Технологическая схема «Репортаж»
Учащимся подробно объясняется, что такое
репортаж, чем он отличается от сообщения,
положительные и интересные стороны репортажной
работы, цель репортажа, вообще, и на уроках
психологии, в частности.
Учителем или совместным решением (вместе с
учащимися) определяется тема репортажа и
предлагается всему классу (или конкретным
ученикам) за определенный временной отрезок.
Учащиеся могут делать репортаж индивидуально, по
парам или представлять групповую работу. В
основу деятельности над репортажем
закладывается работа с дополнительными
источниками информации (газетами, журналами,
энциклопедиями, книгами, телевидением, радио и
др.), которые или конспектируются или
ксерокопируются. После работы над
информационными источниками весь материал
оформляется в репортаж. Сообразно теме
репортажа, выстраивается четкая логически
обоснованная последовательность материала, где
обязательным компонентом являются ученические
комментарии по материалу. Форма репортажа может
быть различной: альбомы, информационные листы,
газеты, путевые заметки, аудио репортаж, видео
репортаж, статьи и другие формы. Информационный
объем репортажа не ограничивается, дабы не
стеснять творческую активность учеников. Каждый
репортаж оценивается, рецензируется и
представляется на обсуждение в классные
ученические коллективы. Репортаж маленького
объема и не представляющий особой
информационной ценности, не оценивается
конкретной «оценкой в журнал», а зачитывается в
счет будущей работы на уроке. Остальные работы
оцениваются только на «хорошо» и «отлично»,
создавая тем самым ситуацию успеха и желания
дальнейшего совершенствования репортажной
деятельности.
Оценивая репортажную работу, необходимо
учитывать реализацию следующих показателей:
– полноту раскрытия темы;
– количество проработанных источников;
– разнообразие проработанных источников;
– оригинальность изложения материала;
– оригинальность оформления материала.
Технологическая схема «Репортаж» положительно влияет на развитие поисковой активности учащихся, развивает умение работать с дополнительными источниками информации, умение классифицировать и ранжировать материал, развивает коммуникативные навыки, а так же общую эрудицию ребенка.
Технологическая схема «Я учитель»
Методика не требует специальной
предварительной подготовки учащихся к уроку, а
рассчитана на удовлетворение естественных
природных лидерских потребностей учащихся и на
повышение эмоциональной значимости восприятия
материала. Учитель так же может выявить будущие
профессиональные качества ученика (по
профессиональной структуре «Человек – человек»)
и помочь ему в профессиональном самоопределении.
Представляется хорошая возможность оценить
уровень сложности материала и уровень усвоения
этого материала учениками. В зависимости от
сложности темы, методика может использоваться
как для объяснения нового материала, так и для
закрепления пройденного (на усмотрение учителя).
Сущность методики заключается в том, что учитель
прямо на уроке предлагает ученикам
перевоплотиться в учителя и объяснить тот или
иной материал. На вхождение в роль и обдумывание
ответа учащимся дается не более пяти минут.
Примечателен тот факт, что обдумывают задание и
перевоплощаются все ученики класса, а вот
отвечать пойдет только один (при выборе
отвечающего можно использовать жребий, чтобы не
подумали о предвзятости учителя к какому-либо
ученику). На первых порах внедрения методики
целесообразно опираться на сильных и
артистичных учеников. При работе ученика в роли
учителя педагог всегда готов прийти на помощь в
случае возникновения трудностей. Оценочную
деятельность может произвести учитель, также
возможен вариант коллективной оценки.
Технологическая схема «Ступеньки интеллекта»
После прохождения определенного этапа
учебного материала или этапа урока, учитель
предлагает ученикам составить вопросы по
заданной теме. Количество вопросов должно быть
не менее пяти. Предварительно, перед применением
методики, необходимо объяснить учащимся
значимость умения составлять и задавать вопросы,
обозначить развивающий аспект вопросительных
заданий. Необходимо выяснить психологическую
истину: «Умение правильно формулировать
глубокие вопросы есть показатель развитости
интеллекта человека». Учитель обязательно
знакомит учеников со всевозможными примерами
вопросов, с существующей их классификацией.
