Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древности. Самое раннее и классическое выражение этой идеи находим у древнегреческого философа Сократа (469-399 п. до н. э.). Знаменитое сократовское "Исследуем!", сохраненное преданием, определяло подход философа к изучению действительности, характер его учения и весь его жизненный стиль. Сократовский (или сократический) метод представляет собою беседу-исследование: с помощью остроумных вопросов, задаваемых одним собеседником другому, обнаруживаются противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира, выявляется несоответствие между привычными суждениями и теми представлениями, которые создает пристальный анализ; осознание этих противоречий будит мысль, возникают новые вопросы, которые шаг за шагом ведут к истине.
В диалогах Сократа с его современниками исследованию подвергались в основном нравственные категории: благо и зло, добродетель и порок, свобода и ответственность, право и долг.
В современной понятии учебное исследование есть всегда исследование уже познанного: "Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников ... Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения"
Ни в коем случае нельзя преувеличивать исследовательские возможности школьников. Но и оставлять их только в указанных рамках - значит сводить учебное исследование к тренировке и утрачивать определенность такого метода.
Любой школьный предмет состоит из проблем, уже решенных обществом и наукой, рассказывает о путях решения, уже изведанных. Поэтому можно назвать любой учебный метод - исследовательским.
По моему мнению, учебное исследование вносит в процесс преподавания русского языка следующее: помощь в формировании самосознания школьника, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой работе на уроке.
Анализ мнений школьников об уроках убеждает, что особенно привлекательно для них все то, что они увидели, услышали, узнали в самостоятельных поисках, в самостоятельных работах - в заранее подготовленных комментариях к тексту, сообщениях, докладах, в беседе, в коллективном размышлении, индивидуальной деятельности и т. д.
Учебное исследование способно "освежить" атмосферу уроков, воздействовать на все стороны, все приемы преподавания.
Поэтому исследовательскую работу на уроках русского языка целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: метод и уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников.
Конечно, исследовательский метод никогда не отменит и не заменит других учебных методов, но стать перспективой на учебном пути - может. Исключительную важность при этом приобретает одно условие: не переоценивать возможности учащихся, остерегать их от скороспелых суждений, от самоуверенности, приучать к научной строгости и ответственности. Учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его ввести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учеников. Работа это нелегкая, требующая настойчивости, накопления знаний по крупицам, которая может стать дорогой к творческому труду.
В идеале любая квалифицированная учительская работа сегодня немыслима без исследования. Оно необходимо, чтобы видеть реальный педагогический процесс, его проблемы, конфликты, перспективы, чтобы искать эффективные способы обучения и воспитания, объективно оценивать результаты своей работы.
Я вовсе не хотела бы выдавать желаемое за действительное и навязывать мысль о том, что исследование уже стало типичным в работе языковеда. Чтобы сделать реальную учительскую практику отвечающей исследовательской природе, мало высшего педагогического образования и самых квалифицированных руководств и наставников. Нужна еще убежденность учителя в том, что исследование - его дело, что оно действительно хлеб насущный.
Считаю. что исследование может применяться на всех этапах обучения языку: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следовало бы осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.
Я расскажу лишь о некоторых видах организации исследовательской деятельности на уроках русского языка.
1. Учебное исследование как игра.
Игру многое роднит с искусством, особенно словесным: любимые человеческие игры - ролевые, в которых образы создаются с помощью слова.
Для школы важно, что игра - исток художественного мышления и творчества. Это давно замечено писателями. Л. Н. Толстой считал игру в "муравейное братство" и в "зеленую палочку" началом своей духовной жизни, соотносил со всей своей деятельностью. Видимо, это закономерность, которая проявляется повсеместно и во все времена. Считаю, что игра должна занимать большое место и в школьном преподавании. Но это далеко не так. Игра применяется иногда во внеклассной работе (обычно - типа викторины). На уроках же она - редчайшая гостья и встречается, добавим, только у тех учителей, на чьих уроках вообще бывает интересно и весело.
