Пояснительная записка.
Психологическое здоровье является необходимым условием гармоничного развития личности.
В настоящее время особенно острым стоит вопрос психологического здоровья педагогов, поскольку профессия педагога связана с большими нервно-психическими нагрузками и требует от него резервов самообладания и саморегуляции. Именно поэтому учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психологического здоровья.
Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости. В этих целях и рекомендуется использовать предлагаемую развивающую программу “Эмоциональная устойчивость педагога”.
Программа “Эмоциональная устойчивость педагога” опирается на теоретический материал и практический опыт работ Митиной Л. М., Самоукиной Н. В., Семёновой Е. М., Смирнова Н. К., Фопеля К.
Цель и задачи программы.
Цель программы: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов.
Задачи программы:
- Снять у педагогов состояние эмоционального дискомфорта.
- Сформировать у педагогов навыки конструктивного выражения негативных эмоций и чувств.
- Сформировать у педагогов навыки саморегуляции эмоциональных состояний.
Организационно-методические особенности проведения занятий:
Развивающая программа “Эмоциональная устойчивость педагога” предусматривает 7 занятий, частотой 1 занятие в неделю, продолжительностью 30-40 минут.
Структура занятия.
В плане каждого занятия предусмотрены такие части:
- Вводная часть включает:
- введение в проблему;
- разминку, которая представлена упражнениями, позволяющими настроиться на основную работу.
- Основная часть занимает большую часть времени и предназначена для рассмотрения в теоретическом и практическом плане вопросов основного материала.
- Заключительная часть включает:
- подведение итогов, рефлексия занятия;
- снятие эмоционального напряжения посредством релаксации.
Тематический план занятий
№ п/п |
Тема занятия | Содержание | Кол-во часов |
1. | Психологическое здоровье педагога |
“Открытость” |
1 |
2. | Эмоциональная культура педагога |
“Передай эмоцию” 3. “Улыбка” |
1 |
3. | Негативные эмоции и управление ими |
3. “Мусорное ведро” |
1 |
4. | Стресс |
3. “Объяснение в любви” |
1 |
5-6. | Саморегуляция |
3. “Дождик” |
2 |
7. | Итоговое |
3. “Незаконченные предложения” |
1 |
Список литературы.
- Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М.: “Дело”, 1994. – 216 с.
- Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.
- Психологический словарь/ Под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. – 440 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия./ Под редакцией Карвасарского Б. Д. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 752 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 384 с.
- Самоукина Н. В. “Игры, в которые играют …”. Психологический практикум – г. Дубна, “Феникс+, 2000, - 128 с.
- Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М. : Изд-во Института психотерапии, 2005. – 256 с.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
- Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001. – 240 с.