Необходимость работы психолога с полным классом в начальной школе давно признается важным компонентом в структуре воспитательной, образовательной и развивающей учебной деятельности. Наряду с этим, существует целый ряд проблем как объективного, так и субъективного порядка, осложняющих этот процесс. К объективным трудностям можно отнести, прежде всего, отсутствие специально выделенных часов для занятий с психологом, внесенных в учебный план. Следующая сложность, вытекающая из предыдущей, отсутствие утвержденной и рекомендованной Министерством образования программы проведения подобных занятий в начальной школе. Хотя за последние годы разработаны и апробированы различные их варианты, каждая из которых вызывает заслуженный интерес у психологов-практиков и используется по мере возможностей. Среди них: “Психологическая азбука” (начальная школа) - авторы Т.А.Аржакаева, И.В.Вачков, А.Х.Попова; Учебно-методический комплект материалов для преподавания курса “ Профессия- школьник. Программа формирования индивидуального стиля деятельности у младших школьников” - авторы Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В.; “ Жизненные навыки. Уроки психологии в 1-2 классах под редакцией Кривцовой С.В., “Тропинка к своему я. Уроки психологии в начальной школе (1-4)” автор О.В.Хухлаева и др. В каждом из указанных пособий описывается система работы с детьми, дается обоснование программы, подробные разработки занятий и рабочая тетрадь для учащихся. Третья сложность в этом ряду - загруженность психолога,не позволяющая ему осуществлять работу с классом, так как это требует дополнительной подготовки, анализа, проверки работ учащихся. Серьезную проблему для психолога представляет переход от безоценочной позиции, являющейся требованием его деятельности к необходимости оценивания деятельности учащихся в ходе урока (эта тема поднималась Хухлаевой О.В на семинаре, посвященном вопросам работы психолога с классом). Наряду с этим, необходимо поддерживать дисциплину, что тоже вызывает дополнительные трудности поскольку каждый класс ориентирован на определенный характер взаимодействия с учителем. В нашей практике из четырех классов в которых ведется работа, при том что каждый начинает занятие стоя приветствуя педагога, включается в работу по-разному, в соответствии с привычными для детей способами взаимодействия с конкретным учителем. Именно поэтому наблюдение за индивидуальным стилем взаимодействия учителя с классом должно сопровождать, а в идеале предшествовать, его самостоятельной работе в отдельном классе. А соответственно учет характера подобного взаимодействия и использование эффективных приемов конкретного учителя с конкретным классом, необходимо соотнести с собственными индивидуальными особенностями, возможностями и на основе этого выстраивать отношения с классом. По опыту, надо сказать, процесс довольно сложный и в эмоциональном и в профессиональном планах, длительный и трудоемкий. Но, несмотря на все сложности, очень благодарный, созидательный и эффективный. К явным плюсам относятся:
- включенное систематичное наблюдение за детьми в ходе занятий на протяжении их обучения в начальной школе.
- более широкие возможности диагностики, развития и коррекции познавательных психических процессов, свойств личности учеников.
- осознание собственных индивидуальных особенностей детьми на ранних этапах школьного обучения.
- растущее сотрудничество психолога с учителем, исчезает противопоставление работы обоих специалистов, которое иногда имеет место.
- активизация участия родителей в воспитании и развитии детей, увеличение самостоятельных обращений за консультацией к психологу, вызванных не только возникшими проблемами, но и интересом к деятельности собственного ребенка, его индивидуальности.
- возможность раннего выявления и предупреждения проблем в обучении, поведении, развитии, эмоциональном состоянии детей.
Все вышесказанное, безусловно, способствует повышению авторитета психолога среди учителей, родителей, учащихся.
Но, следует сказать и о субъективной стороне проблемы работы психолога в начальной школе. Очень важной составляющей успеха в этом вопросе является его желание не просто формально осуществлять этот вид деятельности, а быть убежденным в его важности в собственной практике, получать удовольствие от общения с классом, находиться в постоянном поиске новых форм работы, эффективных приемов взаимодействия. Без подобного настроя достичь ощутимых результатов будет крайне сложно и , на наш взгляд, нецелесообразно. В подобном случае лучше ограничиться привычными, стандартными формами работы психолога.
