Урок в 3-м классе на тему "Состав слова"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • Формировать у учащихся: четкие представления понятий «основа», «окончание», «однокоренные слова», изменение формы одного и того же слова.
  • Формировать орфографические навыки. Навыки контроля и оценки своей деятельности. Формировать умение пользоваться алгоритмом, четко определять свои действия.
  • Развивать у учащихся умения пребывать в различных социальных ролях. Решать свои социальное «я», учить четко и ясно высказывать свою мысль – коммуникативное «я».

Форма проведения: Рефлексивный круг.

Пути решения проблемы:

  • в группе – проектная деятельность;
  • в паре – путем логического исключения;
  • индивидуально – через справочный материал.

Оборудование: словарь русского языка, справочная литература.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Основная часть.

Прочитайте. Какой урок начинаем. Назовите правила работы на уроках русского языка, которыми мы пользуемся.

Читают самостоятельно.

  1. Какое правило лично для себя хотите реализовать, использовать на уроке?

-Запишите число. Классная работа. Подчеркните орфограммы. Какие орфограммы подчеркнули?
-Как предлагаете оценить свое движение в ходе урока? Посмотрите на словесное определение своей деятельности. Определите для себя, к чему будете стремиться.
-Уважаемые гости работают вместе с нами. Решаем проблему сообща. Используйте схемы для своих наблюдений по данной теме.

  1. Какой раздел прошли. Сегодня у нас обобщающий урок. Можно назвать урок-конкурс. Отслеживаем свои результаты. Вы конкурсанты. Свои личные результаты отметим в свободной таблице-графе успешности после урока.
  2. Хочу предложить для начала работы жанр устного народного творчества.

Читает учитель:

«Есть один такой цветок
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка.
Был цветок, и нет цветка».

-Что это за жанр?
-Почему вы так решили? Докажите.
-Какое задание, с этим текстом относящееся к русскому языку, и к теме урока можно предложить?

  1. Мы продолжим работу с этим текстом. Возможно, он еще даст что-то интересное. Прочитайте текст – на обороте. Какое слово повторяется чаще всего, запишите его.

Цветок – цветку

- Что можно сказать об этих словах?
- Какая часть слова появилась? Как она называется? Есть ли другие части слова, основа? Что входит в основу?

Работа в группах.

-Придумать вопросы по данному материалу, так что бы на них можно было ответить «да», «нет».
-Но ведь и в корне смысл? В чем же разница? Давайте решим эту проблему путем исследования, работая по алгоритму.

Комментировано.

Грибы, грибочки, грибники.

План ответа.

  1. Однокоренные слова
  2. Измененная форма слова.
  3. Нахожу окончание, изменяя каждое слово.
  4. Определяю основу слова, нахожу корень.

Самостоятельная исследовательская деятельность.

Работаем в паре /устно/

  • Выписать одну пару: измененная форма слова.
  • выписать цепочку однокоренных слов.

Цель исследования: Закончить предложение по смыслу.

Посмотрите на схемы. Прочитайте их. Как расположены схемы однокоренных слов? Схемы одного и того же слова с измененным окончанием7

Проверка

-Прочитайте однокоренные слова.
-Прочитайте одно и тоже слово с измененными окончанием.
-Пользуясь алгоритмом, разберите по составу.

Проверка – по эталону.

  • Рыба, рыбка, рыболов, рыбный,
  • Рыбу
  • Рыбы

Назовите окончание. Что знаем об окончании? Назовите основу. Что знаем об основе?

Продолжим работу, используя учебник. Стр. 130 работа по вариантам.

  • 1в.- упр. 191 (з)
  • 2в- упр. 192 (з)

Взаимопроверка.

Назовите слово с б/у гласными, с приставками, с суффиксами.

  • О каком цветке шла речь в начале урока? Откуда произошло название цветка «Лексический словарик»
  • Назовите морфемы этого слова.

Одуванчик.

Оцените свой сегодняшний уровень. Дайте ему словесное определение. Каков результат?