Цели:
- обобщить сведения об обстоятельстве
- формировать умения различать разряды обстоятельств
- определять способы выражения обстоятельств
- орфографическое повторение
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока (1 слайд)
2. Орфографическая разминка по теме: «Правописание–н–нн - в разных частях речи»
Сильные ученики работают по карточкам с заданиями из ЕГЭ
В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется-н-
- глаже_ ая кофта, расследование проведе _ о, газирова_ ая вода.
- вещь переда а, соловьи_ ые трели, песча_ый берег.
- большая тка_ ая скатерть, сани привяза_ ы, демобилизова_ ый сержант.
- перепели_ ая семья, школьники не обуче_ ы, пересече _ ая местность.
Слабые ученики работают по электронному учебнику «Фраза» (2 слайд)
Вставить пропущенные буквы:
- Телевизио_ая антенна, гарнизо_ый оркестр, це_ ая вещь, горта _ ая речь.
- собе_ ая интонация, бездо_ые глаза, традиции_ое приветствие, весе ее настроение.
- секцио_ые занятия, таинстве_ый талисман, карти_ая галерея, многочисле_ ая группа.
- сенсацио_ ое сообщение, вдохнове_ый труд, бессо_ая ночь, беспричи_ ая радость.
- обыкнове_ая биография, информацио_ый отдел, электро_ ая техника, сезо_ые работы.
- открове_ый разговор, исти_ ая дружба, цели_ый район, постепе_ое сокращение.
3. Пееход к новой теме. Фронтальный опрос.
- Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
- Дайте определение прямых и косвенных дополнений.
- Что такое определение?
- Что вы знаете об обстоятельстве ?
4. Комментированное письмо (способы выражения обстоятельств)
- Громадные тучи широко нависли над морем и скрыли блистательный день.
- И звуки полетят, красуясь и играя.
- Она ходила по набережной, пряча лицо от ветра.
- Я с бабушкой пришел в гимназию держать экзамен.
- Ни свет ни заря Лиза вышла из дома.
Вывод: способы выражения обстоятельств (3 слайд)
Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями, деепричастными оборотами, инфинитивом, с существительным в косвенных падежах, некоторыми фразеологизмами.
5. Работа с учебником (Разумовская М.М.8 класс стр.63-64, разряды обстоятельств)
6. Закрепление новой темы. Выборочный диктант (выписывать обстоятельства с определяемым словом,указывая их разряд)
- Вдали громко стучал дятел.
- Вчера мы были в гостях у Эдуарда Львовича.
- Он спросонья ничего не понял.
- Несмотря на плохую погоду,поход состоялся.
- Он чрезмерно любопытен.
- В случае плохой погоды мы не пойдем в поход.
- Он сделал это назло.
7. Творческая работа (слайд 4)
Добавьте в данные предложения обстоятельства.
- Вадим отстал от своих товарищей... (обстоятельство причины).
- Мы отправились в лес… (обстоятельство цели).
- Ребята поспешили на речку… (обстоятельство цели).
- (обстоятельство места) …поднималось солнце.
- (обстоятельство времени) …над лесом занялся пожар.
8. Итог урока
- Что нового вы узнали об обстоятельств?
- Чем могут быть выражены обстоятельства?
- Какие разряды обстоятельств вы знаете?
9. Тест на уровень усвоения новой темы.
10. Самопроверка теста. Выставление оценок (слайд 5)
Оценка «5»- нет ошибок.
Оценка «4»- 1, 2 ошибки.
Оценка «3»- 3,4 ошибки.
Оценка «2»- свыше 4 ошибок.
11. Домашнее задание (слайд 6)
Параграф 15, упр. №98, повторить орфограмму суффиксы причастий.
Презентацию Вы можете получить у автора статьи.