Урок русского языка в 7-м классе по теме "Слова категории состояния"

Разделы: Русский язык


Предмет: Русский язык

Класс: 7

Учебник: автор Разумовская М.М

Тема: Слова категории состояния (2 часа)

Цель: После изучения темы "Слова категории состояния" учащиеся смогут:

  • определять значения слов категории состояния
  • отличать слова категории состояния от других частей речи
  • составлять односоставные предложения
  • употреблять в речи слова категории состояния

Оборудование:

  • мультимедиа-комплекс по русскому языку для учеников 5-6 классов "1С:Школа. Русский язык 5-6 кл. Морфология. Орфография. Под редакцией О.И. Руденко-Моргун",
  • алгоритм по теме "Слова категории состояния",
  • дидактический материал, презентация (Приложение 1),
  • 3 ноутбука.

Ход урока

Форма работы Содержание Примечание
1   Орг. момент.  
2   Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала  
  И

 

Ф

На слайде записаны 3 предложения.(Приложение 1, 1слайд). Задание: запишите в тетрадь повторяющиеся слова, определите их синтаксическую роль и часть речи.

- Какое предложение вызвало затруднение?

- Каким членом предложения является слово тепло, есть ли в предложении подлежащее, может ли оно быть?

- Можно ли определить принадлежность слова тепло к какой-либо части речи без включения его в предложение?

- Как называются слова, которые одинаково пишутся, произносятся, но отличаются по значению?

Слово учителя:

Сообщаю учащимся, что части речи, как и люди, живут своей особой жизнью: у каждой свой характер (морфологические признаки), у них есть родственные связи, они ходят на работу в предложения. У наречия, например, есть брат-близнец, очень на него похожий. Зовут его слово категории состояния. И сегодня мы с ним познакомимся. Вы узнаете, на какие вопросы он отвечает, что обозначает, какую работу выполняет в предложении, и вообще, чем похож и не похож на брата.

(Приложение 1, ( слайд №2), заголовок

Запишите тему урока.

Учащиеся должны увидеть, что в зависимости от предложения слово тепло относится к разным частям речи и является разным членом предложения.
3   Усвоение новых знаний  
I Ф Сообщаю, что помогать нам сегодня будет Андрей Иванович и его ученики (герои диска 1С)

Запускаю мультимедиа-комплекс, выбираю "Обучение", из меню - раздел "Наречия и слова категории состояния", тема "Слова категории состояния", затем команду "Начать". На экране - первый фрагмент.

1-2 фрагмент

Андрей Иванович предлагает поработать с предложениями и выделенными словами, которые, по его словам, составляют особую группу.

Показ фрагментов сопровождается беседой:

- Почему слова скучно, жарко, ветрено похожи на наречия, а лень, охота - на существительные?

3-5 фрагменты

- Что обозначают СКС?

6 фрагмент

- Почему в предложениях нет подлежащего? Как называются такие предложения?

7 фрагмент

- Какую еще особенность заметили?

8-9 фрагменты

- Изменяются ли данные слова?

Учащиеся сравнивают свои конспекты с конспектом на слайде №2 (Приложение 1)

Учащиеся смотрят, отвечают на поставленные вопросы и сравнивают свои ответы с ответами учеников Андрея Ивановича. Постепенно составляют конспект в тетради.
II И

 

 

Г

- Посмотрим, что рассказывает об этой части речи научная литература. Перед вами различные источники. (Приложение 2. Тексты)

Представьте, что вы составители сборника конспектов по русскому языку и вам необходимо заполнить страницу "Различение частей речи". Для этого в группе изучите различные источники о новой грамматической категории. В ходе обсуждения ответьте устно на вопрос:

-Какие названия для слов этой грамматической категории предлагаются учеными-лингвистами?

- Обобщив полученную информацию, заполните пустые клетки в таблице(есть у каждого) "Различение частей речи" (Приложение 3)

Каждый из четвёрки изучает свой текст, затем пересказывает в группе. Совместно группа выделяет новую информацию и записывает в конспект.
4   Закрепление новых знаний  
I Ф Беседа по изученному материалу:

Какие названия для слов этой грамматической категории предлагаются учеными-лингвистами?

- Кто является первооткрывателем этой части речи?

- Почему СКС некоторые ученые относят к самостоятельной части речи?

Учащиеся отвечают, используя таблицу, которая воспроизводится на слайде №3 (Приложение 1)

 

 

 

Таблица воспроизведена на экране.

II П

Ф

Выполнение (задания №1) в парах (распечатано на каждую пару)

Проверка.

 
III Ф Слайд №4 (Приложение 1)

- Представьте, что вам дали задание провести урок по новой теме в параллельном классе. Как вы объясните ребятам, что слово весело в каждом предложении относится к разным частям речи. Используйте таблицу.

 
IV ПСС Работа в парах сменного состава. Вспомните порядок работы (алгоритм работы разложен на партах). Пользуясь конспектом и приведенным алгоритмом по теме "Слова категории состояния", (оба алгоритма напечатаны на одном листе (задание №2)выполните задание. Методика КСО "Взаимообмен заданиями".
V И

 

Ф

Слайд №5 (Приложение 1)

- Устно укажите номера предложений, в которых есть слова категории состояния. Аргументируйте свой ответ.

Проверка.

 
VI И

 

Ф

Слайд №6 (Приложение 1)

- Составьте самостоятельно предложение со словом категории состояния по иллюстрации, запишите в тетрадь. (Задание по вариантам)

Проверка.

 
VII Г

 

Ф

(Задание №3)Ученик 7-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой "SOS". Он совсем запутался и просит помочь ему вставить подходящие по смыслу слова категории состояния и озаглавить текст. Поможем? (Задание группы выполняют на ноутбуках)

Проверка. Сначала зачитывают свой текст ученики сильной группы, затем остальные. Сравнивают результат работы.

Сильной группе даю текст без слов для справок на раздаточных листах.
VIII И Выполнение теста. (задание №4).

Желающий учащийся выполняет тест на компьютере, который дан на медиаресурсе, используемом при объяснении нового материала. В меню выбираю после темы "Слова категории состояния" Задания к разделу, - задание 1. Объясняю ход выполнения работы: выбрать строчку с правильным ответом. Нажать "Подтвердить ответ". При правильно выполненном задании появляется зеленая "галочка". Если красная "галочка" - выбрать - подсказку. Затем нажать "Вперед".

Тест на два варианта (для сильных и послабее)
5   Итог урока  
I

II

 

 

 

III

Ф Подводим итог урока. Цели воспроизводятся на слайде №7 (Приложение 1)

Рефлексия.

Ответьте на листочке на вопросы:

1. Оцени свою активность на уроке (1-5 балл)

2. Достигнуты ли тобой цели урока? Если нет, почему?

3. Понравилось ли работать в группе? Если нет, почему?

Оценивание устных ответов.

 
6   Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  
    Объяснение задания. Слайд №8 (Приложение 1)

Задание на выбор.

1. Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему "Зима".

2. Письменно ответить на вопрос: Влияет ли состояние природы на душевное состояние человека?