Стремление к совершенствованию, повышению эффективности образовательного процесса привело меня к изучению и внедрению в практику моей работы новых образовательных технологий под названием модульно – блочной, цельноблочной, интегральной, описанных Гузеевым В. В., д. п. н., профессором (Гузеев В. В. Характерные черты образовательных технологий. // Завуч – 2004 - №3 – с. 64 – 96).
В своей статье Гузеев В. В. опирается на концепцию, разработанную группой исследователей под руководством П. М. Эрдниева.
Основное положение этой концепции заключается в том, что «знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком». Первый блок уроков – вводное повторение. Форма проведения: эвристическая беседа.
Второй блок - изучение нового материала. Форма проведения – проблемная ситуация.
Третий блок – закрепление. Форма работы – практикум. Весь класс делится на группы, и закрепление проходит через общение учеников между собой.
Четвёртый блок – закрепление, но форма организации – семинар.
Пятый блок – диагностический: тест, диктант, контрольная работа, зачёт.
Заканчивается блок уроком коррекции знаний.
Блочно – модульная и интегральная технологии используются для углубления знаний, усиления работы на базовом и продвинутом уровне, освоения новых деятельностей, так как в основе этих технологий лежит личностно ориентированный подход.
Пока использую эти технологии в 9 классе. Составила тематическое планирование, выделила в нём 3 большие темы:
- Сложносочиненные предложения.
- Сложноподчинённые предложения.
- Бессоюзные сложные предложения.
Составила план изучения каждой темы, разработала технологические карты, опорные схемы, листки самоконтроля. Каждого ученика снабдила папкой с данными файлами. Технологическая карта является для учащихся своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет им видеть изучаемую тему, целостно и самостоятельно организовывать учебно – познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.
Определение целей каждого учебного занятия позволяет школьнику оценивать уровень сформированности своих знаний и умений, принимать решения о необходимых действиях по коррекции своего процесса усвоения. Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем учителя и одноклассника способствует объективному выявлению причин затруднений и ликвидации имеющихся пробелов в усвоении знаний и умений.
Включать каждого ученика в активную деятельность, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков помогают опорные схемы. Опорные схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения нового материала.
Блочно-модульная и интегральная технологии дают возможность применять компьютерные программы – тренажёры по русскому языку. Данные технологии позволяют ученику чувствовать себя комфортно, так как каждый вправе пересдать тему с целью повышения оценки.
План изучения темы
«Сложносочинённые предложения.
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
1 |
Повторение. Основные виды сложных предложений. |
|
2 |
Развитие речи. Описание по воображению и памяти. Психологический портрет. Сочинение. |
|
3 |
Сложносочинённое предложение. Практикум. |
|
4 |
Семинар. |
|
5 |
Зачёт. |
|
6 |
Диктант. |
|
7 |
Урок коррекции. |
План изучения темы
«Сложноподчинённые предложения»
№ п\п |
Тема урока |
Дата |
1 |
Повторении. Сложноподчинённое предложение. |
|
2 |
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. |
|
3 |
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. |
|
4 |
Развитие речи. Аннотация. Рецензия. |
|
5 |
Виды придаточных предложений. |
|
6 |
Практикумы. |
|
7 |
Семинар. |
|
8 |
Зачёт. |
|
9 |
Диктант. |
|
10 |
Урок коррекции. |
|
11 |
Изложение с элементами сочинения. |