Цель: подготовить учащихся к написанию изложения с элементами сочинения по упражнению № 284.
Оборудование:
- презентация PowerPoint,
- проектор,
- форматные листы А4,
- фломастеры,
- магниты,
- черновики,
- рабочая тетрадь по русскому языку "Читаем, слушаем, говорим, пишем" (под ред. С.И.Львовой).
Ход урока
1. Первая учебная ситуация (5 минут)
Урок начинается с восстановительного диктанта.
:, как люди, на д:бро щ:дры
И щедро нежн:сть людям (от)д:вая
Они : с:рдца (ото)гр:вая
Как мал:нькие теплые к:стры.
К. Жанэ
Задания:
1) вставьте пропущенные слова (подсказка - это однокоренные существительное и глагол);
2) согласны ли вы со словами К. Жанэ?
3) запишите предложение, вставив пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы.
2. Вторая учебная ситуация (10 минут)
- А хорошо ли вы знаете цветы? Для ответа на этот вопрос обратимся к загадкам.
Задание: записать отгадки.
1)
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет - расцветает.
2)
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк.
3)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
4)
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ...
5)
Голова на ножке, в голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку.
6)
Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
7)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
8)
Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички
Отгадки: подснежник, одуванчик, василёк, гвоздиками, мак, ирис, колокольчики, ромашки.
Задания:
1) найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, докажите;
2) найдите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает, докажите;
3) найдите слово, иллюстрирующее смыслоразличительную роль русского ударения;
4) найдите слово в форме мн.ч., тв. п.
5) Какие еще цветы вы хотели бы вспомнить? Запишите их названия.
3. Третья учебная ситуация (10 минут)
- Выберите название одного из цветов, запишите к этому слову:
а) ассоциации на вид
б) ассоциации на запах
в) ассоциации на ощупь
г) ассоциации - чувства
д) ассоциации - человеческие качества
- Напишите миниатюру о своём цветке (через 5 минут работы зачитываются в парах, 3-4 звучат для всего класса).
4. Четвертая учебная ситуация (15 минут)
- Письменно восстановите стратегию создания текста - описания цветка (договариваемся, что под словом "стратегия" мы подразумеваем способ действий, путь к достижению цели). Работа выполняется фломастерами на форматных листах.
- Через 10 минут работы вывешиваются на доске. Ученики ходят, смотрят, читают, комментируют то, что записали одноклассники.
Пример стратегии Нигматуллиной Русланы (7а)
Закрываю глаза и представляю розу.
Рассматриваю её в мельчайших подробностях (бутон, стебель, лепестки, шипы).
Закрепляю в памяти образ, "фотографирую" увиденное.
Подчеркиваю слова, нужные для описания, из записанных ассоциаций.
Быстро записываю 6 предложений, всё время закрываю глаза, чтобы вспомнить розу.
Читаю текст шёпотом вслух по предложениям, исправляю грамматические и речевые ошибки.
Читаю текст во второй раз, проверяю орфограммы, расставляю пропущенные знаки препинания.
5. Пятая учебная ситуация (5 минут)
- Я тоже загадала цветок. Угадайте, какой.
- Читаю стихотворение С.Я Маршака "Ландыш".
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
По солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.Природой бережно спелёнутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
- Версий несколько. А вот кто был прав, узнаем, открыв страницу 112 учебника (там размещена фотография ландыша).
- Как по тексту стихотворения можно было догадаться, что речь идёт о ландыше? (соотносим текст и фотографию, выделяем ключевые слова).
6. Шестая учебная ситуация (20 минут)
- Сегодня мы познакомимся с фрагментом из книги В Сухомлинского.
- Прочтите задания к упражнению (первый абзац). В каком порядке мы будем работать с текстом?
- Читаем текст, определяем его тему (о чем идет речь?) и идею (что автор хотел сказать этим?), выбираем заголовок, составляем план.
- Читаем второй абзац задания к упражнению. Что означает "подробное" изложение? Где возьмём описание ландыша? (подчеркиваем в тексте, зачитываем).
- Выполняем задания 2, 4, 5 к упражнению № 70 в рабочей тетради "Читаем, слушаем, говорим, пишем" (знакомимся со стратегией "Рисую слова").
- Перескажите текст по цепочке.
- Как ответите на вопрос: "Почему мальчик не сорвал ландыш?" (выясняется, что на этот вопрос ученики уже ответили, работая с идеей текста и подбирая заголовок).
- Как сделать переход от изложения к сочинению? (семиклассники предлагают задать вопрос: "Так почему же мальчик не сорвал ландыш?")
7. Седьмая учебная ситуация (20 минут)
- Работа в черновиках.
Домашнее задание: переписать изложение с элементами сочинения в беловик (черновик приложить обязательно!)
Список литературы
- Красиков С.П. Цветы и самоцветы: Мифы. Легенды, предания. - М., 1998
- Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или : - Спб., 2001
- Плигин А.А. Познавательные стратегии школьников - М., 2007