Школьная психологическая служба
-
Личностно-ориентированное развитие и дифференцированный подход к учащимся 2008
Статья раскрывает особенности реализации личностно-ориентированного подхода в системе образовательного учреждения. Информирует об особенностях технологии дифференцированного обучения, освещает основные требования к разработке дидактического обеспечения и методики преподавания в контексте личностно-ориентированного развивающего обучения.
-
Занятие с элементами тренинга для учащихся старшего подросткового возраста "Конфликты. Практика решения конфиктов" 2008
Для учащихся старшего подросткового возраста разработано занятие с элементами тренинга на тему "Конфликты. Практика решения конфликтов", целью которого является формирование конфликтной компетентности учащихся, воспитание толерантности.
-
Программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки в МОУ СОШ № 6 города Тутаева Ярославской области 2008
Образовательный вектор современной школы направлен на формирование независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации. Цель данной программы - создание условий для личностного и профессионального самоопределения школьников путем регулярного психолого-педагогического сопровождения осуществляющегося в трех направлениях: учащиеся, педагоги, родители.
-
Саморегуляция педагога и обучающегося 2008
В статье описаны концепции ограничений педагогов, являющихся сдерживающими факторами при развитии творческого потенциала и снижающими эффективность работы. Представлены методы нейтрализации отрицательных воздействий и предупреждение возникновения стрессовых ситуаций, приёмы повышения адаптивности.
-
Статья "Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов воспитательно - образовательного процесса" 2008
Формирование психологической основы эффективного педагогического общения предполагает соблюдение определенных условий: непротиворечивость того, что должен сделать учащийся, его принципиальным взглядам на данную проблему; личный интерес учащегося; межличностные, отношениями между преподавателем и учащимся. Применение предлагаемых психолого-педагогических приемов направлено на достижение стратегических целей. В связи с этим, располагать к себе учащихся - это профессиональная обязанность педагога, обусловленная как этикой общения, так и целями учебно-воспитательного процесса.
-
Воспитание будущих родителей 2008
Задача школы воспитать цельного гражданина и, конечно же, будущего родителя. Есть выражение: «Не здоровый интерес к сексу». И от грязи с экранов телевизоров и компьютеров этот интерес здоровее не станет. Нужно дать нашим школьникам хоть немного медицинских и психологических знаний. Ведь не знание законов не освобождает от ответственности. Данная работа содержит 4 части: три специальные (педагогам и родителям, женщинам, мужчинам) и одну универсальную (для всех взрослых).
-
Проблемы и преспективы преподавания психологии в школе 2008
Преподавание психологии в школе дает возможность на соответствующих возрастных этапах становления личности способствовать развитию индивида как субъекта психологической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения. Адаптироваться к жизни в сложных современных условиях, умеющего анализировать конфликтные ситуации, используя психологические методы управления, изучить всесторонне психологические феномены развития личности.
-
Программа для учащихся 8–10-х классов "Соционика для школьников: как правильно выбрать профессию" 2008
Представлен конспект программы для учащихся 8–10-х классов "Соционика для школьников: как правильно выбрать профессию".
-
Ролевая игра на занятиях "Познай себя" 2008
Основная игровая задача - продемонстрировать пантомимическую и речевую выразительность, умение понять и адекватно передать переживания человека.
-
Дифференциация гласных "А" — "Я" 2008
Урок "Дифференциация гласных "А"–"Я" проводится с детьми с выраженным общим недоразвитием речи для предупреждения нарушений устной и письменной речи учащихся. На уроке даны задания и упражнения, направленные не только на коррекцию и развитие речевой функции, но и на развитие других психических функций.
-
Теоретическая интерпретация опыта работы психолога начальной школы — детского сада № 106. Психолого-педагогическое обеспечение адаптации учащихся в 4-х классов к обучению в 5-м классе 2008
В ходе реализации программы «Дорога в пятый класс» решаются задачи, направленные на формирование у детей навыков и приемов учебной деятельности, уверенного поведения, совместной деятельности, умения осознавать требования учителя и соответствовать им, повышение уровня мотивации учения, способности произвольно управлять своим поведением. Опыт работы по проблеме адаптации учащихся начальной школы в среднем звене имеет практическую значимость и может быть использован в работе психологами и педагогами начальных школ-детских садов и общеобразовательных школ.
