Цель:
- Рассмотреть деловой разговор в сфере предпринимательской деятельности с позиций его речевой, логической, психологической и невербальной культуры.
- На основе отечественного и зарубежного опыта дать основные формы его реализации (деловая беседа, коммерческие переговоры, деловые совещания).
- Повысить культуру своей деловой устной речи.
Задачи:
- закрепить уровень усвоения студентами знаний по теме:
- "Особенности делового общения с иностранными партнерами";
- закрепить навыки самостоятельного осмысления в переговорном процессе;
- формирование знаний делового человека об особенностях национального этикета;
- закрепление знаний правил поведения участниками деловых приемов;
- способствовать развитию гуманистического отношения к миру.
План проведения занятия
- Вступительное слово учителя.
- Преподаватель ставит перед студентами проблему в виде вопросов.
- Обсуждение и анализ вопросов.
- Обобщающее слово преподавателя.
- Ответы студентов на поставленные вопросы.
Содержание
Открытого урока по дисциплине "Этика делового общения".
1. Вступительное слово преподавателя (10 мин.).
2. Вопросы по закреплению нового материала (30-40 мин.).
3. Обсуждение и анализ вопросов (15 мин.).
4. Оценка результатов работы студентов (10 мин.).
5. Домашнее задание (3 мин.).
6. Список рекомендуемой литературы (3 мин.).
Ход ведения открытого урока
Преподаватель:
"Переговоры - это не место для порывов, это место для дипломатии" (французская пословица).
Инициатива проведения переговоров всегда принадлежит той стороне, которая психологически лучше готова к ним.
Вопрос 1. Как Вы думаете, какова основная задача переговоров в психологическом плане?
Ответ: убедить собеседника принять Ваше предложение.
Вопрос 2. В какой форме должны переходить переговоры?
Ответ: в вежливо-предупредительном плане; все нетактические и грубые методы должны быть исключены.
Преподаватель дополняет:
Следует заметить, что и слишком
1) серьезная манера переговоров не соответствует успеху;
2) ни при каких обстоятельствах не стоит стремиться к достижению односторонних выгод;
3) большое значение имеет и психологический фактор на переговорах.
Профессиональный предприниматель обязан быть дипломатом, т.е. имеет в своем арсенале приемы, позволяющие найти путь к сердцу партнёра, снять их сопротивление, нейтрализовать их нечестных действий.
Преподаватель: Один из важнейших принципов переговоров - исключительное внимание к партнёру.
- "Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу из тех, кто говорит плохо". (Плутарх)
- "Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего". (Восточная мудрость)
Вторая часть - доклады студентов группы П-41.
Тема: "Выслушивание партнера как психологический прием" (материал из книг "Психология делового общения Г.В. Бороздина. (4-5 мин.)).
Доклад студента Фидельского Андрея.
Преподаватель: ситуация во время переговоров напрямую зависит от следующих обстоятельств:
- отношения ведущих переговоров с их группами;
- того, как сидят участники переговоров;
- присутствие зрителей;
- хода переговоров.
Преподаватель: О формировании переговорного процесса нас проинформирует Павелищев Александр.
Преподаватель: В наши дни международные контакты все более расширяются. Возможно, Вам придется вести переговоры с представителями иностранных фирм.
Вопрос: Имеются ли какие-нибудь особенности ведения переговоров с иностранцами?
Да, рассмотрим некоторые из них, опираясь на наблюдения и исследования, приводимые российскими бизнесменами и учеными.
Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, культуру, политическое и государственное устройство. Все это сказывается на особенностях деловых отношений и принятых правил поведения.
Прочитать Эпиграф: "Тот, кто хорошо подготовился к сражению, наполовину победил". (Сервантес)
Преподаватель: О деловой североамериканской культуре расскажет Пушкин Александр.
Преподаватель: Деловая европейская культура намного старше американской. В той или иной степени для нее характерны отличительные черты деловой североамериканской культуры, но и здесь имеются национальные отличия и особенности.
О деловой немецкой культуре расскажет студент Чепилев Сергей (5-6 мин.).
Об деловой английской культуре слово Свистунову А. (5 мин.).
