Цели:
- Познакомить обучающихся с разделом лингвистики "Морфология".
- Учить распознавать самостоятельные и служебные части речи.
- Прививать любовь к слову.
Ход урока
1. Приветствие.
Доброе утро! Я Вам говорю!
Доброе утро я людям дарю.
И улыбаются добрые люди,
Видно, слова они добрые любят!
2. Знакомство с грамматической сказкой. (Текст взят из книги В.Волиной "Весёлая грамматика", М., 1995, стр.168-169)
Как Морфология порядок навела
Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!
Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"
- Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.
- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.
- А какие формы у вас есть?
- Род, число, падеж.
- А что вы умеете делать?
- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.
- Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология.
- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.
- Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология.
Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.
Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.
Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика.
У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие.
Беседа.
- О каком разделе языкознания вы узнали?
- Что изучает морфология?
- Какие части речи вы знаете? Много ли их?
- Приведите примеры слов разных частей речи из стихотворения О.Высотской "Весёлая грамматика". Упр. 68 в учебнике "Русский язык. 5 класс". Авторы : Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова.М., 2007
Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!
Термин "морфология" ввёл русский лингвист Ф.Ф.Фортунатов. Сообщение ученика.
3. Практическая работа.
Распределите данные слова в таблице. Карелия, лейся, земля, кантеле, мудрая, пой, тайга, озёра, древняя, звените, песня, руны.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
Что помогло записать данные слова в столбики? (задавали вопрос, определяли значения слов)
ВЫВОД. Почему все слова можно распределить по частям речи?
- Вопрос.
- Значение.
- Грамматические признаки.
- Синтаксическая роль.
Составьте из данных слов предложения.(Учащиеся зачитываю предложения)
Карельские поэты А.Мишин и И.Костин соединили эти слова так, что у них получился Гимн Республики Карелия. Запишем в тетрадь. (Повторение пунктограмм "Знаки препинания при обращении", "Тире между подлежащим и сказуемым").
Карелия - мудрая древняя земля!
Лейся, песня, кантеле, звонче пой
Во имя карельской земли родной.
Звените, озёра, и пой, тайга!
Родная земля! Ты мне дорога!
4."Соберите стихотворение" (Строчки из стихотворения разрезаны)
В ожидании весны.
Спешит весна, а за окном
Ещё река покрыта льдом,
Ещё сугробы там и тут,
Ещё сосульки не растут.
Не вспомнив о календаре,
Зима гуляет во дворе.
Я ей напомню, что пора
Уйти на Север со двора!
Автор стихотворения - карельский поэт А.Сунгуров. Текст взят из книги "Волшебная зелёная страна", Петрозаводск : Скандинавия, 2006.
Посчитайте, сколько существительных, прилагательных, глаголов встретилось в этом стихотворении. Почему так много существительных?
Анализ высказываний о частях речи.
" Существительное - сердце языковой вселенной, оно является душой всех частей речи", - считает Е. Любичева.
"Глагол - ангел движения, без которого фраза мертва", - утверждает Ш. Бодлер.
По мнению В.Виноградова, "прилагательное - самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении".
В стихотворении нет прилагательных, которые "озаряют" предмет, расцвечивают его.
Используя эпитеты, расскажите о весне.
Весна.
Красивая, яркая, нежная,
Солнечная, радужная,
Голубоглазая, светлая,
Ароматная, приветливая,
Тёплая, ледоходная,
Звонкая, певучая,
Дождливая, плакучая,
Лучезарная, лазурная,
Весёлая, влюблённая.
(Пименова Катя)
Знакомство со "Словарём эпитетов".
А можно ли задать вопросы и определить значение у слов а, за, и, не, о, что, на?
Прочитайте теоретический материал в учебнике и скажите, как называются эти слова. Стр.186.
5. Подведение итогов.
- Что вы узнали сегодня на уроке?
- Какая часть речи вам больше всего понравилась?
Творческое задание.
1. Вставьте прилагательные.
Весенний снег.
Он уже не::(пышный).
Он уже не::..(лыжный).
Он не из ваты.
Он:::..(ноздреватый).
Он уже не::(белый).
Он потемнелый.
Серый и мокрый,
Старый и добрый.
Можно дать лексическое значение слов, которые нужно вставить.
2. Вставьте глаголы. Для справок: веет, скрылось, гаснет, краснее.
:::вечер, ::..солнце,
Лишь закат::::::..
Счастлив тот, кому зарёю
Тёплый ветер ::::.. . (И.Бунин)
Домашнее задание.
Подобрать стихи, в которых больше всего или существительных, или глаголов, или прилагательных