Программа, направленая на сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов "Эмоциональная устойчивость педагога"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка.

Психологическое здоровье является необходимым условием гармоничного развития личности.

В настоящее время особенно острым стоит вопрос психологического здоровья педагогов, поскольку профессия педагога связана с большими нервно-психическими нагрузками и требует от него резервов самообладания и саморегуляции. Именно поэтому учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психологического здоровья.

Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости. В этих целях и рекомендуется использовать предлагаемую развивающую программу “Эмоциональная устойчивость педагога”.

Программа “Эмоциональная устойчивость педагога” опирается на теоретический материал и практический опыт работ Митиной Л. М., Самоукиной Н. В., Семёновой Е. М., Смирнова Н. К., Фопеля К.

Цель и задачи программы.

Цель программы: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов.

Задачи программы:

  1. Снять у педагогов состояние эмоционального дискомфорта.
  2. Сформировать у педагогов навыки конструктивного выражения негативных эмоций и чувств.
  3. Сформировать у педагогов навыки саморегуляции эмоциональных состояний.

Организационно-методические особенности проведения занятий:

Развивающая программа “Эмоциональная устойчивость педагога” предусматривает 7 занятий, частотой 1 занятие в неделю, продолжительностью 30-40 минут.

Структура занятия.

В плане каждого занятия предусмотрены такие части:

  1. Вводная часть включает:
    • введение в проблему;
    • разминку, которая представлена упражнениями, позволяющими настроиться на основную работу.
  1. Основная часть занимает большую часть времени и предназначена для рассмотрения в теоретическом и практическом плане вопросов основного материала.
  2. Заключительная часть включает:
    • подведение итогов, рефлексия занятия;
    • снятие эмоционального напряжения посредством релаксации.

Тематический план занятий

№ п/п

Тема занятия Содержание Кол-во часов
1. Психологическое здоровье педагога
  1. Понятие “психологическое здоровье”
  2. “Руки”
  3. “Открытость”
    “Резервуар”
    “Голова”

  4. Саморасслабление

1

2. Эмоциональная культура педагога
  1. Общее представление об эмоциональной культуре.
  2. “Любящий взгляд”
  3. “Передай эмоцию”
    “Телефонный разговор”
    “Слон”
    “Угощение чаем”
    “Неожиданный гость”

3. “Улыбка”

1

3. Негативные эмоции и управление ими
  1. Негативные эмоции в профессиональной деятельности
  2. “Настроение”

“Управляй эмоциями”
“Рубка дров”
“Пресс”

3. “Мусорное ведро”

1

4. Стресс
  1. “Незаконченные предложения”
  2. Система приёмов эмоциональной саморегуляции

“Падение”
“Пять радостей жизни”

3. “Объяснение в любви”

1

5-6. Саморегуляция
  1. Методы, направленные на развитие способности управлять своим эмоциональным состоянием.
  2. “Синдром Джелло”

“Напряжение – расслабление”
“Перекат напряжения”
“Огонь – лёд”
“Дыхание”
“Концентрация на дыхании”
“Растопить узоры на стекле”
“Перед сложным разговором”
“Снятие усталости и восстановление работоспособности”
“На работу”
“Визуализация моря”
“Убежище”

3. “Дождик”

2

7. Итоговое
  1. “Звуковая гимнастика”
  2. “Прощальный подарок”

“Дары учения”

3. “Незаконченные предложения”

1

Список литературы.

  1. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М.: “Дело”, 1994. – 216 с.
  2. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.
  3. Психологический словарь/ Под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. – 440 с.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия./ Под редакцией Карвасарского Б. Д. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 752 с.
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 384 с.
  6. Самоукина Н. В. “Игры, в которые играют …”. Психологический практикум – г. Дубна, “Феникс+, 2000, - 128 с.
  7. Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М. : Изд-во Института психотерапии, 2005. – 256 с.
  8. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
  9. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001. – 240 с.

Ниже представлены сценарии занятий №1-2.