Урок в 5-м классе по теме "Буквы И-Ы после Ц"

Разделы: Русский язык


Тип урока: закрепление изученного материала

Цель урока:

  • создавать условия для закрепления знаний условия выбора и- ы в корнях слов после - ц;
  • содействовать умению учащихся обосновывать выбор гласных и -ы после ц; формировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдения правильного написания слов-исключений;
  • развивать монологическую речь учащихся;
  • воспитывать интерес учащихся к русскому языку.

Оборудование: таблица- алгоритм "Написание и-ы после ц", карточки

Формы организации урока: индивидуальная, групповая, работа в парах

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, творческий

Технологии: дифференцированная, индивидуальная

План урока

1. Организационный этап

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения!

2. Этап проверки домашнего задания

Проверка домашнего задания осуществляется на основании упражнения № 446. Учащиеся должны выполнить распределительную работу в написании слов на два столбика (в первый столбик выписать слова с сочетанием Цы, а во второй столбик с сочетанием Ци)

Сильные учащиеся работают с текстом.

Задание: Найти слова на изученную орфограмму "Буквы и-ы после ц":

Что общего между циркулем и цирком? Я рассудил так: главное в цирке - это арена. На ней выступают акробаты, фокусники, жонглёры и дрессировщики. А арена какая? Круглая. Так же, как и издание самого цирка. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит.

Значит, именно круг как раз то, что роднит циркуль и цирк. А потом я прочёл в словаре, что оба слова произошли от одного и того же латинского сова "циркулюс", что значит "круг", "окружность".

3. Этап закрепления пройденного материала

Рифмованный алгоритм:

В существительных на - ция
Мы всегда напишем - ия.
И под корнем, посмотри,
Тоже пишем букву и.
А в концовке - цын, -цый, -цы
Пишем только букву ы.

Объяснительное письмо.

Спишите, объясняя написание в данных словах орфограммы "и-ы после ц"

Цифра, циркуль, циферблат, цирк, циклон, циклоп, цыплёнок, цыган, цыпочки, цитрусовый, авиация, традиция, провокация, цивилизация, пропорция, сестрицын, куницын, птицы, пальцы, улицы, ровесницы, круглолицый, ресницы.

4. Этап применения знаний на практике

Выборочная работа: выпишите слова с орфограммой "и-ы после ц"

Один раз мы всем классом пошли в ц:рк. У моржа в загородке есть ц:нковая ванна. Боря из всех ситуац:й хотел извлечь пользу. Мартышка на ц:почках подошла к Удаву. Кот стал воровать беспомощных ц:плят. Индейц: и ненц: делают дома из оленьих шкур. Я потрясён твоей эрудиц:ей.

5. Этап контроля и самоконтроля

Работа по карточкам

Карточка № 1, списать вставить пропущенные буквы, графически обозначив орфограмму "и-ы после ц"

Ц:ган, р:сла, р:сток, ц:ферблат, ц:ркуль, конституц:я, делегац:я, администрац:я, ц:тата, ж:лудь, ц:кнуть, ц:трусовые, коллекц:я, ш:рох, иллюминац:я.

Карточка №2, списать вставить пропущенные буквы, графически обозначив орфограмму "и-ы после ц"

Ц:вилизац:я, р:стение, ш:пот, сестриц:н, птиц:, ресниц:, троиц:н, круглолиц:й, демонстрац:я, цариц:н, пор:сль, авиац:я, аппликац:я, ц:плёнок, ц:нга.

6. Этап коррекции знаний и способов действий

Конструирование предложений.

Ответьте на вопросы, используя приведённые в скобках слова. Ответы запишите. Какую пунктограмму вы повторили? Определите стиль написанных вами предложений.

1. Что такое цикламен? (растение с яркими цветами).

2. Что такое цикорий? (растение, сушёный корень которого добавляют в кофе).

3. Что такое циновка? (подстилка на пол, для изготовления которой используется камыш)

4. Что такое цифра? (знак, который обозначает число)

7. Этап информации о домашнем задании

Напишите изложение, используя данный текст

В это время к Никите и Мите подошёл Цыган. Этот Цыган был не настоящий цыган - чёрный, бородатый, с серьгами в ушах.

Этот Цыган был собака. Он сунул Мите в щёку холодный нос. Поднял лапу и подал её Никите, после чего вежливо улыбнулся.

Цыган была серая, худая и очень добрая собака, большой друг Никиты и Мити, и такая умная, что про неё один мальчик рассказывал, будто она даже говорит, но не всегда, а когда захочет.

(По А.Толстому)

8. Этап подведения итогов урока

Учитель: "Над какой орфограммой сегодня работали?"

Учащиеся: "Мы закрепили орфограмму о написании букв и-ы после ц. Буква и после пишется в корнях слов и в словах на - ция. Буква ы после ц пишется:

а) в окончаниях и суффиксах;

б) в корнях и словах - исключениях цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках, цып-цып.

Все учащиеся (вслух) повторяют рифмованное правило написания "и-ы после ц".

В существительных на - ция
Мы всегда напишем - ия.
И под корнем, посмотри,
Тоже пишем букву и.
А в концовке - цын, -цый, -цы
Пишем только букву ы.

9. Этап рефлексии

Реализация рефлексивного алгоритма "Я".

  • Как чувствовал себя на уроке?
  • С каким настроением работал?
  • Доволен ли собой?