-
Психологическая площадка для родителей "Ваш ребенок — пятиклассник. Адаптация учащихся в среднем звене" 2008
Представлен сценарий занятия по психологическому просвещению родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.
-
Социально-психологические факторы, влияющие на проявление креативности в подростковом возрасте 2008
Развитие креативности – одна из центральных линий личностного развития. Наше исследование подтверждает, что уровень проявления креативности у подростка взаимосвязан с особенностями его образа Я, зависит от уровня самооценки и самоотношения. Особую роль в развитии креативности и успешной социализации подростков играют психологические занятия в школе.
-
Конспект занятия по теме "Что такое конфликт. Конфликтные эмоции" (возраст 14–16 лет) 2008
С помощью различных психологических упражнений данное занятие поможет учащимся понять, что такое конфликт и каковы причины его возникновения, найти способы избежания или преодоления конфликтной ситуации, определить правила поведения в ней и выявить свой собственный стиль её разрешения, научиться владеть эмоциями при общении, сделать вывод о необходимости конфликтов для развития отношений, роста личности, движения вперёд.
-
Родительское собрание "Знакомство" 2008
Данное родительское собрание проводится в начале учебного года во вновь сформированном классе и помогает родителям и классному руководителю сплотиться, лучше узнать друг друга, выяснить опасения, связанные со школой и новым классом, объединиться в решении выявленных проблем и найти пути решения для того, чтобы детям было комфортно и легко в школе.
-
Сценарий заседания Лаборатории нерешенных проблем по теме "Характер человека" 2008
Лаборатория нерешенных проблем является одной из форм просветительской и развивающей работы в деятельности педагога – психолога. Эта форма позволяет менять содержание занятий с учетом возраста учащихся и их статуса. Особенностью данной формы работы является то, что учащиеся воспринимают определенный материал, осуществляя различные действия, быстрее присваивают полученную информацию. После таких занятий, как правило, увеличивается количество учащихся, обращающихся к психологу за помощью.
-
Семинар-практикум для педагогов-психологов на тему "Стрессоустойчивость как важное качество успешной личности" 2008
В наше время для каждого является важным вопрос о том, на сколько человек благодаря личным качествам может достигнуть известного успеха в общественной жизни. Это зависит от различных свойств человека. Одним из таких свойств личности является уверенность, ядром которой выступает позитивная самооценка и высокая стрессоустойчивость. Мы представляем вам одно из направлений работы психологической службы в общеобразовательной школе по формированию успешной личности.
-
Темперамент и профессия (с использованием информационных технологий) 2008
Урок повышает уровень психологической компетенции учащихся за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании, а так же способствует формированию положительного отношения к самому себе, осознанию своей индивидуальности, уверенности в своих сила применительно к реализации себя в будущей профессии, а так же соотнести свой тип темперамента с требованиями выбранной профессии.
-
Адаптация учащихся 5-х классов. Планета "Пятый класс". Из опыта работы 2008
Вот уже несколько лет работаю в обычной общеобразовательной школе, проблема адаптации пятиклассников не становится для меня менее интересной. Представленная работа - это представление собственного опыта по этому аспекту, с предоставлением выработанной и апробированной системы сопровождения, а так же с предоставлением некоторых психологических игр, позволяющих смягчить процесс адаптации учащихся.
-
Родительское собрание "Единство требований и запретов" 2008
На родительском собрании родителей знакомят с четырьмя основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым. Предлагаются правила запретов для детей.
-
Деятельность психологической службы МОУ СОШ № 4 по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся 2008
В докладе идет речь о практической деятельности психолога начального звена обучения по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
-
Урок психологии "Трансактный анализ общения" 2008
Предлагаемая публикация является уроком раздела "Технология общения", который ведется в школе № 92 на уроках психологии с 1994 года. Занятия по психологии проводятся 1 раз в неделю, объединяя 2 часа учебного времени.