Я не буду утверждать, что причина скуки - именно невнимание к игре: есть и другие причины. Игра способна помочь в преодолении скуки: потянешься к игре, задумаешься над нею - и захочется поискать живые начала во всем преподавании.
Будьте внимательны.
Один школьник написал: Волна - красавuтся. Что с чем он перепугал? Как вы объяснили бы ему его ошибку? Попробуйте сами написать без ошибок под диктовку такие примеры.
У колодца расколоться
Так хотела бы вода,
Чтоб в болотце с позолотцей
Отразились про вода.
Так хотела бы водица
Убегать и расходиться.
(Хлебников).Очень знать нам хочется,
Звездная Медведица,
Как вам ночью ходится,
Как вам ночью ездится ...
(Маяковский).Мы вас ждем, товарищ птица!
Отчего вам не летится?
(Маяковский).
Мягкий знак после шипящих.
Попробуйте подобрать рифмы к словам: ключ, дочь, шалаш, багаж, камыш, меч, полночь, мелочь, дрожь.
Мне не удалось подобрать рифмы ко всем словам. А что получилось у вас?
Играем со словосочетаниями.
Вы знаете, что бывают золотое кольцо, золотое сердце, золотые руки, золотые слова. Составьте как можно больше словосочетаний с прилагательными: острый, твердое, легкий, холодное, львиная, круглый, глубокая.
Изучаем "Фонетику" 5 класс
З а д а н и е 1. Запишите одними гласными буквами фамилии известных поэтов и писателей 19 в. Например: еао, еоо, еu, оuu, аяоu.
Легко ли расшифровать эту запись?
А теперь запишем те же фамилии при помощи одних согласных: Нкрсв, Л pмнтв, Гндч, Фнвзн, Мквскй. Теперь запись расшифровывается почти без всякого труда.
- Давайте вспомним, сколько гласных фонем (звуков, различающих слова) в русском языке? Их шесть. Назовите их. А согласных? Более 30 (до 37 по подсчетам ученых - представителей разных научных школ). Ясно видно, что согласных в языке больше. Благодаря такому разнообразию согласных "звуковых красок" наши слова звучат по-разному. Гласные меньше используются для "раскраски". А для чего же? Что нужнее - гласные или согласные?
З а д а н и е 2. Вот какое задание предложил когда-то учащимся проф. А. М. Пешковский в учебной книге "Наш язык":
Трудные слова.
Поспорили однажды Миша и Сережа, кто труднее слова выдумает - хотя бы и без смысла. Вот Миша и говорит: "Ауэ!" А Сережа: "Прк!"
А Миша: "Ауэо!" А Сережа: "Пркх!"
- Ауэоы! - Пркхт!
- Ауэоыу! - Пркхтш!
А труднее они уже не могли придумать.
Вопросы для беседы: чем трудны Мишины слова? Что делается со ртом, когда их произносишь? Открыт он или закрыт? Закрывается ли он сколько-нибудь значительно хоть на одно мгновение?
А чем трудны Сережины слова? Что делается со ртом, когда их произносишь? Раскрывается ли он хоть немного? А что делается со ртом при произнесении обыкновенных слов баба, тетя, Миша?
И т. д.
Что нужнее - гласные или согласные?
Совершенно ясно, что одинаково нужны и гласные и согласные. Деление звуков на два эти разряда свойственно всем языкам мира.
Изучаем "Синтаксис" 9 класс
Тема "Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
Карточки с предложениями (предложения даны без знаков препинания)
Получивший карточку должен обосновать свой ответ.
- Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пушкин.)
- Одно было несомненно: назад он не вернется. (Тургенев.)
- Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (Крылов.)
- Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой - и_знутри поднялся собачий лай. (Гоголь.)
- Дуб держится - к земле тростиночка припала. (Крылов.)
- С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. (Пушкин.)
- Вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи. (Тургенев. )
- Пашню пашут - руками не машут. (Пословица.)
- Я проснулся: заря уже занималась. (Тургенев .)
- Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов.)
- Глубже пахать - больше хлеба видать. (Пословица. )
- Иногда мне думается - надо убежать. (М. Горький.)