Третья часть. Небольшой диалог на английской языке об экономическом кризисе представляют студенты Рязанцев Дмитрий и Роман Шабурко.
Прошу дать оценку этому диалогу
Преподаватель: О французском межнациональном стиле рассказывает Рахматуллин Р. (5-6 мин.)
Преподаватель: Отличается своеобразием деловая культура Востока.
- О японском стиле ведения переговоров расскажет студент Жирохов А. (5-7 мин.)
- О китайской культуре доклад Гурайдуллина А. (5-6 мин.).
- О деловых отношения с арабами расскажет студент Гевко С. (5-7 мин).
Преподаватель: При решении проблем на переговорах российские бизнесмены предпочитают действовать осторожно, не рисковать. О более подробном стиле российских переговоров расскажет Борков Е. (5-6 мин.)
Преподаватель: Всё это отнюдь не мелочи. Нарушение таких "мелочей" ведёт к весьма неприятным юридическим последствиям. На Западе никому, даже самым сильным, не разрешается безнаказанно нарушать деловую этику.
(после доклада задаю вопрос)
Преподаватель: Почему деловому человеку необходимо знать особенности национального этикета?
Ответ:
1) Ведение дел за границей;
2) Осуществление рабочих контактов с приезжающими в Россию иностранцами;
3) Умение вести торговлю;
4) Принятые решений;
5) Выполнение доступных договорённостей.
Вопрос: Какие факторы влияют на особенности национального этикета? В Чём проявляется их влияние?
Ответ:
- тщательная подготовка к переговорам;
- умение сохранить независимость;
- профессионализм ведения переговоров;
- незнание национальных особенностей делового этикета может привести на партнеров нежелательное впечатление, затруднить взаимодействие, как на стадии переговорного процесса, так и при реализации тех или иных совместных проектов.
Вывод: В основе особенности делового этикета и деловой культуры в целом лежат не только традиции, но и черты национального характера.
Зачитать выдержку из серии "Заметки из моего блокнота" ( на парте у каждого) лист № 6.
Преподаватель: В какой бы форме не осуществлялось деловое общение, оно всегда включает в себя монологи и диалоги участников, маленькие или большие публичные речи. "Забери у меня всё, чем я обладаю. Но оставь мне мою речь. И скоро я обрету всё что имел". Даниэл Уэбстер.
Учитель:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно предать и продать и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
В.Шеднер
Преподаватель: Ведение деловых переговоров с иностранными партнёрами между бизнесменами - это изящная словесность, не риторическое упражнение - это средство достижения деловых целей. Она должна отвечать ряду требований, которые делают её убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.
(Устьянова Таня)
Грамотность, логичность, эмоциональная окраска речи сегодня является обязательным условием любого делового общения.
Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом. Владение, словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культурой человека, его образованности. И очень современными кажутся слова А.П. Чехова: "Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать".
Сегодня, к сожалению, таких знаний и умений не хватает многим деловым людям. Практически достичь этого можно только при хотя бы приблизительном знакомстве с деловой риторикой, с правилами верного обращения со словом, техникой его использования.
Идет просмотр записи выступления ораторов - цель услышать правильно речь. (Смотрим запись)
Идёт комментирование записи.
Если останется время прочитать:
а) рекомендации, как не допускать ошибки в деловом общении при переговорах.
б) характеристику, где сейчас требуются молодые люди, имеющие навыки хорошего делового общения.
в) даю домашнее задание, объясняю упражнение № 6 "конкурс дикторов" (художественное чтение) или стр. 41 ( 3и 4) упр. Автор Мальханова "Деловое общение".
Подведение итогов за урок:
1. Фидельский Андрей - 4 (хор.)
2. Павелищев Александр - 3 (удв.)
3. Пушкин Александр - 4 (хор.)
4. Чепилев С. - 4 (хор.)
5. Свистунов А. - 4 (хор.)
6. Рахматуллин - 4 (хор.)
7. Губайдуллин А. - 5 (отл.)
8. Гевко С. - 4 (хор.)
9. Жирохов А. - 4 (хор.)
10. Барков Е. - 4 (хор.)
11. Рязанцев Д. - 5 (отл.)
12.Устьянцева Татьяна - 4 (хор.)