Путешествие в мир эмоций

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: создание положительного эмоционального фона в группе, профилактика психосоматических заболеваний;

Задачи: развивать внутригрупповые отношения, перенос эмоционального состояния детей в ситуацию, учить анализировать и находить выход, развивать творческое воображение детей, формировать навыки рефлексии

Методы: проективные методики, беседа, развивающие упражнения, игры, приемы АРТ, сказкотерапии, ребефинга.

Методики: упр. “Дождик”, “Ассоциативный ряд”, “Юные психологи”, “Мимика, пантомимика”, “Скульптура”, сказка “Два лисенка”, “Подарки”, “Несуществующее животное”,

Актуальность: при переходе в среднее звено (5 класс) очень важным показателем в период адаптации учащихся является эмоциональная сфера. Необходимо на этом этапе помочь ребятам справиться с волнением, тревогой, неизвестностью, которые мешают справиться с эмоциями в стрессовой ситуации.

Ключевые слова: воображение, представление, эмоции, ассоциации Оборудование: таблички со словами эмоций, магниты, бумага, цветные карандаши, фломастеры, краски, диск с релаксационной музыкой, карточки с фрагментами.

Этап Цель Действия учителя Действие учеников Время
Приветствие Снятие напряжения учащимся предлагается поприветствовать гостей улыбками. Поворачиваются к гостям (общение с гостями) 2 мин.
Разминка

Упр.1 “Дождик”

Упр.2 “Ассоциативный ряд”

Создание настроя на совместную работу, снижение мышечного напряжения (в кругу)

Ведущий идет по кругу и, когда он заглядывает в глаза каждому участнику, показывает его движение.

(в кругу)

“Мы сейчас будем говорить слово, а задача нашего соседа слева – быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум”.

Тоска…

Радость…

Повторяют движения, показанные ведущим

 

 

Называют слова – ассоциации

2 мин.

 

 

2 мин.

Актуализация

Упр.3 “Юные психологи”

Дать возможность выделить эмоции и прочувствовать их (две команды)

Командам дается карточка с текстом. “Ребята, вам надо прочитать текст, выделить эмоции, которые испытывает герой”

Работают в командах, выписывают на листочке эмоции

(рефлексия)

5 мин.

 

2 мин.

Упр.4 “Мимика, пантомимика” Снятие внутренних зажимов, комплексов (перед зеркалом)

“изобразите удивление, волнение, гнев, смех, радость, удовлетворение…”

Перед зеркалом изображают предложенные ведущим эмоции 2 мин.
Упр.5 Ребефинг Восстановление нормального дыхания (перед зеркалом)

“давайте покажем как дышит человек, испытывающий возбуждение…и человек, испытывающий покой” комфорт

Выполняют дыхательные упражнения 2 мин.
Упр.6 “Скульптура” Учить ребят представлять, переносить эмоциональное состояние в ситуацию, развитие творчества (две команды)

1. изобразить – грусть

2. изобразить – гнев

1. изобразить – радость

2. изобразить - гордость

Ребята в командах изображают эмоции, представленные ведущим 5 мин.
7. Арт-терапия Развитие воображения, умение фантазировать, диагностика эмоционального состояния “Представьте и нарисуйте несуществующее животное, дайте ему имя” Рисуют

Рефлексия

(подарки,

рекомендации)

7 мин.

 

2 мин.

8. Сказка-терапия Умение анализировать, находить выход из сложившейся ситуации Читается сказка о “Два лисенка”

Рефлексия

Слушают

Рефлексия

7 мин.

 

2 мин

Заключительная часть

Упр.9 “Подарки”

  “Посмотрите, эта комета не просто украшение, это подарок. Давайте возьмем по одной звездочке и прочитаем, что мы с вами хотим подарить друг другу и нашим гостям” Снимают звездочки и читают пожелания, дарят гостям с улыбкой 3 мин.
Обратная связь       2 мин.

Сценарий занятия

I. Вводный этап.

Учащиеся стоят в полукруге. Ведущий здоровается с детьми и с гостями. Предлагает учащимся приветствовать гостей улыбками.

Упражнения для разминки:

Ведущий: Начинаем занятие с вашего любимого упражнения “Дождик”. Постараемся выполнить его правильно, в полной тишине.

Упр. 1 “Дождик”.

Все участники стоят в кругу. Ведущий идет внутри круга и, когда он заглядывает в глаза каждому участнику, тот начинает повторять его движения до тех пор, пока ведущий снова не подойдет к нему, заглянет в глаза и поменяет движение.

Ведущий идет по кругу и заглядывает по очереди в глаза участникам,

  • на 1-м круге - трет ладошкой о ладошку;
  • на 2-м круге - щелкает пальцами;
  • на 3-м - хлопает ладонями по коленям;
  • на 4-м - стучит ладонями по коленям и топает ногами;
  • на 5-м - хлопает ладонями по коленям;
  • на 6-м – щелкает пальцами;
  • на 7-м – трет ладошками;
  • на 8-м – просто опускает руки.

Так дождик заканчивается и затихает. “Что мы услышали? Так шумит красивый летний дождь”.

Ведущий: А сейчас мы с вами выполним другое упражнение.

Упр. 2 “Ассоциативный ряд”.

Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое- то слово, а задача нашего левого соседа - быстро сказать первое слово- ассоциацию, которое пришло ему на ум. Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово – ассоциацию, и.т.д.

В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.

1. тоска…

2. радость…

Рефлексия:

Ведущий: А сейчас вы, ребята, сядете за столы. Сядьте так, как вы хотите.