- Однако пора вставать: уже без четверти шесть. (Пушкин.)
- Приказ есть приказ - так его воспитал фронт. (Воробьев.)
- На стене ни одного образа - дурной знак. (Лермонтов.)
- Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Тургенев.)
Тема "Запятая и ее отсутствие в сложносочиненном предложении"
На доске прикреплены кармашки: распределить предложения соответственно правилам.
Карточки с предложениями (предложения даны без знаков препинания) Учащийся объясняет свое решение.
- Наташа говорила шепотом, да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса. (Паустовский.)
- Уймись, или худо будет. (Пушкан.)
- Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. (Пушкин.)
- Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму. (Гончаров.)
- От долгого сиденья у него затекли ноги и заболела спина. (Куприн.)
- Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль. (Куприн.)
- По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.
- Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (Тургенев.)
- Это кто такие и что им надобно? (Пушкин.)
- Пусть кончится холод и наступит тепло.
- Как он смешон и как глупы его выходки!
- Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад. (Л. Толстой.)
- Оглянитесь вокруг, и увидите столько нового и интересного!
- Хриплый стон и скрежет ярый. (Пушкин.)
- Необходимо рассмотреть авторские заявки и срочно составить по ним заключения.
- Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море. (Катаев.)
2. Исследование как наблюдение над авторским текстом и творческая работа учащихся.
1) 8 класс, тема урока "Частотность употребления конструкций с однородными членами в разных эпизодах рассказа Л. Толстого "После бала".
А) Индивидуальная исследовательская работа по рассказу Л. Толстого.
Класс слушает сообщения о результатах исследования (наиболее часто конструкции с однородными членами встречаются в портретных описаниях героев, в описании мазурки, в сцене наказания татарина, в эпизодах, передающих душевное состояние Ивана Васильевича) .
Б) Коллективная исследовательская работа.
- Давайте проследим роль и экспрессивные возможности предложений с однородными членами в этих эпизодах. Мы слышали, что наиболее часто однородные члены встречаются при создании портрета. Почему? (Зачитаются отрывки с описаниями портретов Вареньки и ее отца. Использованные конструкции создают очень точную картину, позволяют описать героя, подробно, передать все детали, так что мы можем ясно представить его.)
Какой вам представляется Варенька? ее отец? Попытайтесь выразить свои ассоциации с помощью слова или словосочетания. (Варенька - нежная лилия, грациозная лань, распустившаяся роза, звезда. Отец - античная статуя, белое и черное.)
Каждый из вас попытался зрительно представить себе героя благодаря экспрессивности однородных членов, которые передают мельчайшие детали портрета.
2) 8 класс, тема урока "Обособленные члены предложения".
Читается отрывок из повести А. И. Куприна "Олеся". Первый вариант чтения - без обособленных членов, второй вариант текст взят полностью. Учащиеся делают вывод: обособленные члены предложения обогащают нашу речь.
Затем каждому ученику выдаются фотоэтюды, к которым нужно дать сопроводительный текст из пяти-шести предложений с обособленными членами.
3) 7 класс, урок-практикум "Деепричастие - особая форма глагола" (проводится после изучения темы "Деепричастие")
Цель - не только обобщить, систематизировать материал по теме, закрепить изученные орфограммы (не с деепричастиями) и пунктограммы (выделение деепричастия и деепричастного оборота); сравнить две глагольные формы (причастие и деепричастие), помочь каждому усвоить грамматико-стилистическую норму употребления деепричастия в предложении, научиться видеть границы деепричастного оборота.
Работа с текстом:
Выпив чашку чая Наташа шумно вздохнула забросила косу за плечо и начала читать книгу в ж .. лтой обл .. ке, с картинками. Мать стараясь (не) шуметь посудой наливая чай вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро она утомилась следить за рассказом и стала ра (с, сс) матривать гостей, (не) заметно для сына и для них. Павел сидел рядом с Наташей; он был красивее всех. Наташа ни .. ко наклоняясь над книгой часто попр .. вляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головою и понизив голос говорила что-то от себя не глядя в книгу ласково скользя глазами по лицам слушателей. Хохол нав .. лился широко грудью на угол стола, косил глазами стараясь рассмотреть издерга (н,нн) ые концы своих усов. Весовщиков сидел на стуле прямо упираясь ладонями в колени и его рябое лицо без бровей, с тонкими губами, было (не) подвижно, как маска. (Не) мигая узкими глазами он упорно смотрел на свое лицо отраже(н,нн)ое в блестящей меди самовара, маленький Федя слушая чтение беззвучно двигал губами точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся поставив локти на колени и задумчиво улыбался. В комнате было как (то) особенно хорошо. (М. Горький).
