Предмет: Русский язык
Класс: 7
Учебник: автор Разумовская М.М
Тема: Слова категории состояния (2 часа)
Цель: После изучения темы "Слова категории состояния" учащиеся смогут:
- определять значения слов категории состояния
- отличать слова категории состояния от других частей речи
- составлять односоставные предложения
- употреблять в речи слова категории состояния
Оборудование:
- мультимедиа-комплекс по русскому языку для учеников 5-6 классов "1С:Школа. Русский язык 5-6 кл. Морфология. Орфография. Под редакцией О.И. Руденко-Моргун",
- алгоритм по теме "Слова категории состояния",
- дидактический материал, презентация (Приложение 1),
- 3 ноутбука.
Ход урока
№ | Форма работы | Содержание | Примечание |
1 | Орг. момент. | ||
2 | Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | ||
И
Ф |
На слайде записаны 3 предложения.(Приложение 1, 1слайд). Задание:
запишите в тетрадь повторяющиеся слова,
определите их синтаксическую роль и часть речи. - Какое предложение вызвало затруднение? - Каким членом предложения является слово тепло, есть ли в предложении подлежащее, может ли оно быть? - Можно ли определить принадлежность слова тепло к какой-либо части речи без включения его в предложение? - Как называются слова, которые одинаково пишутся, произносятся, но отличаются по значению? Слово учителя: Сообщаю учащимся, что части речи, как и люди, живут своей особой жизнью: у каждой свой характер (морфологические признаки), у них есть родственные связи, они ходят на работу в предложения. У наречия, например, есть брат-близнец, очень на него похожий. Зовут его слово категории состояния. И сегодня мы с ним познакомимся. Вы узнаете, на какие вопросы он отвечает, что обозначает, какую работу выполняет в предложении, и вообще, чем похож и не похож на брата. (Приложение 1, ( слайд №2), заголовок Запишите тему урока. |
Учащиеся должны увидеть, что в зависимости от предложения слово тепло относится к разным частям речи и является разным членом предложения. | |
3 | Усвоение новых знаний | ||
I | Ф | Сообщаю, что помогать нам сегодня будет
Андрей Иванович и его ученики (герои диска 1С) Запускаю мультимедиа-комплекс, выбираю "Обучение", из меню - раздел "Наречия и слова категории состояния", тема "Слова категории состояния", затем команду "Начать". На экране - первый фрагмент. 1-2 фрагмент Андрей Иванович предлагает поработать с предложениями и выделенными словами, которые, по его словам, составляют особую группу. Показ фрагментов сопровождается беседой: - Почему слова скучно, жарко, ветрено похожи на наречия, а лень, охота - на существительные? 3-5 фрагменты - Что обозначают СКС? 6 фрагмент - Почему в предложениях нет подлежащего? Как называются такие предложения? 7 фрагмент - Какую еще особенность заметили? 8-9 фрагменты - Изменяются ли данные слова? Учащиеся сравнивают свои конспекты с конспектом на слайде №2 (Приложение 1) |
Учащиеся смотрят, отвечают на поставленные вопросы и сравнивают свои ответы с ответами учеников Андрея Ивановича. Постепенно составляют конспект в тетради. |
II | И
Г |
- Посмотрим, что рассказывает об этой
части речи научная литература. Перед вами
различные источники. (Приложение 2.
Тексты) Представьте, что вы составители сборника конспектов по русскому языку и вам необходимо заполнить страницу "Различение частей речи". Для этого в группе изучите различные источники о новой грамматической категории. В ходе обсуждения ответьте устно на вопрос: -Какие названия для слов этой грамматической категории предлагаются учеными-лингвистами? - Обобщив полученную информацию, заполните пустые клетки в таблице(есть у каждого) "Различение частей речи" (Приложение 3) |
Каждый из четвёрки изучает свой текст, затем пересказывает в группе. Совместно группа выделяет новую информацию и записывает в конспект. |
4 | Закрепление новых знаний | ||
I | Ф | Беседа по изученному материалу: Какие названия для слов этой грамматической категории предлагаются учеными-лингвистами? - Кто является первооткрывателем этой части речи? - Почему СКС некоторые ученые относят к самостоятельной части речи? Учащиеся отвечают, используя таблицу, которая воспроизводится на слайде №3 (Приложение 1) |
Таблица воспроизведена на экране. |
II | П Ф |
Выполнение (задания №1) в
парах (распечатано на каждую пару) Проверка. |
|
III | Ф | Слайд №4 (Приложение 1) - Представьте, что вам дали задание провести урок по новой теме в параллельном классе. Как вы объясните ребятам, что слово весело в каждом предложении относится к разным частям речи. Используйте таблицу. |
|
IV | ПСС | Работа в парах сменного состава. Вспомните порядок работы (алгоритм работы разложен на партах). Пользуясь конспектом и приведенным алгоритмом по теме "Слова категории состояния", (оба алгоритма напечатаны на одном листе (задание №2)выполните задание. | Методика КСО "Взаимообмен заданиями". |
V | И
Ф |
Слайд №5 (Приложение 1) - Устно укажите номера предложений, в которых есть слова категории состояния. Аргументируйте свой ответ. Проверка. |
|
VI | И
Ф |
Слайд №6 (Приложение 1) - Составьте самостоятельно предложение со словом категории состояния по иллюстрации, запишите в тетрадь. (Задание по вариантам) Проверка. |
|
VII | Г
Ф |
(Задание №3)Ученик 7-го
класса по Интернету разослал по всем школам
задание с пометой "SOS". Он совсем запутался и
просит помочь ему вставить подходящие по смыслу
слова категории состояния и озаглавить текст.
Поможем? (Задание группы выполняют на ноутбуках) Проверка. Сначала зачитывают свой текст ученики сильной группы, затем остальные. Сравнивают результат работы. |
Сильной группе даю текст без слов для справок на раздаточных листах. |
VIII | И | Выполнение теста. (задание №4).
Желающий учащийся выполняет тест на компьютере, который дан на медиаресурсе, используемом при объяснении нового материала. В меню выбираю после темы "Слова категории состояния" Задания к разделу, - задание 1. Объясняю ход выполнения работы: выбрать строчку с правильным ответом. Нажать "Подтвердить ответ". При правильно выполненном задании появляется зеленая "галочка". Если красная "галочка" - выбрать - подсказку. Затем нажать "Вперед". |
Тест на два варианта (для сильных и послабее) |
5 | Итог урока | ||
I II
III |
Ф | Подводим итог урока. Цели
воспроизводятся на слайде №7 (Приложение
1) Рефлексия. Ответьте на листочке на вопросы: 1. Оцени свою активность на уроке (1-5 балл) 2. Достигнуты ли тобой цели урока? Если нет, почему? 3. Понравилось ли работать в группе? Если нет, почему? Оценивание устных ответов. |
|
6 | Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | ||
Объяснение задания. Слайд №8 (Приложение
1) Задание на выбор. 1. Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему "Зима". 2. Письменно ответить на вопрос: Влияет ли состояние природы на душевное состояние человека? |