Цель урока: развитие связной письменной речи учащихся, формирование их речевой культуры.
Задачи:
- Образовательные:
- развивать навык связной передачи чужих мыслей;
- формировать умение анализировать текст, понимать тему, идею;
- повышать культуру речи учащихся;
- развивать и укреплять навык грамотного письма.
- Коррекционные:
- коррекция недостатков логического мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственной связи;
- развитие внимания, зрительной, слуховой памяти, наблюдательности.
- Воспитательные:
- воспитывать любовь и чуткое отношение ко всему живому на земле;
- учить наблюдать красоту природы.
Оборудование:
- плакат со стихотворением Р. Рождественского;
- карточки с текстом изложения;
- картины для составления плана изложения;
- запись слов на доске для орфографической подготовки;
- сигнальные карточки с гласными буквами;
- индивидуальные карточки для слабых учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Начнём урок с небольшой разминки.
1. Сначала подготовим наш язычок.
Хором прочитаем стихотворение Р. Рождественского. (На доске плакат)
Птицы, рыбы и звери
в душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди.
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц –
не небо!
А море без рыб –
не море.
И земля без зверей –
не земля!
2. Язычок готов, а теперь подготовим наш мозг.
Подберите к словам антонимы – слова, противоположные по смыслу.
Глупый –
Лживый –
Слабый –
Ленивый –
Бесполезный –
Плохой –
У. А может ли человек быть только хорошим или плохим?
Д. Да, есть люди добрые, честные и справедливые, а бывают жадные, жестокие.
Д. А я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и плохое.
У. В каждом человеке есть две половинки: белая и чёрная, важно только, какую человек открывает в себе больше.
У Агнии Барто есть такие слова:
«Я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука –
и он умер у меня на ладони.
Я посадил птицу в клетку –
и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем»
Ребята, что значит, по-вашему, «прикоснуться к красоте сердцем?»
– Значит радоваться всему живому.
– Улыбаться бабочкам, цветам.
– Знать, что это нужно беречь, любить.
– Ощутить эту красоту.
III. Актуализация знаний, объявление темы урока
Сегодня мы будем учиться писать изложение по рассказу писателя Николая Сладкова, человека, который умеет прикоснуться к красоте сердцем, который даже в самом обычном явлении может увидеть что-то необычное.
Текст называется «Воробей».
– Что вы знаете о воробье?
1. Ознакомление с текстом.
Чтение текста учителем. (Текст у учеников на карточках.)
ВоробейВсю зиму воробей прожил в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли ножки. Иней покрывал пёрышки. Наконец солнце заглянуло к воробью в трубу. На карнизах повисли сосульки. Днём с сосулек закапала вода. Воробей ловил клювом сосулькины капельки. От солнца и сосулькиной воды с воробьём стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев. Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Дружным чириканьем провожали они день. Весна! (По Н. Сладкову.) |
2. Беседа по содержанию текста.
– О ком или о чём вы узнали из рассказа?
– Назовите тему текста. В чём она выражена? (в заглавии)
– Что сказано о воробье?
– Какая главная мысль текста?
– Какой можно сделать вывод? (Надо заботиться о птицах, беречь их, помогать им, помнить, что они – часть природы.)
IV. Языковой анализ текста. Словарно-лексическая работа
Поработаем над текстом. Сколько частей в рассказе?
1. Чтение I части текста учащимися (молчаливое).
– Где проживал воробей всю зиму?
– Как вы думаете, это был сельский дом или городской? Почему?
– Как можно сказать по-другому прожил? (протянул, пробыл, просуществовал)
– Почему автор говорит: прожил? (Значит остался живым после долгой зимы, пробыл живым.)
– Почему автор говорит тянулась зима, а не прошла? (тянулась, потому что воробью тяжело жилось.)
– А как ему жилось? (Зябли ножки. Иней покрывал пёрышки.)
– Какие слова (синонимы) можно подобрать к слову зябли? (мёрзли, стыли, коченели, дрогли)
– Почему писатель употребил именно это слово – зябли? (ножки маленькие, воробей и сам небольшой; если сказать коченели, значит воробей совсем бы замёрз, а здесь ножки немного мёрзли.)
– Объясните, что такое иней? (Тонкий слой ледяных кристаллов, образующихся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.)
– А каким словом можно заменить глагол покрывал? (окутывал, укрывал)
– Как Н. Сладков относится к воробью? Можно ли это понять из I части текста? Какие слова помогают нам это понять? (; автор употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы, ему жаль воробья, он сочувствует ему.)
– Какие чувства возникают у вас по отношению к воробью?
2. Чтение II части текста учащимися (про себя).