- Выразительное чтение текста и работа с ним.
1. Найдите деепричастия. Почему вы решили, что это деепричастия? Докажите.
2. Почему деепричастие - особая форма?
3. Какие признаки глагола есть у деепричастия? Добиваюсь полного ответа:
- общее лексическое значение (не глядеть - не глядя);
- вид;
- зависимое слово ставится при деепричастии в том же падеже, что и существительное при глаголе (не глядеть в книгу не глядя ... );
г) возможность определяться наречием (совсем не глядеть - совсем не глядя).
4. Какие общие черты у деепричастия и наречия?
- Замените, где можно, один из глаголов деепричастием. Укажите условия замены.
1) Сестренка беспрерывно болтала и не слышала даже своих слов. 2) Море грозно шумело, и волны яростно бились о берег. З) Малыш напевал и хлопал в ладоши. 4) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.
- Исследование с опорой на сравнение двух глагольных форм.
- А есть ли общие грамматические признаки у причастия и деепричастия?
Общими усилиями приходим к выводу: обе формы глагольные; образуются от глагола; имеют вид; могут иметь при себе зависимыe слова.
- А в чем их различия?
Повторяем сведения об образовании деепричастий. На что нужно обращать внимание? (На вид, основу глагола.)
. Разберите по составу деепричастия.
Выпив, стараясь, наливая, наклоняясь, понизив, завернув, развертывая, проговорив.
- Придумайте и запишите слова с данными значимыми частями: -евши, -евший, -ивши, -uвшuй, -авши, -авшuй.
- Этимологическая страничка: форма деепричастия несовершенного вида от глагола быть - будучи является архаическим образованием в современном языке. Происходит она от им. падежа, ед. ч. кратких причастий женского рода, и её можно обнаружить в фольклоре и литературных произведениях, близких по стилю к устному народному творчеству:
Лето он жил работаючи, Зиму не видел детей,
Ночи о нём. помышляючи, я не смыкала очей.
(Н. Некрасов "Мороз, Красный нос")
Ср. также: жить припеваючи, работать играючи, говорить жалеючи.
Деепричастия продуктивно используются также в устойчивых сочетаниях, пополняя фразеологический актив языка: засучив рукава, не покладая рук, спустя рукава, сложа руки, сломя голову, положа руку на сердце, разиня рот и т. п.
Например, устойчивое сочетание засучив рукава живёт в современном языке, существенно изменив своё лексическое значение в процессе исторического развития общества. Глагол засучить образован с помощью суф. -ить- от основы "сук" (как и слово сукно). В древнерусском языке было слово сукман, что означало "суконный кафтан". Поэтому буквально засучить рукава значило бы "отвернуть сукно на рукавах кафтана". Однако, в результате сложной эволюции глагол засучить и деепричастие засучив резко разошлись в значениях; глагол и его особая форма перестали быть тождественны друг другу в смысловом отношении.
Такие сведения о деепричастии повышают интерес учащихся
4) 8 класс. "Однородные члены предложения"
- Знаки препинания, объяснить их; раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы.
Хлестаков вовсе (не)надувает он не лгун по ремеслу он сам забывает что лж .. т и уже сам почти вер .. т тому что говорит. Это вообще лучшая и самая поэтическая минута в его жизн .. - почти род вдохновения. (Гоголь).
-Проверка диктанта (один ученик у доски).
- Работа с текстом. О какой "минуте" говорит Гоголь? Действительно ли Хлестаков верит своей фантазии?
