Урок русского языка в 7-м классе по теме "Нет ничего прекраснее цветов…"

Разделы: Русский язык


Цель: подготовить учащихся к написанию изложения с элементами сочинения по упражнению № 284.

Оборудование:

  • презентация PowerPoint,
  • проектор,
  • форматные листы А4,
  • фломастеры,
  • магниты,
  • черновики,
  • рабочая тетрадь по русскому языку "Читаем, слушаем, говорим, пишем" (под ред. С.И.Львовой).

Ход урока

1. Первая учебная ситуация (5 минут)

Урок начинается с восстановительного диктанта.

:, как люди, на д:бро щ:дры
И щедро нежн:сть людям (от)д:вая
Они : с:рдца (ото)гр:вая
Как мал:нькие теплые к:стры.
К. Жанэ

Задания:

1) вставьте пропущенные слова (подсказка - это однокоренные существительное и глагол);

2) согласны ли вы со словами К. Жанэ?

3) запишите предложение, вставив пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы.

2. Вторая учебная ситуация (10 минут)

- А хорошо ли вы знаете цветы? Для ответа на этот вопрос обратимся к загадкам.

Задание: записать отгадки.

1)

Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет - расцветает.

2)

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк.

3)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.

4)

Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ...

5)

Голова на ножке, в голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку.

6)

Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.

7)

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.

8)

Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички

Отгадки: подснежник, одуванчик, василёк, гвоздиками, мак, ирис, колокольчики, ромашки.

Задания:

1) найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, докажите;

2) найдите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает, докажите;

3) найдите слово, иллюстрирующее смыслоразличительную роль русского ударения;

4) найдите слово в форме мн.ч., тв. п.

5) Какие еще цветы вы хотели бы вспомнить? Запишите их названия.

3. Третья учебная ситуация (10 минут)

- Выберите название одного из цветов, запишите к этому слову:

а) ассоциации на вид

б) ассоциации на запах

в) ассоциации на ощупь

г) ассоциации - чувства

д) ассоциации - человеческие качества

- Напишите миниатюру о своём цветке (через 5 минут работы зачитываются в парах, 3-4 звучат для всего класса).

4. Четвертая учебная ситуация (15 минут)

- Письменно восстановите стратегию создания текста - описания цветка (договариваемся, что под словом "стратегия" мы подразумеваем способ действий, путь к достижению цели). Работа выполняется фломастерами на форматных листах.

- Через 10 минут работы вывешиваются на доске. Ученики ходят, смотрят, читают, комментируют то, что записали одноклассники.

Пример стратегии Нигматуллиной Русланы (7а)

Закрываю глаза и представляю розу.

Рассматриваю её в мельчайших подробностях (бутон, стебель, лепестки, шипы).

Закрепляю в памяти образ, "фотографирую" увиденное.

Подчеркиваю слова, нужные для описания, из записанных ассоциаций.

Быстро записываю 6 предложений, всё время закрываю глаза, чтобы вспомнить розу.

Читаю текст шёпотом вслух по предложениям, исправляю грамматические и речевые ошибки.

Читаю текст во второй раз, проверяю орфограммы, расставляю пропущенные знаки препинания.

5. Пятая учебная ситуация (5 минут)

- Я тоже загадала цветок. Угадайте, какой.

- Читаю стихотворение С.Я Маршака "Ландыш".

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
По солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

Природой бережно спелёнутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

- Версий несколько. А вот кто был прав, узнаем, открыв страницу 112 учебника (там размещена фотография ландыша).

- Как по тексту стихотворения можно было догадаться, что речь идёт о ландыше? (соотносим текст и фотографию, выделяем ключевые слова).

6. Шестая учебная ситуация (20 минут)

- Сегодня мы познакомимся с фрагментом из книги В Сухомлинского.

- Прочтите задания к упражнению (первый абзац). В каком порядке мы будем работать с текстом?

- Читаем текст, определяем его тему (о чем идет речь?) и идею (что автор хотел сказать этим?), выбираем заголовок, составляем план.

- Читаем второй абзац задания к упражнению. Что означает "подробное" изложение? Где возьмём описание ландыша? (подчеркиваем в тексте, зачитываем).

- Выполняем задания 2, 4, 5 к упражнению № 70 в рабочей тетради "Читаем, слушаем, говорим, пишем" (знакомимся со стратегией "Рисую слова").

- Перескажите текст по цепочке.

- Как ответите на вопрос: "Почему мальчик не сорвал ландыш?" (выясняется, что на этот вопрос ученики уже ответили, работая с идеей текста и подбирая заголовок).

- Как сделать переход от изложения к сочинению? (семиклассники предлагают задать вопрос: "Так почему же мальчик не сорвал ландыш?")

7. Седьмая учебная ситуация (20 минут)

- Работа в черновиках.

Домашнее задание: переписать изложение с элементами сочинения в беловик (черновик приложить обязательно!)

 Список литературы

  1. Красиков С.П. Цветы и самоцветы: Мифы. Легенды, предания. - М., 1998
  2. Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или : - Спб., 2001
  3. Плигин А.А. Познавательные стратегии школьников - М., 2007