Цель урока:
- Формировать у учащихся: четкие представления понятий «основа», «окончание», «однокоренные слова», изменение формы одного и того же слова.
- Формировать орфографические навыки. Навыки контроля и оценки своей деятельности. Формировать умение пользоваться алгоритмом, четко определять свои действия.
- Развивать у учащихся умения пребывать в различных социальных ролях. Решать свои социальное «я», учить четко и ясно высказывать свою мысль – коммуникативное «я».
Форма проведения: Рефлексивный круг.
Пути решения проблемы:
- в группе – проектная деятельность;
- в паре – путем логического исключения;
- индивидуально – через справочный материал.
Оборудование: словарь русского языка, справочная литература.
Ход урока
- Орг. момент.
- Основная часть.
Прочитайте. Какой урок начинаем. Назовите правила работы на уроках русского языка, которыми мы пользуемся.
Читают самостоятельно.
- Какое правило лично для себя хотите реализовать, использовать на уроке?
-Запишите число. Классная работа. Подчеркните
орфограммы. Какие орфограммы подчеркнули?
-Как предлагаете оценить свое движение в ходе
урока? Посмотрите на словесное определение своей
деятельности. Определите для себя, к чему будете
стремиться.
-Уважаемые гости работают вместе с нами. Решаем
проблему сообща. Используйте схемы для своих
наблюдений по данной теме.
- Какой раздел прошли. Сегодня у нас обобщающий урок. Можно назвать урок-конкурс. Отслеживаем свои результаты. Вы конкурсанты. Свои личные результаты отметим в свободной таблице-графе успешности после урока.
- Хочу предложить для начала работы жанр устного народного творчества.
Читает учитель:
«Есть один такой цветок
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка.
Был цветок, и нет цветка».
-Что это за жанр?
-Почему вы так решили? Докажите.
-Какое задание, с этим текстом относящееся к
русскому языку, и к теме урока можно предложить?
- Мы продолжим работу с этим текстом. Возможно, он еще даст что-то интересное. Прочитайте текст – на обороте. Какое слово повторяется чаще всего, запишите его.
Цветок – цветку
- Что можно сказать об этих словах?
- Какая часть слова появилась? Как она называется?
Есть ли другие части слова, основа? Что входит в
основу?
Работа в группах.
-Придумать вопросы по данному материалу, так
что бы на них можно было ответить «да», «нет».
-Но ведь и в корне смысл? В чем же разница? Давайте
решим эту проблему путем исследования, работая
по алгоритму.
Комментировано.
Грибы, грибочки, грибники.
План ответа.
- Однокоренные слова
- Измененная форма слова.
- Нахожу окончание, изменяя каждое слово.
- Определяю основу слова, нахожу корень.
Самостоятельная исследовательская деятельность.
Работаем в паре /устно/
- Выписать одну пару: измененная форма слова.
- выписать цепочку однокоренных слов.
Цель исследования: Закончить предложение по смыслу.
Посмотрите на схемы. Прочитайте их. Как расположены схемы однокоренных слов? Схемы одного и того же слова с измененным окончанием7
Проверка
-Прочитайте однокоренные слова.
-Прочитайте одно и тоже слово с измененными
окончанием.
-Пользуясь алгоритмом, разберите по составу.
Проверка – по эталону.
- Рыба, рыбка, рыболов, рыбный,
- Рыбу
- Рыбы
Назовите окончание. Что знаем об окончании? Назовите основу. Что знаем об основе?
Продолжим работу, используя учебник. Стр. 130 работа по вариантам.
- 1в.- упр. 191 (з)
- 2в- упр. 192 (з)
Взаимопроверка.
Назовите слово с б/у гласными, с приставками, с суффиксами.
- О каком цветке шла речь в начале урока? Откуда произошло название цветка «Лексический словарик»
- Назовите морфемы этого слова.
Одуванчик.
Оцените свой сегодняшний уровень. Дайте ему словесное определение. Каков результат?