- Чтение по ролям явл. 4 третьего действия. Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о петербургской жизни? До какого момента инициатива разговора в руках Хлестакова? (До реплики Марьи Антоновны.) Действительно ли Хлестаков обладает "легкостью необыкновенной в мыслях"? Замечает ли Хлестаков, что начинает врать? Как выходит из затруднительных положений?
Как вы думаете, где высшая точка (кульминация) сцены вранья? Почему Гоголь говорит не упал, а шлепнулся? Как реагируют чиновники на эту сцену? Почему?
- Пунктуационный разбор (вывод к беседе).
Все они, уездные, напуганные и знающие свои грешки, благоговеющие перед начальством, готовы в носе, в бакенбардах, пустышке, в фитюльке увидеть какие угодно величественные черты, раз они признали бакенбарды и фитюльку персоной. (Г у к о в с к ий).
- Обобщающая беседа. Что же помогает Хлестакову молниеносно вознестись в мечтах до генерала и даже фельдмаршала? Как Гоголь передает изменение настроения чиновников города?
Каковы жизненные идеалы Хлестакова? Какая фраза лучше всего отражает сущность этого "елистратишки"?
Запись эпиграфа к уроку: "Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия!"
- Словарная работа: записать существительные и прилагательные, характеризующие Хлестакова.
Пустозвон, несколько приглуповат, щеголь, простодушный, тщеславный, болтун, недалекий.
3. Уроки-исследования.
7 класс. Урок-исследование по теме "Частица"
- Знакомства с определением частиц по школьному учебнику и с обобщающей таблицей "Разряды частиц по значению и функциям"
Вопросы для анализа таблицы:
- На какие группы делятся все частицы? По каким признакам?
- Отметьте иаиболее употребительные частицы. В каких стилях речи они употребляются?
- Какие частицы используются редко? В каких стилях?
- На что указывают пометы в скобках после некоторых частиц?
Второй этап - анализ текста с помощью вопросов и исследовательских заданий.
- Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.
- Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке.
-Неужели дятел?
- Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей. Так ты птица- осоед. -
- Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок. Как раз гусениц и личинок любят дрозды.
- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
- Ну тогда ты, наверно, лесная мышь.
- Вот еще - мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.
- Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка.
- Куда уж - кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.
- Ладно, ты - цапля.
- Где уж - цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
- Точно, куница!
- Вот именно не куница. Куница - мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семенa елок и сосен, ягоды и грибы ..
_-Скорее всего ты - свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!
- Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки. (По Н. И. С л а дко ву).
Вопросы и задания:
- Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?
- Как его можно озаглавить? Сравните свое название с авторским ("Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты"). Какое точнее, удачнее? Почему?
- Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.
- Сравните два предложения: Ты ошибся, nотому что я не лесная мышь.- Вот еще лесная мышь! Можно ли их употребить в диалоге? В каком предложении содержание передано сжато, энергично? Какими средствами? Где решительно и резко опровергается суждение, высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего к предмету разговора (к тому, о чем говорится) и к собеседнику?
- Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определить отношения собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла нам узнать о них?
- Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям, обратившись за справками к обобщающей таблице и к следующему предписанию:
Роль частиц в предложении и тексте.
- Укажите частицу (или сочетание частиц).
- С какой целью употреблена частица в предложении (в тексте)?
- Для образования наклонения глагола.
- Для выражения значений модальности (каких?).
- Для внесения в предложение значения утверждения или отрицания.
- Для оформления предложения по цели высказывания.
- Входит в структуру предложения как необходимый компонент ("Пойдем?" - "Давай".согласие; "Лентяй он".- "Ну уж" - сомнение).
- Связывает части предложения, его члены или целые предложения. Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте?
7. В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы: Ну да, так-таки, идетразговорные, аж, эк, ага, ишь, вишь - просторечные.
На что указывают эти пометы? Можно ли просторечные и разговорные частицы употреблять в диалоге? Почему? Какие из названных слов встречаются в вашей речи? Замените просторечные частицы синонимичными нейтральными.
8. Сделайте вывод: почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?
