Цель: создание положительного эмоционального фона в группе, профилактика психосоматических заболеваний;
Задачи: развивать внутригрупповые отношения, перенос эмоционального состояния детей в ситуацию, учить анализировать и находить выход, развивать творческое воображение детей, формировать навыки рефлексии
Методы: проективные методики, беседа, развивающие упражнения, игры, приемы АРТ, сказкотерапии, ребефинга.
Методики: упр. “Дождик”, “Ассоциативный ряд”, “Юные психологи”, “Мимика, пантомимика”, “Скульптура”, сказка “Два лисенка”, “Подарки”, “Несуществующее животное”,
Актуальность: при переходе в среднее звено (5 класс) очень важным показателем в период адаптации учащихся является эмоциональная сфера. Необходимо на этом этапе помочь ребятам справиться с волнением, тревогой, неизвестностью, которые мешают справиться с эмоциями в стрессовой ситуации.
Ключевые слова: воображение, представление, эмоции, ассоциации Оборудование: таблички со словами эмоций, магниты, бумага, цветные карандаши, фломастеры, краски, диск с релаксационной музыкой, карточки с фрагментами.
Этап | Цель | Действия учителя | Действие учеников | Время |
Приветствие | Снятие напряжения | учащимся предлагается поприветствовать гостей улыбками. | Поворачиваются к гостям (общение с гостями) | 2 мин. |
Разминка Упр.1 “Дождик” Упр.2 “Ассоциативный ряд” |
Создание настроя на совместную работу, снижение мышечного напряжения | (в кругу) Ведущий идет по кругу и, когда он заглядывает в глаза каждому участнику, показывает его движение. (в кругу) “Мы сейчас будем говорить слово, а задача нашего соседа слева – быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум”. Тоска… Радость… |
Повторяют движения, показанные ведущим
Называют слова – ассоциации |
2 мин.
2 мин. |
Актуализация Упр.3 “Юные психологи” |
Дать возможность выделить эмоции и прочувствовать их | (две команды) Командам дается карточка с текстом. “Ребята, вам надо прочитать текст, выделить эмоции, которые испытывает герой” |
Работают в командах, выписывают на
листочке эмоции (рефлексия) |
5 мин.
2 мин. |
Упр.4 “Мимика, пантомимика” | Снятие внутренних зажимов, комплексов | (перед зеркалом) “изобразите удивление, волнение, гнев, смех, радость, удовлетворение…” |
Перед зеркалом изображают предложенные ведущим эмоции | 2 мин. |
Упр.5 Ребефинг | Восстановление нормального дыхания | (перед зеркалом) “давайте покажем как дышит человек, испытывающий возбуждение…и человек, испытывающий покой” комфорт |
Выполняют дыхательные упражнения | 2 мин. |
Упр.6 “Скульптура” | Учить ребят представлять, переносить эмоциональное состояние в ситуацию, развитие творчества | (две команды) 1. изобразить – грусть 2. изобразить – гнев 1. изобразить – радость 2. изобразить - гордость |
Ребята в командах изображают эмоции, представленные ведущим | 5 мин. |
7. Арт-терапия | Развитие воображения, умение фантазировать, диагностика эмоционального состояния | “Представьте и нарисуйте несуществующее животное, дайте ему имя” | Рисуют Рефлексия (подарки, рекомендации) |
7 мин.
2 мин. |
8. Сказка-терапия | Умение анализировать, находить выход из сложившейся ситуации | Читается сказка о “Два лисенка” Рефлексия |
Слушают Рефлексия |
7 мин.
2 мин |
Заключительная часть Упр.9 “Подарки” |
“Посмотрите, эта комета не просто украшение, это подарок. Давайте возьмем по одной звездочке и прочитаем, что мы с вами хотим подарить друг другу и нашим гостям” | Снимают звездочки и читают пожелания, дарят гостям с улыбкой | 3 мин. | |
Обратная связь | 2 мин. |
Сценарий занятия
I. Вводный этап.
Учащиеся стоят в полукруге. Ведущий здоровается с детьми и с гостями. Предлагает учащимся приветствовать гостей улыбками.
Упражнения для разминки:
Ведущий: Начинаем занятие с вашего любимого упражнения “Дождик”. Постараемся выполнить его правильно, в полной тишине.
Упр. 1 “Дождик”.
Все участники стоят в кругу. Ведущий идет внутри круга и, когда он заглядывает в глаза каждому участнику, тот начинает повторять его движения до тех пор, пока ведущий снова не подойдет к нему, заглянет в глаза и поменяет движение.
Ведущий идет по кругу и заглядывает по очереди в глаза участникам,
- на 1-м круге - трет ладошкой о ладошку;
- на 2-м круге - щелкает пальцами;
- на 3-м - хлопает ладонями по коленям;
- на 4-м - стучит ладонями по коленям и топает ногами;
- на 5-м - хлопает ладонями по коленям;
- на 6-м – щелкает пальцами;
- на 7-м – трет ладошками;
- на 8-м – просто опускает руки.
Так дождик заканчивается и затихает. “Что мы услышали? Так шумит красивый летний дождь”.
Ведущий: А сейчас мы с вами выполним другое упражнение.
Упр. 2 “Ассоциативный ряд”.
Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое- то слово, а задача нашего левого соседа - быстро сказать первое слово- ассоциацию, которое пришло ему на ум. Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово – ассоциацию, и.т.д.
В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.
1. тоска…
2. радость…
Рефлексия:
Ведущий: А сейчас вы, ребята, сядете за столы. Сядьте так, как вы хотите.