– Какие изменения произошли в жилище воробья? (солнце заглянуло)
– Заглянуло, как можно сказать по-другому? (забежало, посмотрело)
– Ещё что изменилось? (На карнизах повисли сосульки. С них закапала вода.)– Что такое карниз? (это продольный выступ над окном, дверью, вдоль верхней части стены)
– Как иначе можно сказать повисли? (низко висели, свисали, нависали)
– Как вёл себя воробей? Что он делал? (Он ловил сосулькины капельки клювом.)
– Подберём синонимы к слову ловил. (хватал, глотал, пил)
– Почему автор употребляет именно слово ловил? (Ему сначала надо было поймать капельку, а потом проглотить; он как бы играл и, играя, пил сосулькины капельки.)
– Почему автор говорит капельки, а не капли? (Автор с любовью пишет о воробье. Он радуется за него. Капельки маленькие, большие воробей не мог поймать, не намокнув.)
3. Чтение III части текста учащимися (про себя).
– Каким словом можно заменить прилагательное странные? (удивительные, непонятные)
– Какие странности стали происходить с воробьём? (вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев)схватил – взял, дёрнул (взял быстро, резким движением.) Обратите внимание на слово загривок. Что это? (задняя часть шеи) Стал трепать его? (трясти, тормошить, дёргать)
– Объясните смысл выражения «трепать, как собака кошку». Клок перьев – это сколько? (пучок)
– Как вы думаете, почему такие странные вещи происходили с воробьём? (Когда хорошее настроение, хочется прыгать, играть, веселиться.)
4. Чтение IV части текста учащимися (про себя).
– Куда слетелись воробьи? (на дерево песен)
– Как по-другому можно сказать слетелись? (собрались)
– Почему лучше сказать слетелись? (птицы летают)
– Почему дерево названо деревом песен?
– Почему вечером слетелись птицы? (день провожают вечером после дневных дел)
– На что похож этот сбор птиц? (на хор, на праздник)
– А что они празднуют? (приход весны)
– Как они празднуют? (дружным чириканьем) Чириканье? (пение, щебетание)
– Почему автор употребляет именно это слово?
– Какими словами можно будет заменить в тексте слова воробей (он), воробьи (они, птицы)
– Прочитайте самое последнее предложение (Весна!)
– Какое чувство у вас вызывает оно? (Чувство радости счастья, хорошего настроения, хочется петь, посмотреть на птиц, поприветствовать их, покормить, порадоваться за них. Закончилась трудная зима. Наступает новая пора жизни.)
А у наших братьев меньших впереди зима. Чем вы можете помочь птицам? Мысленно пожелайте всем птицам и зверям благополучно перенести зиму.
V. Составление плана изложения
А теперь составим план, чтобы он помог вам написать рассказ.
- Картинный план к каждой части.
Какой рисунок вы бы нарисовали к каждой части рассказа? - Посмотрите на рисунки к нашему рассказу. Всё ли здесь верно?
Правильно восстановите последовательность рисунков. - Озаглавьте по рисункам каждую часть текста.
План.
- Зимой в печной трубе.
- Странные вещи.
- Сосулькина вода.
- Дерево песен.
- Пересказ каждой части текста учащимися.
- Целостный пересказ рассказа «Воробей» сильными учеником.
VI. Орфографическая подготовка
Написать рассказ мы должны без ошибок, вспомним правописание некоторых слов. (Слова написаны на доске в 4 столбика)
- Какая орфограмма объединяет слова 1-го столбика? (безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением)
Покажите сигнальными карточками, какие буквы вы вставите, а проверочные слова подбираем про себя. - Какая орфограмма объединяет слова 2-го столбика? (Непроверяемая безударная гласная в корне слова.)
Покажите на карточке буквы, которые вы вставите. - Прочитайте глаголы, назовите приставки. Какое правило надо вспомнить, чтобы написать грамотно эти слова 3-го столбика? (Приставка со словами пишется слитно, перед глаголами не бывает предлогов.)
- А как пишутся предлоги со словами? Найдите в тексте и назовите предлоги со словами.
- А кто увидел в тексте слово с непроизносимой согласной в корне? (солнце) Как его проверить? С удвоенной согласной? (странные) Самые трудные слова учитель пишет на доске (происходить, карниз, иней, наконец).
У. Итак, назовите тему нашего текста? (Воробей)
Основная мысль? (дети делают вывод)
Я желаю, чтобы ваше сердце не зачерствело и чтобы к красоте вы прикасались только чистыми руками и сердцем.
И закончить наш подготовительный урок хочется стихотворением Сергея Острового «Взаимность».
Если из гнезда упала птица –
Мне не спится.
Если где-то умер зверь в берлоге –
Я в тревоге.
Если раздавлю зерно невольно –
Мне больно.
Если ствол рванулся бесшабашно –
Мне страшно.
Им бы жить да жить на белом свете –
Я в ответе.
Я ведь тоже ими – как ни мерьте –
Защищён от смерти.
2-ой урок
VII. Повторное чтение текста учителем
VIII. Письмо изложения
IX. Редактирование
Прочитайте свои работы с карандашом в руках и проверьте.