Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков -ч-, -щ-"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • учить дифференцировать звуки Ч-Щ в слогах, словах и предложениях;
  • совершенствовать фонематические процессы;
  • развивать слоговой анализ и синтез;
  • воспитывать языковое чутье путем практического овладения навыками образования слов при помощи суффиксов;
  • совершенствовать навыки чтения и письма, формировать навыки работы с деформированным текстом;
  • активизировать внимание, память, мышление;
  • развивать моторику пальцев рук.

Оборудование:

  • настенное панно “Алфавит” в виде кораблика с кармашками для букв,
  • набор стилизованных букв в виде человечков,
  • сюжетная картина “Живая азбука” [1],
  • пособие “Веселый поезд”: вагоны по числу детей с окошками для предметных картинок, предметные картинки по теме занятия,
  • маска-шапочка мышонка,
  • сигнальный флажок,
  • рисунки детей к загадке-шутке про чудовище,
  • конверт с текстом отгадки,
  • тетради,
  • ручки,
  • цветные карандаши,
  • магнитофон.

План занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

  1. Работа на уровне буквы.
  2. Сообщение темы занятия.
  3. Работа на уровне слова. Игра “Веселый поезд”.
  4. Словообразование. Игра “Малыши и малышки”.
  5. Физкультминутка.
  6. Работа на уровне предложения. Диктант.
  7. Чтение деформированных слов. Игра “Почини словечко”.
  8. Работа на уровне текста. Составление книжки - малышки.

III. Подведение итогов.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Предлагаю продолжить необыкновенное путешествие в волшебный мир звуков и букв. Мы отправляемся в страну четкой и правильной речи под названием Заниматика. На чем мы отправимся в путешествие? Демонстрируется панно “Алфавит”. <Рисунок 1 >. Почему кораблик имеет название “Алфавит”?

II. Основная часть.

1. Работа на уровне буквы.

Задание 1. Помогите капитану корабля “Алфавит” построить матросов на палубе. Расположите согласные буквы в алфавитном порядке. < Рисунок 2 >, <Рисунок 3 >.

Дети вкладывают стилизованные буквы в кармашки панно, четко называя буквы.

Задание 2. Угадайте, какие согласные буквы заблудились на берегу. Демонстрируется сюжетная картина “Живая азбука”[1]. (Приложение 1.)

Дети рассматривают картину, находят буквы “Че”, “Ща”.

Послушайте, чем заняты эти буквы. Логопед читает стихи[1]:

“Ща”, по просьбе овощей, рвет щавель для кислых щей.

“Че” чрезмерно любит чай: “братец – Чайник, выручай!”

2. Объявление темы.

Ребята, кто догадался, какие буквы мы будем учиться различать в нашем путешествии? На что они похожи?

Какие звуки обозначают эти согласные буквы ?

Дети дают сравнительную характеристику звуков Ч,Щ.

Ч - согласный, глухой, мягкий, краткий

Щ - согласный, глухой, мягкий, долгий

3. Работа на уровне слова. Игра “Веселый поезд”.

Проверим, умеете ли вы находить слова со звуками Ч, Щ.

На “Веселом поезде” к нам приехали слова. А с ними наш гость отважный мышонок Чик. Он поиграет с нами.

Предметные картинки: печь, туча, бабочка, пчела, чеснок, чашка, уточка, щенок, щука, клещи, вещи, щипцы, щепка, щавель, ящик.

На роль Чика назначается один из детей. Он получает маску - шапочку мышонка и сигнальный флажок. Дети по сигналу изображают поезд, двигаясь вокруг столов друг за другом: “Ч-Ч-Ч-Ч”. По сигналу поезд останавливается: “ЧЩЩЩ”. На каждой остановке дети называют слова на заданный звук по теме занятия, выбирая подходящие картинки в окошках вагонов. <Рисунок 4 >. Игра повторяется три раза. Сигнальщика можно менять.

4. Словообразование. Игра “Малыши и малышки”.

Отдохните. Закройте глаза. Откройте. Теперь вы не первоклассники, а малыши и малышки. Все у вас стало маленьким: ноги - ножки, руки - ручки, стулья- стульчики.

Дети называют слова, добавляя уменьшительно-ласкательные суффиксы, используя подходящие предметные картинки из игры “Веселый поезд”.Игра окончена. Закройте глаза, откройте. Вы снова первоклассники.

5.Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.[2]

Упражнения выполняются под ритмичную музыку. Используется магнитофонная запись.

Упражнение 1. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

Упражнение 2. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

Упражнение 3. Грецкий орех положить между ладонями , делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

6. Работа на уровне предложения. Диктант.

Откройте тетради, отступите две строчки, запишите число. С красной строки запишите под диктовку слоги: ча, щик, сов. Подчеркните буквы Ч,Щ зеленым карандашом. Устно составьте из слогов слово. Кто такой часовщик? Составьте с этим словом предложение из трех слов. Запишем предложение под диктовку:

Часовщик чинит часы.

Подчеркните буквы Ч,Щ зеленым цветом. Разделим слова на слоги. Вспомните правило, как это сделать? Выделите гласные красным цветом. Проверили, закрыли тетради. У кого не было ошибок?

7. Чтение деформированных слов. Игра “Почини словечко”.

Часовщик чинит часы, а мы с вами умеем “чинить” слова.

Прочитайте слова на доске, найдите четыре ошибки и исправьте их.

Чудовище, сокровиче, хвостище, лапичи, когтищи, зубичи, глазичи, усищи.

8. Работа на уровне текста.

Вспомните, из какой загадки эти слова?

К загадке про чудовище каждый из вас нарисовал иллюстрацию, а я сделала к ним подписи. Демонстрируются рисунки детей.(Приложение 2.) Посмотрите, какие страшные, ужасные чудовища! Давайте сделаем из ваших работ книжку: соберем странички со стихами по порядку. Дети читают строчки стихотворения [3] по цепочке, соблюдая логическую последовательность:

Живет в пещере чудовище.
Держит в лапищах сокровище.
У чудовища - длинный хвостище,
Крепки у него лапищи,
Кривы на лапищах когтищи,
Остры у него зубищи,
Черны у него глазищи,
Блестящи его усищи!

(Е.В. Юрова)

Ребята, эта загадка – шутка. Давайте узнаем, кто же на самом деле это чудовище? В конверте спрятана “чудовищная” отгадка. Откроем его.

Логопед читает отгадку:

Да вы не бойтесь, малышки!
Чудовище это – мышка,
Пещера – мышкина норка,
А сокровище – хлебная корка.

(Е.В. Юрова)

Почему мы думали, что чудовище большущее и ужасное? Какие слова над нами “подшутили”? Дети называют слова с суффиксом ИЩ.

III. Итоги.

Путешествие в увлекательную страну Заниматика закончилось. Вы все очень старались. Молодцы! Слушайте меня внимательно и подскажите верный ответ:

Чтобы четко на уроках отвечать,
Надо звуки в устной речи различать: “Ч”, “Щ”.
Чтобы грамотно читать и писать,
Надо буквы без ошибок называть : “ЧЕ”, “ЩА”.

Литература:

  1. Толоконников Н. Живой букварь. – М.: Самоцвет, 1994.
  2. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. – М.: Гном – Пресс, 1998.
  3. Барылкина Л.П. Матраева. И.П. Обухова Л.П. Эти трудные согласные. – М.: ООО “5 за знания” , 2005.