Цели:
учить дифференцировать звуки Ч-Щ в слогах,
словах и предложениях;
Оборудование:
- настенное панно “Алфавит” в виде кораблика с кармашками для букв,
- набор стилизованных букв в виде человечков,
- сюжетная картина “Живая азбука” [1],
- пособие “Веселый поезд”: вагоны по числу детей с окошками для предметных картинок, предметные картинки по теме занятия,
- маска-шапочка мышонка,
- сигнальный флажок,
- рисунки детей к загадке-шутке про чудовище,
- конверт с текстом отгадки,
- тетради,
- ручки,
- цветные карандаши,
- магнитофон.
План занятия:
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
- Работа на уровне буквы.
- Сообщение темы занятия.
- Работа на уровне слова. Игра “Веселый поезд”.
- Словообразование. Игра “Малыши и малышки”.
- Физкультминутка.
- Работа на уровне предложения. Диктант.
- Чтение деформированных слов. Игра “Почини словечко”.
- Работа на уровне текста. Составление книжки - малышки.
III. Подведение итогов.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Предлагаю продолжить необыкновенное путешествие в волшебный мир звуков и букв. Мы отправляемся в страну четкой и правильной речи под названием Заниматика. На чем мы отправимся в путешествие? Демонстрируется панно “Алфавит”. <Рисунок 1 >. Почему кораблик имеет название “Алфавит”?
II. Основная часть.
1. Работа на уровне буквы.
Задание 1. Помогите капитану корабля “Алфавит” построить матросов на палубе. Расположите согласные буквы в алфавитном порядке. < Рисунок 2 >, <Рисунок 3 >.
Дети вкладывают стилизованные буквы в кармашки панно, четко называя буквы.
Задание 2. Угадайте, какие согласные буквы заблудились на берегу. Демонстрируется сюжетная картина “Живая азбука”[1]. (Приложение 1.)
Дети рассматривают картину, находят буквы “Че”, “Ща”.
Послушайте, чем заняты эти буквы. Логопед читает стихи[1]:
“Ща”, по просьбе овощей, рвет щавель для кислых щей.
“Че” чрезмерно любит чай: “братец – Чайник, выручай!”
2. Объявление темы.
Ребята, кто догадался, какие буквы мы будем учиться различать в нашем путешествии? На что они похожи?
Какие звуки обозначают эти согласные буквы ?
Дети дают сравнительную характеристику звуков Ч,Щ.
Ч - согласный, глухой, мягкий, краткий
Щ - согласный, глухой, мягкий, долгий
3. Работа на уровне слова. Игра “Веселый поезд”.
Проверим, умеете ли вы находить слова со звуками Ч, Щ.
На “Веселом поезде” к нам приехали слова. А с ними наш гость отважный мышонок Чик. Он поиграет с нами.
Предметные картинки: печь, туча, бабочка, пчела, чеснок, чашка, уточка, щенок, щука, клещи, вещи, щипцы, щепка, щавель, ящик.
На роль Чика назначается один из детей. Он получает маску - шапочку мышонка и сигнальный флажок. Дети по сигналу изображают поезд, двигаясь вокруг столов друг за другом: “Ч-Ч-Ч-Ч”. По сигналу поезд останавливается: “ЧЩЩЩ”. На каждой остановке дети называют слова на заданный звук по теме занятия, выбирая подходящие картинки в окошках вагонов. <Рисунок 4 >. Игра повторяется три раза. Сигнальщика можно менять.
4. Словообразование. Игра “Малыши и малышки”.
Отдохните. Закройте глаза. Откройте. Теперь вы не первоклассники, а малыши и малышки. Все у вас стало маленьким: ноги - ножки, руки - ручки, стулья- стульчики.
Дети называют слова, добавляя уменьшительно-ласкательные суффиксы, используя подходящие предметные картинки из игры “Веселый поезд”.Игра окончена. Закройте глаза, откройте. Вы снова первоклассники.
5.Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.[2]
Упражнения выполняются под ритмичную музыку. Используется магнитофонная запись.
Упражнение 1. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
Упражнение 2. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
Упражнение 3. Грецкий орех положить между ладонями , делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
6. Работа на уровне предложения. Диктант.
Откройте тетради, отступите две строчки, запишите число. С красной строки запишите под диктовку слоги: ча, щик, сов. Подчеркните буквы Ч,Щ зеленым карандашом. Устно составьте из слогов слово. Кто такой часовщик? Составьте с этим словом предложение из трех слов. Запишем предложение под диктовку:
Часовщик чинит часы.
Подчеркните буквы Ч,Щ зеленым цветом. Разделим слова на слоги. Вспомните правило, как это сделать? Выделите гласные красным цветом. Проверили, закрыли тетради. У кого не было ошибок?
7. Чтение деформированных слов. Игра “Почини словечко”.
Часовщик чинит часы, а мы с вами умеем “чинить” слова.
Прочитайте слова на доске, найдите четыре ошибки и исправьте их.
Чудовище, сокровиче, хвостище, лапичи, когтищи, зубичи, глазичи, усищи.
8. Работа на уровне текста.
Вспомните, из какой загадки эти слова?
К загадке про чудовище каждый из вас нарисовал иллюстрацию, а я сделала к ним подписи. Демонстрируются рисунки детей.(Приложение 2.) Посмотрите, какие страшные, ужасные чудовища! Давайте сделаем из ваших работ книжку: соберем странички со стихами по порядку. Дети читают строчки стихотворения [3] по цепочке, соблюдая логическую последовательность:
Живет в пещере чудовище.
Держит в лапищах сокровище.
У чудовища - длинный хвостище,
Крепки у него лапищи,
Кривы на лапищах когтищи,
Остры у него зубищи,
Черны у него глазищи,
Блестящи его усищи!
(Е.В. Юрова)
Ребята, эта загадка – шутка. Давайте узнаем, кто же на самом деле это чудовище? В конверте спрятана “чудовищная” отгадка. Откроем его.
Логопед читает отгадку:
Да вы не бойтесь, малышки!
Чудовище это – мышка,
Пещера – мышкина норка,
А сокровище – хлебная корка.
(Е.В. Юрова)
Почему мы думали, что чудовище большущее и ужасное? Какие слова над нами “подшутили”? Дети называют слова с суффиксом ИЩ.
III. Итоги.
Путешествие в увлекательную страну Заниматика закончилось. Вы все очень старались. Молодцы! Слушайте меня внимательно и подскажите верный ответ:
Чтобы четко на уроках отвечать,
Надо звуки в устной речи различать: “Ч”, “Щ”.
Чтобы грамотно читать и писать,
Надо буквы без ошибок называть : “ЧЕ”, “ЩА”.
Литература:
- Толоконников Н. Живой букварь. – М.: Самоцвет, 1994.
- Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. – М.: Гном – Пресс, 1998.
- Барылкина Л.П. Матраева. И.П. Обухова Л.П. Эти трудные согласные. – М.: ООО “5 за знания” , 2005.