Обобщая собственный опыт и подводя итоги можно дать следующие рекомендации школьным психологам, планирующим проводить занятия с полным классом:
- Решить организационные вопросы - договориться о расписании занятий с учителем, соотнести его с собственной занятостью. Особенно важно в случае, если подобные занятия проводятся по инициативе психолога и учителя, т.е. не предусмотрены в учебном плане провести разъяснительную работу с родителями. Рассказать о целях и задачах занятий с психологом, охарактеризовать основные направления работы, подчеркнуть её важность и практическую значимость для каждого участника воспитательного процесса.
- Проанализировать и выбрать программу, по которой будут проводиться занятия (по возможности обеспечить детей рабочими тетрадями, которые прилагаются, либо использовать обычные тетради в клетку). В своей практической деятельности, нами используются элементы различных из указанных программ, с добавлением собственных наработок, заимствуются приемы и способы работы у учителей, работающих в классе, и наиболее эффективные трансформируются и используются в нужном контексте.
- Проводить наблюдение и изучение стиля взаимодействия учителя и учащихся, выявлять и использовать наиболее эффективные (соотносящиеся с собственными индивидуальными особенностями) для организации работы в классе.
- С первого занятия объяснить ребятам правила работы на уроке.
Во вступительном слове следует отметить, что занятия будут отличаться от обычных уроков, что их тетради будут проверять, но не будет привычных оценок (это придется повторять довольно часто по разным причинам. Иногда, получив тетрадь и не увидев привычных заветных цифр, дети спрашивают: А что мне поставили? Объясняешь новое задание в тетради, кто-нибудь уже тянет руку: А это на оценку? Даешь задание на время – кто-то из детей уже “дрожит”….И во всех этих случаях объясняешь, что оценки не ставятся, что мы учимся самостоятельно оценивать свою работу, тренируемся, развиваемся, а психолог помогает справиться с трудностями, проверяет работы, находит причины затруднения каждого в отдельности и подсказывает, как с этим справиться.)
- Очень важно поддерживать обратную связь с родителями и учителем. Обсуждать итоги работы класса и отдельных учащихся, делиться своими наблюдениями, интересоваться мнением учителя по различным проблемам
Учебного коллектива. Для родителей проводить собрания или беседы, на которых обсуждались бы наиболее актуальные проблемы их детей и давались квалифицированные советы.
- Анализировать и обобщать собственную работу. Вносить изменения при необходимости в ход урока (Придя на один из уроков, застала и учителя, и детей в возбужденном состоянии и меня сразу посвятили в суть проблемы - в классе стали пропадать вещи. Пришлось быстро перестроиться и провести воспитательную беседу по теме, вызвать ребят на доверительный разговор)
Для кого подобный спонтанный переход представляет затруднения, должен заранее проработать (можно совместно с учителем) наиболее часто возникающие проблемы и подготовить соответствующий материал которым можно будет воспользоваться при необходимости.
- В период адаптации, выработки единой стратегии работы с классом, эффективных форм взаимодействия используйте универсальные, популярные методики, активизирующие познавательную активность детей. Некоторые из них, используемые нами в работе - упражнение “Муха” (класс следит за перемещением мухи в квадрате, состоящем из 9 секций на доске, затем называют ряд и столбик где она оказалась после перемещений А1 или Б3 и т.д. Если муха вылетела за пределы - все дружно хлопают). “Рассказ с кодовыми словами” - каждый ряд детей получает слово, которое часто повторяется в рассказе учителя. Услышав своё слово, ряд дружно хлопает. При этом само содержание рассказа должно быть нестандартным, интригующим или шуточным, а кодовые слова повторяться умышленно часто. “Штриховка под диктовку по клеткам” так же часто используется в работе. После выполнения задания можно дать детям возможность разукрасить получившийся предмет. С этих и подобных по форме заданий можно в дальнейшем начинать работу на каждом уроке.
И, конечно, самое главное идти на урок с удовольствием, общаться с радостью, находиться в постоянном творческом поиске новых способов работы, не падать духом в случае неудач и осознавать ведущие цели и задачи занятий, т.е. корректировать их содержание в соответствии с актуальными проблемами каждого отдельно взятого класса.