебен, в котором звучит
хвала небу.
Так какой же образ осени возникает в нашем сознании при восприятии этого текста ?
- Осень – это праздник, это торжество красоты природы как красоты жизни. В этом и есть главная мысль текста.
Выводы к работе с текстом:
Подводя итоги работы с текстом, мы можем сделать вывод, что писатель Ф.Абрамов, описывая осеннюю природу, находит свежие и неожиданные образы и достигает это силой слова. Слово оживает, поворачивается всеми гранями. Оно является основой образа. Об этом вы должны помнить при создании собственного текста.
III этап урока. Создание собственного текста.
- В заключение нашей работы я предлагаю вам написать небольшое сочинение на тему “Мелодия осеннего леса”.
- Прежде чем приступить к работе, скажите, слово “мелодия” употреблено в прямом или переносном значении?
Объясните переносное значение выражения “мелодия леса”.
- Это звуки, которые можно услышать в лесу.
Какие звуки вы можете услышать в осеннем лесу?
- Шум дождя, шум ветра, прощальные крики улетающих птиц, шорох листьев, скрип упавшего дерева и т.д.
Ваша задача: описать одну мелодию, которую вы услышали в осеннем лесу, используя лексические средства художественной изобразительности, т.е. тропы, с которыми мы сегодня работали на уроке.
Написание сочинения.
Прочитайте ваше сочинение. Чья работа вам понравилась больше? Почему?
IV этап урока. Задание на дом.
Отредактировать собственное сочинение.