II. Основная часть.

Ведущий: Ребята, мы сейчас называли удивительные слова (радость, грусть, удивление, восхищение). Как вы думаете, что это за слова? Что они выражают? ( настроение, эмоции)

Тема нашего занятия: “Путешествие в мир эмоций.”

Эмоции – это то, что мы с вами чувствуем, переживаем. А какие эмоции бывают? Они могут быть “положительные” и “отрицательные”. Все они нужны и полезны, так как помогают человеку регулировать свое поведение.

Придумайте название своей команде. (Напишите, поставьте).

Упр. 3 “Конкурс юных психологов”.

Ведущий: Предлагаю вам побыть психологами. В течение 3-4 минут вам необходимо в команде прочитать отрывки из знаменитых произведений. Вы эти произведения хорошо знаете. Обсудить и выделить эмоции, которые испытывают герои в данных ситуациях. Запишите на листочке, и один человек из команды озвучит ваши записи.

Команда 1.

1.“Они испугались меня, такой я безобразный!”- подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда. Бежал-бежал, пока не очутился в болоте, где жили дикие утки. Усталый и печальный, он просидел тут всю ночь.

2….И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: “Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был ещё гадким утёнком!”

(Х.К. Андерсен “Гадкий утёнок”)

Команда 2.

3. Герасим глядел, глядел да как засмеётся вдруг… Всю ночь он возился с ней (собачкой), укладывал её, обтирал и заснул наконец сам возле неё каким-то радостным и тихим сном.

4. Герасим долго глядел на неё; две тяжёлые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на крутой лобик собачки, другая – в щи. Он заслонил лицо своё рукой.

(И.С. Тургенев “Муму”).

Обсуждение – Кто написал произведение и как оно называется?

– Что ощущал герой из отрывка?

Упр. 4 “Мимика, пантомимика”. (проводится у зеркала.)

Ведущий: Давайте попробуем изобразить мимикой то, что испытывали герои из отрывков.

“Попробуйте показать следующие эмоции:

- гордость, грусть, удивление, гнев, безразличие, радость. Молодцы!”

Рефлексия:

- Понравилось вам это упражнение?

- Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?

- Какие эмоции было приятнее изображать?

Упр. 5 (дыхательные упражнения). (Перед зеркалом).

 

Ведущий: А знаете, что при разных эмоциях у человека изменяется дыхание?

“-” - тяжелое, с напряжением, учащенное; (возбуждение, радость)

“+” - легкое, свободное, спокойно; (удовлетворение, комфорт)

Привели дыхание в норму (вдыхаем глубоко носом, выдыхаем медленно, с силой через нос).

Упр. 6 “Скульптура”.

Ведущий: Представьте, что вы скульпторы. Вам необходимо за 2 минуты придумать и показать коллективную скульптуру, изображающую:

- грусть, гнев;

- радость, гордость.

Рефлексия:

- Что вы испытывали, работая в команде?

- Какие эмоции преобладали?

Упр. 7 “Несуществующее животное”. (сидя за столами)

Ведущий: А теперь немного пофантазируем. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте себе, что мы с вами в необычной, “несуществующей” стране. Страна эта расположена на “несуществующей” планете. Там тихо, спокойно, тепло и уютно. И живут там “несуществующие” животные. Они интересные, необычные, ни на кого не похожие. Представили? .. А теперь откройте глаза…Нарисуйте “несуществующее” животное, которое вы видели. Дайте ему “несуществующее” имя. (учащиеся рисуют, вывешивают рисунки на стенд)

Ведущий:

- Посмотрите на этих удивительных животных.

- Что вы можете о них сказать?

- Какие они вызывают у них чувства, эмоции?

Если есть животные вызывающие отрицательные эмоции, то их вывешиваем отдельно.

Ведущий:

- А может мы их просто уберем?

- А как вы думаете, может их обидели?

- Давайте сделаем так, чтобы им стало немного теплее…

Упр. 8 Сказка “Два лисенка”.

“Жили два брата лисенка - старший и младший. Друзья так их и называли: старший лисенок и младший лисенок. Вот однажды пришел к лисятам несчастливый день. Утром по дороге в школу они помогли старушке нести из магазина сумки и опоздали на урок, а учительница поставила им в дневники “2”. Обиделись на нее лисята, но по-разному. Старший лисенок старался не показывать виду, что обиделся, а младший – весь день ходил надутым. Вечером мама пришла с работы усталой и, не разобравшись, надавала им шлепков. Еще больше обиделись лисята. Но старший, как и прежде, делал вид, что ему все нипочем, а младший еще больше дулся. А к вечеру у лисят от обиды поднялась температура. Забеспокоились родители, вызвали доктора. А доктор, как и вы, изучал в детстве психологию и поэтому быстро разобрался, что дело в обиде, и дал лисятам такой совет: если обиделся, не надо долго терпеть обиду или дуться. Лучше рассказать о ней обидчику, и обида растает тогда сама собой, как мороженое тает в жаркий день. Тогда рассказали лисята о своей обиде маме, а утром – своей учительнице. Извинились перед лисятами взрослые. А лисята с тех пор твердо запомнили правило: “Ты обиду не держи, поскорее расскажи””.

 Рефлексия: (рекомендации)

III. Заключение.

Упр. 9 “Пожелания”. (в кругу)

Ведущий: Для каждого из вас в этой аудитории есть небольшой подарок, чтобы его получить, нужно быть очень внимательными. Яркая комета не зря прилетела к нам на занятие. На хвосте она принесла нам свои пожелания. Возьмите каждый по одной звездочке и возвращайтесь в круг.

По очереди зачитаем пожелания, адресованные всем и нашим гостям.

IV. Обратная связь.