Желательно провести совместные вводные
упражнения по формулированию вопросов. Как
правило, по классу объявляется конкурс на лучший
вопрос по теме. Количество времени на
составление вопросов регламентируется учителем.
Оценка результативности работы над вопросами
осуществляется по следующим критериям:
– вопросы отражающие причинно-следственные
связи оцениваются на «отлично»;
– вопросы синтетического, аналитического,
сравнительного характера оцениваются на
«хорошо» (пример аналитического вопроса: «Каковы
социальные предпосылки глобальных проблем
человечества?»; пример сравнительного вопроса:
«Какие преимущества сельского образа перед
городским?»);
– вопросы констатирующего и линейного
характера оцениваются «удовлетворительно»
(пример линейного вопроса: «Что такое память?»).
Технологическая схема «Ласковое имя»
Вспомните и напишите, какими ласковыми именами вас называют ваши родные, близкие, знакомые. Задумайтесь: кто и в каких случаях это делает чаще? Когда от вас что-то требуется? Когда обращаются с просьбой? Когда у собеседника хорошее настроение? Какие чувства вы испытываете в ответ на такое ласковое обращение? Что хочется сказать или сделать в ответ на ласковое обращение? Делаете ли вы это? Если нет, то почему?
Технологическая схема «Автопортрет»
Один из самых близких людей, которого вы, наверное, хорошо знаете, – вы сами (особенности, привычки, желания и т.д.). В течение пяти минут составить подробную психологическую самохарактеристику (10–12 признаков). Это должно быть психологическое описание характера, своих привязанностей, взглядов на мир, на взаимоотношения людей. Перемешав листы, зачитываем. Остальные должны по тексту узнать автора (можно вносить коррективы, поправки, добавить несколько штрихов к портрету).
Технологическая схема «Контакты»
Умение устанавливать контакты позволяет
человеку чувствовать себя уверенно в этом мире.
Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый
раз с новым человеком. Нужно легко и приятно
войти в контакт, поддержать разговор и так же
приятно расстаться с ним. Примеры ситуации
«встреча»:
1. Перед вами человек, которого вы хорошо
знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой
случайной встрече.
2. Перед вами маленький ребенок, он чего-то
испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к
нему, начните разговор, успокойте.
3. Перед вами неизвестный человек.
Познакомьтесь.
Технологическая схема «Контраргументы»
Мы уже убедились, что каждый из вас обладает сильными качествами, которые помогают решать жизненные проблемы. Сегодня начнем разбираться в своих недостатках, привычках, которыми вы не довольны.
Недовольство
собой
Контраргументы
1.
2.
3.
Слова в колонку откровенно запишите, что вам не нравится в себе именно сегодня, сейчас, в том числе с учетом результатов прошедших занятий. На каждое недовольство собой приведите контраргументы, т.е. то, что можно противопоставить, чем вы и окружающие довольны уже сегодня, что принимают в вас.
Психологический комментарий: музыкальный фон должен стать постоянным во время всего периода обучения. Это способствует самораскрытию, помогает сосредоточиться на анализе собственных поступков, вносит элемент оптимизма.
Технологическая схема «Без маски»
В центре круга стопка карточек. По очереди
брать карточки по одной и продолжить фразу,
начало которой написано в ней. Высказывание
должно быть предельно искренним и откровенным.
Примерное содержание карточек:
– «Особенно мне нравится, когда люди
окружают меня...»
– «Мне очень трудно забыть, но я...»
– «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так
что...»
– «Мне бывает стыдно, когда я...»
– «Особенно меня раздражает то, что я...»
– «Мне особенно приятно, когда меня...»
– «Знаю, что это очень трудно, но я...»
– «Иногда люди не понимают меня»
– «Верю, что я еще...»
– «Думаю, что самое важное для меня...»
– «Когда я был маленьким, я часто...»
– «Мои родители...»
– «Мои друзья редко...»
