Цель урока:
- познакомить обучающихся с различением глаголов на виды по вопросам и по назначению;
- формировать умения владеть способом действия по распознаванию видов глагола;
- повышать познавательную активность на уроке русского языка.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. 5 – минутная разминка.
- Вчера мы изучали правописание сочетаний -тся и -ться. Вспомните способ определение правописания ь знака.
Проведём с вами небольшую разминку на закрепление изученной орфограммы. Я называю вам слова. Если в слове пишем "ь" знак – хлопок, нет "ь" знака – топот ногами.
Пар расстилается, быстро мчаться, свет разливается, долго купаться, лес улыбается, не успела оглянуться.
III. Рассказ обучающихся, по опорной таблице о глаголе, не включая вид глагола.
IV. Объяснение нового.
1. Анализ примеров.
- Сегодня на уроке мы рассмотрим виды глаголов.
Откройте параграф 111 на стр. 241 материал для
наблюдений со звёздочкой.
- Каково значение выделенных глаголов?
Решали – протяжённость действия;
Решили – завершённость действия.
2. Знакомство с отличиями глаголов совершенного и несовершенного вида.
- Чтобы попробовать разобраться в значениях и вопросах глагола к нам на урок пришли 2 вида глагола. И они хотят нам представиться.
Глагол сов. вида:
Я глагола вид совершенный,
И ничуть я, ребята, не вредный.
Вы вопрос “что сделать?” скажите,
Так меня везде отличите.
- Итак, первый вид совершенный. На какой вопрос он отвечает?
Глагол несовершенного вида:
А я, ребята, несовершенный вид,
И звание мне это вовсе не претит.
Вопрос “что делать?” мне задайте,
И голову мне не ломайте.
- Второй вид несовершенный. На какой вопрос он отвечает?
Откроем стр. 242 и прочитаем все вопросы, которые можно задать глаголу.
V. Закрепление.
1. Распределение глаголов по видам.
- В руках у глаголов совершенного и
несовершенного видов корзиночки. У вас листочки
со словами. Определите в паре вид глаголов и
положите в нужную корзинку.
- Глаголы в корзинках, проверять будем так. Если
правильно определён вид – молчание, если
неправильно – хлопок.
2. Работа с учебником – упр. 648 (коллективно).
3. Рассказ обучающихся о глаголе по опорной
таблице, включая и виды.
VI. Итог урока.
- Какие новые сведения вы получили о глаголе?
VII. Домашнее задание: стр. 242, правило, упр. 645.