- Конструирование микротекстов по предложениям.
Вопросы и задания.
1. Сравните четыре предложения. Одинаковую ли информацию они содержат? Как вы это установили?
- Я nриглашаю вас сегодня в гости.
- И я nриглашаю вас сегодня в гости.
- Я nриглашаю и вас сегодня в гости.
- Я nрuглашаю вас и сегодня в гости.
2. Какой частью речи является и в этих предложениях? Аргументируйте свое мнение. (Частица, так как союз связывает однородные члены или части сложного предложения.)
3. Сконструируйте микротекст по каждому предложению. Какие получились микротексты: одинаковые или разные? Почему?
- Выводы:
1) Могут ли частицы "путешествовать" по предложению? Произвольна ли позиция частицы в высказывании?
2) Помогают ли частицы восстановить контекст, подсказать, о чем говорилось прежде, и предсказать продолжение текста? Докажите своими примерами.
Учебное исследование на уроках реально при одном решающем условии - если сам учитель по своему подходу к работе, по характеру преподавания является исследователем. Однако вполне возможен вопрос: действительно ли учитель может и должен быть исследователем?
Известна иная точка зрения: дело учителя - практическое преподавание, а не научные изыскания. Есть даже традиционное выражение - "учитель-практик". Распространенность такой позиции можно объяснить общепризнанной перегруженностью учителя, поглощенностью повседневными заботами, которые иногда не дают поднять головы, осмыслить сделанное, заглянуть вперед.
Это очень серьезная трудность, поэтому в государственных документах подчеркнута необходимость преодолеть перегрузку, помочь учителю сосредоточить свои силы на главном - на обучении и воспитании. Но именно это главное и требует исследования как типичной черты учительской деятельности. У учителя русского языка, верно понимающего свою профессию, всегда есть исследовательский интерес. И когда преподаватель рассказывает в классе о том, что уже добыто наукой, или организует решение (в целях подготовки, тренировки) уже решенных наукой задач, он является исследователем, потому что ему интересно и важно понять, как постигают язык конкретные его ученики, что им легко, что трудно и почему; какие возникают успехи и конфликты, а иногда и для того, чтобы найти истину. И ученикам важно увидеть в учебных заданиях нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, четких упражнений.
Список использованной литературы
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 1997.
- Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Русское слово: Факультативный курс для учащихся 7-8 классов: Пособие для учащихся. - М., 1987
- Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990
- Доманский В.А. Литература и культура: Культуроведческий подход к изучению словесности в школе: Учебн. пособие. М.: Флинта, 2002
- Земская Е.А. Как делаются слова: книга для учащихся. М., 1978
- Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка// Рус. яз. В шк. - 1994. - №4.- С.
- Лебедева Е. С. Уроки ономастики: научный поиск и творчество учащихся //Рус. яз. в шк.-2000.-№2.-С. 48-50
- Новикова Л.И. Урок-конференция "Имя в реке времени" "Русский яз": Прил. к газ. "Первое сентября").- 2001.-№ 10
- Откупщиков Ю.В. К истокам слова.3-е изд., испр. М., 1986
- Пашкова Г.И. Роль кружка русского языка в преодолении диалектных ошибок учащихся сельской школы // Рус.яз. в шк. - 1989.- №4.-С.
- Русская народная словесность: Книга для учителя в 5-9 классах/ Автор-составитель Н.Н.Костанян. М.,1994
- Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / Под ред. В.П.Нерознака. М. 1997
- Скворцов Л.И. Язык, общение и культура (Экология и язык)// Рус. яз. в шк. -1994. - №1
- Скворцов Л.И. Экология языка, или Поговорим о культуре речи: Кн. для учащихся. М., 1998
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. М., 1993
- Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.,1984
- Хлебцова О.А. Русский язык в пословицах, поговорках, крылатых словах, афоризмах: Учебн. пособие. М., 1999
- Определяющие элементы организации научно-исследовательской работы/ А.А. Андреев, М.Л. Закиров и др. // Тез. докл. на респ. межвуз. н.-и. конф. по пробл. обучения студентов, г. Ташкент, 1977.