Психологический комментарий: данное упражнение дает учащимся возможность еще раз укрепить свое доверие группе, снять внутренний страх, научиться быть откровеннее.
Технологическая схема «Перспектива»
Сформулируйте основные цели, которые вы хотели бы достичь в ближайшее время.
1.
2.
3.
А теперь главное – подумайте, какие конкретные шаги нужно предпринять для достижения этих целей. Что можете сделать только вы? Кому придется обратиться за помощью? Успехов вам!
Технологическая схема «Прокуроры и адвокаты»
Один из участников садится на отдельный стул. Слева – половина участников, выступающих в роли прокуроров, их основная задача – найти слабые стороны обвиняемого. Другая половина – выступает в роли адвокатов, их основная задача – указать на положительные, сильные стороны. Процедуру могут пройти все желающие. При смене обвиняемого группы меняются местами.
Цель занятия: закрепить активный тренинговый стиль общения, способствовать самоанализу участников, раскрыть качества, важные для эффективного межличностного общения, ввести общегрупповые игровые процедуры, помогающие формированию коммуникативных навыков.
Технологическая схема «Комплимент»
Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны, умеем видеть хорошее в других и говорить об этом. Участники садятся в большой круг. Каждый должен внимательно посмотреть на сидящего и подумать, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравится, и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент.
Психологический комментарий: это упражнение из серии психологической разминки, поэтому его основная задача – активный запуск групповых процессов.
Технологическая схема «Умышленная ошибка»
После прохождения определенного этапа учебного материала, учителем подбирается контрольный текст. В тексте обязательно присутствуют основные контролируемые понятия, термины, определения, закономерности, формулировки статистико-информационные сведения и др. В тексте умышленно допускаются разного рода ошибки (пропуски слов, неправильные формулировки, искаженный фактический материал и пр.). Если есть возможность, то текст с ошибками раздается каждому ученику. Если возможности нет, то текст зачитывается всему классу. Учащимся дается задание: «Найти ошибки в тексте и зафиксировать их на листочке в хронологическом порядке». Текст следует читать не очень быстро, и желательно несколько раз (т.к. в классе находятся дети с различной скоростью мыслительных операций). Объем текста определяем учитель. Листок с ответами учащихся может проверить учитель, так же возможен вариант методики самопроверки (где учитель зачитывает вслух правильные ответы, ученики сами отмечают ответы в листочке и сами выставляют себе оценку на основе раннее предложенных критериев оценивания). Методику целесообразно использовать при реализации контролирующей функции урока. Хотя при правильном подборе информации, методику можно использовать и при объяснении нового материала. Методика позволяет ученикам выработать дисциплинарную (предметную) внимательность, увеличить скорость оперативного мышления, усовершенствовать информационную зоркость.
Технологическая схема «Угадай»
Давайте сравним мозг человека с некой
информационной картотекой, где информация
хранится на карточках и упорядочена по
дисциплинарным разделам Допустим, вы
спрашиваете человека что такое «дедукция». Если
в вашей мозговой картотеке не числится такого
слова, вы конечно же ничего не ответите. А если
ваша картотека располагает в своем арсенале
таким словом, то вы, соответственно, отвечаете на
поставленный вопрос. Смысл методики в том, чтобы
ученик перебрал как можно больше карточек
картотеки при нахождении ответа. И даже если
нужная карточка не будет найдена, то информация
других карточек все равно будет частично
считана, что положительно скажется на
активизации интеллектуально-мозговой
деятельности учащихся. Ведь не секрет, что
некоторыми карточками мы не пользуемся долгое
время, и информация, находящаяся в карточках,
частично стирается (забывается). Мы не можем
точно знать, какая карточка понадобится нам
завтра, поэтому важно, чтобы информация
оставалась всегда в достаточном объеме.
Реализация методики происходит следующим
образом:
Учитель на любом этапе урока может обратиться к
учащимся с просьбой «угадать» что-либо
(формулировку, термин, явление, дату, имя и пр.).