II. Основная часть.
Ведущий: Ребята, мы сейчас называли удивительные слова (радость, грусть, удивление, восхищение). Как вы думаете, что это за слова? Что они выражают? ( настроение, эмоции)
Тема нашего занятия: “Путешествие в мир эмоций.”
Эмоции – это то, что мы с вами чувствуем, переживаем. А какие эмоции бывают? Они могут быть “положительные” и “отрицательные”. Все они нужны и полезны, так как помогают человеку регулировать свое поведение.
Придумайте название своей команде. (Напишите, поставьте).
Упр. 3 “Конкурс юных психологов”.
Ведущий: Предлагаю вам побыть психологами. В течение 3-4 минут вам необходимо в команде прочитать отрывки из знаменитых произведений. Вы эти произведения хорошо знаете. Обсудить и выделить эмоции, которые испытывают герои в данных ситуациях. Запишите на листочке, и один человек из команды озвучит ваши записи.
Команда 1.
1.“Они испугались меня, такой я безобразный!”- подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда. Бежал-бежал, пока не очутился в болоте, где жили дикие утки. Усталый и печальный, он просидел тут всю ночь.
2….И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: “Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был ещё гадким утёнком!”
(Х.К. Андерсен “Гадкий утёнок”)
Команда 2.
3. Герасим глядел, глядел да как засмеётся вдруг… Всю ночь он возился с ней (собачкой), укладывал её, обтирал и заснул наконец сам возле неё каким-то радостным и тихим сном.
4. Герасим долго глядел на неё; две тяжёлые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на крутой лобик собачки, другая – в щи. Он заслонил лицо своё рукой.
(И.С. Тургенев “Муму”).
Обсуждение – Кто написал произведение и как оно называется?
– Что ощущал герой из отрывка?
Упр. 4 “Мимика, пантомимика”. (проводится у зеркала.)
Ведущий: Давайте попробуем изобразить мимикой то, что испытывали герои из отрывков.
“Попробуйте показать следующие эмоции:
- гордость, грусть, удивление, гнев, безразличие, радость. Молодцы!”
Рефлексия:
- Понравилось вам это упражнение?
- Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?
- Какие эмоции было приятнее изображать?
Упр. 5 (дыхательные упражнения). (Перед зеркалом).
Ведущий: А знаете, что при разных эмоциях у человека изменяется дыхание?
“-” - тяжелое, с напряжением, учащенное; (возбуждение, радость)
“+” - легкое, свободное, спокойно; (удовлетворение, комфорт)
Привели дыхание в норму (вдыхаем глубоко носом, выдыхаем медленно, с силой через нос).
Упр. 6 “Скульптура”.
Ведущий: Представьте, что вы скульпторы. Вам необходимо за 2 минуты придумать и показать коллективную скульптуру, изображающую:
- грусть, гнев;
- радость, гордость.
Рефлексия:
- Что вы испытывали, работая в команде?
- Какие эмоции преобладали?
Упр. 7 “Несуществующее животное”. (сидя за столами)
Ведущий: А теперь немного пофантазируем. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте себе, что мы с вами в необычной, “несуществующей” стране. Страна эта расположена на “несуществующей” планете. Там тихо, спокойно, тепло и уютно. И живут там “несуществующие” животные. Они интересные, необычные, ни на кого не похожие. Представили? .. А теперь откройте глаза…Нарисуйте “несуществующее” животное, которое вы видели. Дайте ему “несуществующее” имя. (учащиеся рисуют, вывешивают рисунки на стенд)
Ведущий:
- Посмотрите на этих удивительных животных.
- Что вы можете о них сказать?
- Какие они вызывают у них чувства, эмоции?
Если есть животные вызывающие отрицательные эмоции, то их вывешиваем отдельно.
Ведущий:
- А может мы их просто уберем?
- А как вы думаете, может их обидели?
- Давайте сделаем так, чтобы им стало немного теплее…
Упр. 8 Сказка “Два лисенка”.
“Жили два брата лисенка - старший и младший. Друзья так их и называли: старший лисенок и младший лисенок. Вот однажды пришел к лисятам несчастливый день. Утром по дороге в школу они помогли старушке нести из магазина сумки и опоздали на урок, а учительница поставила им в дневники “2”. Обиделись на нее лисята, но по-разному. Старший лисенок старался не показывать виду, что обиделся, а младший – весь день ходил надутым. Вечером мама пришла с работы усталой и, не разобравшись, надавала им шлепков. Еще больше обиделись лисята. Но старший, как и прежде, делал вид, что ему все нипочем, а младший еще больше дулся. А к вечеру у лисят от обиды поднялась температура. Забеспокоились родители, вызвали доктора. А доктор, как и вы, изучал в детстве психологию и поэтому быстро разобрался, что дело в обиде, и дал лисятам такой совет: если обиделся, не надо долго терпеть обиду или дуться. Лучше рассказать о ней обидчику, и обида растает тогда сама собой, как мороженое тает в жаркий день. Тогда рассказали лисята о своей обиде маме, а утром – своей учительнице. Извинились перед лисятами взрослые. А лисята с тех пор твердо запомнили правило: “Ты обиду не держи, поскорее расскажи””.
Рефлексия: (рекомендации)
III. Заключение.
Упр. 9 “Пожелания”. (в кругу)
Ведущий: Для каждого из вас в этой аудитории есть небольшой подарок, чтобы его получить, нужно быть очень внимательными. Яркая комета не зря прилетела к нам на занятие. На хвосте она принесла нам свои пожелания. Возьмите каждый по одной звездочке и возвращайтесь в круг.
По очереди зачитаем пожелания, адресованные всем и нашим гостям.
IV. Обратная связь.