-
Развитие внимания детей дошкольного возраста посредством специальной игровой деятельности 2008
Представленная статья посвящена проблеме развития внимания дошкольника в специально организованной игровой деятельности. Автором рассмотрены особенности развития внимания ребенка в дошкольном возрасте, представлены используемые в эксперименте игры. Материалы статьи могут быть использованы в детских дошкольных учреждениях воспитателями и педагогами-психологами для проведения коррекционно-развивающих занятий.
-
Программа спецкурса "Профессиональное самоопределение" 2008
Старший подросток во время обучения в школе должен найти свое место в мире профессий, наиболее полно реализовать свои способности и возможности. При этом он должен выбрать такую профессию, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Программа "Профессиональное самоопределение" призвана помочь ученику 9-го класса получить знания о себе, своих способностях и возможностях, формированию мотивов саморазвития, повышению уровня психологической компетентности. Программа спецкурса рассчитана на 34 часа, включает лекционные и практические занятия.
-
Элективный курс "Самоактуализация личности старших школьников в современном обществе" 2008
Проводится тренинговое занятие, посвященное развитию таких качеств, присущих самоактуализирующимся личностям, как гибкость, более эффективное восприятие реальности и чувство юмора.
-
Развитие пространственных представлений младших школьников 2008
Пространственные представления играют немалую роль в познании ребёнком окружающего мира. Опыт работы с учащимися начальных классов подтверждает актуальность разработки упражнений, способствующих развитию пространственных представлений детей. Предлагаемые задания направлены на становление представлений о расположении объектов по вертикальной и горизонтальной осям.
-
Урок здоровья для первоклассников по теме "Какой Я? – Какой Ты? Познай себя" 2008
Чувства – это часть каждого из вас, часть каждого человека. Чувства выражаются в наших эмоциях, которые мы можем увидеть на наших лицах. Чаще говорите «Здравствуй!» папе, маме, родственникам, друзьям, прохожим. И вы почувствуете, как у них поднимется настроение.
-
Деловая игра-аукцион "Диагностика успешности учителя" 2008
Деловая игра по психологическому просвещению административных работников образовательных учреждений (с заместителями директора по учебной части). Основная цель - определить компетенцию заместителя директора по учебной части в области диагностики успешности учителя. Рассмотрены основные вопросы: аспекты успешности учителя, понятие педагогической диагностики, компетенции замдиректора и психолога в данной области. Полученную в ходе мероприятия информацию администраторы могут использовать в работе с педагогами, в том числе в рамках инновационной деятельности, содействуя их профессионально-личностному росту.
-
Научите ребенка познать самого себя 2008
Сложное это дело – познать самого себя. Иногда лишь к старости человек находит своё «Я». Иногда совсем не находит. Мы хотим добра своим детям. Главное добро, которое мы можем им дать – умение понимать себя и действовать на основе этого. «Познай самого себя!» – гласит древнейшая формула. Чем старше ребёнок, тем сложнее его «Я» и тем труднее процесс самопознания. В детстве дети учатся смотреться, как в зеркало, в других людей. Замечать их реакцию на себя и на свои поступки, сравнивать и делать выводы. В этих отражениях своих поступков ребёнок познаёт самого себя. Каким может быть «Я»? Как оценить, какое «Я» у ребёнка? Составить программу совершенствования помогут советы, разработанные специально для учащихся.
-
Интегрированное логопедическое занятие с элементами логоритмики по теме "Дифференциация букв И, У" 2008
Интегрированное логопедическое занятие, проведённое логопедом совместно с учителем начальных классов, успешно реализовало цель занятия. Дети научились различать буквы и - у (кинетически и оптически сходные) изолированно, в слогах, словах, предложениях, в тексте путём выработки чёткой зрительно-моторной координации, совершенствования взаимодействия межанализаторных связей, развития психических процессов, мелкой моторики пальцев рук, пространственных и временных представлений. В ходе занятия у детей развивались речевые, просодические, двигательные, ритмические способности через воображаемые ситуации, логоритмические игры, элементы арттерапии.