Об использовании блочно-модульной, цельноблочной и интегральной технологий

Разделы: Русский язык


Стремление к совершенствованию, повышению эффективности образовательного процесса привело меня к изучению и внедрению в практику моей работы новых образовательных технологий под названием модульно – блочной, цельноблочной, интегральной, описанных Гузеевым В. В., д. п. н., профессором (Гузеев В. В. Характерные черты образовательных технологий. // Завуч – 2004 - №3 – с. 64 – 96).

В своей статье Гузеев В. В. опирается на концепцию, разработанную группой исследователей под руководством П. М. Эрдниева.

Основное положение этой концепции заключается в том, что «знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком». Первый блок уроков – вводное повторение. Форма проведения: эвристическая беседа.

Второй блок - изучение нового материала. Форма проведения – проблемная ситуация.

Третий блок – закрепление. Форма работы – практикум. Весь класс делится на группы, и закрепление проходит через общение учеников между собой.

Четвёртый блок – закрепление, но форма организации – семинар.

Пятый блок – диагностический: тест, диктант, контрольная работа, зачёт.

Заканчивается блок уроком коррекции знаний.

Блочно – модульная и интегральная технологии используются для углубления знаний, усиления работы на базовом и продвинутом уровне, освоения новых деятельностей, так как в основе этих технологий лежит личностно ориентированный подход.

Пока использую эти технологии в 9 классе. Составила тематическое планирование, выделила в нём 3 большие темы:

  1. Сложносочиненные предложения.
  2. Сложноподчинённые предложения.
  3. Бессоюзные сложные предложения.

Составила план изучения каждой темы, разработала технологические карты, опорные схемы, листки самоконтроля. Каждого ученика снабдила папкой с данными файлами. Технологическая карта является для учащихся своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет им видеть изучаемую тему, целостно и самостоятельно организовывать учебно – познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.

Определение целей каждого учебного занятия позволяет школьнику оценивать уровень сформированности своих знаний и умений, принимать решения о необходимых действиях по коррекции своего процесса усвоения. Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем учителя и одноклассника способствует объективному выявлению причин затруднений и ликвидации имеющихся пробелов в усвоении знаний и умений.

Включать каждого ученика в активную деятельность, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков помогают опорные схемы. Опорные схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения нового материала.

Блочно-модульная и интегральная технологии дают возможность применять компьютерные программы – тренажёры по русскому языку. Данные технологии позволяют ученику чувствовать себя комфортно, так как каждый вправе пересдать тему с целью повышения оценки.

План изучения темы

«Сложносочинённые предложения.

№ п/п

Тема урока

Дата

1

Повторение. Основные виды сложных предложений.

 

2

Развитие речи. Описание по воображению и памяти. Психологический портрет. Сочинение.

 

3

Сложносочинённое предложение. Практикум.

 

4

Семинар.

 

5

Зачёт.

 

6

Диктант.

 

7

Урок коррекции.

 

План изучения темы

«Сложноподчинённые предложения»

№ п\п

Тема урока

Дата

1

Повторении. Сложноподчинённое предложение.

 

2

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.

 

3

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.

 

4

Развитие речи. Аннотация. Рецензия.

 

5

Виды придаточных предложений.

 

6

Практикумы.

 

7

Семинар.

 

8

Зачёт.

 

9

Диктант.

 

10

Урок коррекции.

 

11

Изложение с элементами сочинения.

 

Продолжение