Методика не непринужденно подталкивает детей к
накоплению интеллектуального «антиквариата»
(знаний по общей эрудиции). Пример: угадайте, как
называется форма правления, при которой
верховная власть принадлежит одному человеку
(ответ – монархия). После обращения к учащимся с
просьбой «угадать» что-то, необходимо дать
немного времени на обдумывание (1–2 мин.). Важно не
забыть перед использованием методики сказать
детям, что угадывать что-то это не зазорно и даже
необходимо для развития интеллекта (вопреки
укоренившемуся учительскому: «Перестаньте мне
угадывать!»).
Технологическая схема «Чистый лист»
Попользовать методику целесообразно в учебных
классах с высоким уровнем сознательности и
высоким уровнем сплоченности классного
коллектива. Методика носит контролирующий
характер, и рассчитана на контроль знаний
учащихся по итогам работы на уроке.
В конце урока учитель кладет чистый лист бумаги
на первую парту и предлагает классу, группе или
конкретному ученику оценить свою работу в
течение всего урока. Ученики по очереди подходят
к чистому листу и сами ставят себе оценку. Но
обязательно проговаривая вслух фразу: «Я
поставил себе за хорошую работу на уроке оценку
“отлично” или “хорошо”». Ученики, которые
считают, что они совсем не работали на уроке,
должны не проговаривая (молча) просто поставить в
чистый лист себе оценку. Молчание, в данной
ситуации, это знак отрицательных оценок:
«удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Как правило, оценки учащиеся выставляют
достаточно объективно, т.к. присутствует акт
публичного «озвучивания» и «умалчивания»
оценки. Так или иначе, присутствует коллективная
оценка деятельности каждого ученика. Ставящий
себе оценку ученик, включая природные механизмы
эмпатии и рефлексии, понимает, что оценку надо
ставить объективно, иначе он получит «дозу
молчаливого несогласия» классного коллектива. А
все мы знаем о психолого-педагогическом значении
влияния коллектива на отдельно взятого
индивидуума.
Технологическая схема «Творческая работа»
Методика используется как одна из форм
домашнего задания. Говоря другими словами,
«творческая работа» – это есть не что иное, как
сочинение на заданную тему, где главную роль
играет раскрытие проблемного вопроса. Важно
правильно сформулировать проблему, от этого
прямо пропорционально зависит творческая
активность учащихся. Объем творческой работы не
ограничивается. При написании работы ученик по
своему желанию может пользоваться всевозможными
источниками информации, которые он не
конспектирует, а перерабатывает (берет нужную
информацию). В конечном итоге, ученик должен
своими словами раскрыть сущность поставленной
проблемы. Обязательным для творческой работы
является наличие персональной оценки
(собственного мнения) ученика по вопросу решения
заданной проблемы.
Творческую работу может оценить учитель, также
возможен вариант коллективного оценивания.
Неудачные работы непременно заслуживают устного
поощрения (за проделанную работу). Творческая
работа может быть обязательной для выполнения
всем классом, может носить характер
добровольности, т.е. по желанию ученика (ведь не
секрет, что истинное творчество любит свободу
выбора).
Оценивание творческих работ целесообразно проводить по следующим критериям:
– полнота раскрытия проблемы;
– нестандартное изложение материала;
– использование дополнительных источников
информации;
– присутствие конкретных решений проблемы.
Методика положительно влияет на развитие общих мыслительных способностей учащихся и позволяет усовершенствовать навык письменного изложения мысли на заданную тему.
Технологическая схема «Мне это пригодится»
На любом этапе урока, в зависимости от преподаваемого материала (желательно после предварительного знакомства с материалом), ученикам предлагается кое-что доказать. Для этого необходимо всему классу задать сложный, и в то же время интересный вопрос: «Зачем вам пригодится изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед классом доказывают, что изучаемый материал имеет конкретную прикладную или теоретическую ценность. Если учащиеся затрудняются ответить, то педагог сам популярно объясняет необходимость изучения той или иной темы. Ценность данной методики в том, что ученики действительно осознают значимость изучаемого материала.