Цели:
- развитие сообразительности, логического и интуитивного речевого мышления;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных качеств;
- укрепление и повышение познавательного интереса к родному языку.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- компьютер,
- экран,
- карандаши,
- ручки, листы бумаги,
- карточки с заданиями,
- клей,
- набор фигур из цветной бумаги,
- секундомер,
- музыкальный сигнал времени,
- конфеты с загадками на внутренней стороне обертки
(например: “Детям”, “Загадка” и т.д.).
Оформление: класс оформлен плакатами, тематическими газетами с ребусами, экраном с компьютерной презентацией.
Участники конкурса: учащиеся 3-х классов, посещающие кружок “Эрудит”.
Ход занятия
1. Вступление.
Великий, могучий, правдивый, свободный – народной живительной cилы родник! Тебе посвящаем мы конкурс сегодня, наш гордый, наш русский, родной наш язык!
Я рада видеть вас здесь сегодня на конкурсе, посвященному русскому языку. Наши с вами занятия на протяжении прошлой четверти были посвящены русскому языку и совсем недавно все вы стали участниками конкурса “Русский медвежонок”. Сегодня мы с вами подведем итоги четверти, еще раз проверим и покажем - чему мы научились, что узнали нового и в чем сильны. Желаю вам успехов.
Ребята, все вы знаете, что в конкурсе участвует несколько команд. Я предлагаю вам сегодня работать в командах, немного необычных для вас (не как обычно – по классам). Итак, сейчас мы определим состав команд. Каждый из вас сейчас получит от меня букву. Те, кому достанутся гласные буквы - сядут за первый игровой стол; ну а остальные, кому достались согласные - присядут за второй стол. (Команды рассаживаются за столы.)
2. Конкурсные задания.
А сейчас, всего за 30 сек. Вам необходимо выбрать название для своей команды и капитана – того, кого вы считаете самым сильным знатоком русского языка. Время пошло. (Сигнал.) Прошу капитанов представить команды и представиться самим. Капитаны будут руководить работой команд, отвечать на вопросы заданий или назначать отвечающего.
Уважаемые знатоки русского языка, как видите, сегодня, на нашем конкурсе нет жюри и я предлагаю вам самим оценивать свою работу в командах. А делать мы это будем следующим образом. За каждый конкурс вы будете получать какую-то из фигур.
Круг – это идеальная фигура без углов. Ее вы получите, если ваш ответ будет идеален.
Квадрат – фигура, из которой можно сделать круг, если закруглить углы. Квадрат вы получите за ответ, который близок к правильному, но не идеален.
Треугольник – фигура, которая далека от круга, у нее есть острые углы. Эта фигура за ответ, далекий от правильного.
А теперь, думаю, пора приступить к нашим конкурсным заданиям.
Задание “Волшебное колесо” [3].
При выполнении первого задания вам нужно будет использовать свое творческое мышление и умение работать в команде. Суть задания вам знакома. Из букв, представленных на экране, вам нужно будет за 2 минуты составить как можно больше слов. Особенность задания в том, что все слова нужно читать по кругу в любую сторону – по часовой, или против часовой стрелке. Приступайте к заданию. (Сигнал времени)
Итак, давайте проверим ваши ответы, прошу команды зачитать слова. А теперь внимание на экран. Круг может получить команда, составившая более 5 слов. Прошу команды оценить свою работу и решить, какую фигуру вы заслужили. (Рефлексия)
2. Задание “Шифровка” [3].
На наших занятиях мы с вами разгадывали самые разные загадки:
логографы, метаграммы, анаграммы, шифровки, ребусы. Помните ли вы, что означают эти слова? (Ответы детей)
Сейчас мы с вами попробуем разгадать загадку, которая зашифрована,
а заодно и проверим, как вы знаете буквы не только русского, но и английского алфавита. Итак, сначала нужно найти загадку, зачеркнув лишние буквы, а затем разгадать ее. Работает вся команда, дружно, внимательно слушая, и, помогая друг другу. Время работы 2 минуты, начинайте. (Сигнал)
Давайте проверим, что у вас получилось. (Ответы команд) ZЧSТWORБNELЖИDTSБЕFhЗJNНLORГWZ? (Что бежит без ног).
Давайте посмотрим на экран, где мы сможем увидеть, какая загадка была зашифрована, а также отгадки. Прошу оценить свою работу за этот конкурс, какую фигуру вы заработали? (Рефлексия)
3. Задание “Грамматика”.
А сейчас пришло время проверить, которая из команд знает лучше правила письма. За 3 минуты вам нужно будет найти все ошибки в этом маленьком тексте и исправить их. Работает вся команда, приступайте к работе. (Сигнал)
Пушыстый снек пакрыл всю землю белой кавром. Волк вошел ис чящи и пабрел к диревне.
Предлагаю вам сравнить вашу работу с образцом написания, который вы видите на экране и затем оценить себя. (Рефлексия)
Ребята, вам интересно, какое задание будет следующим?
Предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка. Прошу всех встать и построиться. Команды должны встать друг напротив друга в шеренги. Каждой команде предлагаю назвать любую букву алфавита, которую затем нужно будет показать своим телом каждому участнику другой команды. (Учащиеся изображают буквы) Давайте выберем самую красивую букву в каждой команде. (Ребята отмечают лучшие буквы)
4. Сказочная путаница [2]. В следующем конкурсе, я думаю, мы все улыбнемся и не раз. Вам нужно будет вспомнить русские народные сказки и записать правильные названия сказок и сказочных героев вместо тех, которые вы прочтете на карточках. Через 2 минуты задание должно быть выполнено. Можете приступать. (Сигнал)
Царевна-индюшка. По собачьему велению. Сивка-будка. Иван-царевич и зеленый волк. Сестрица Алёнушка и братец Никитушка. Мальчик с кулачок. У страха уши велики. Лапша из топора. |
Василиса Преглупая Елена Некрасивая Крошечка-Горошечка Сестрица Гулёнушка Баба Бяка. Кощей Бесстрашный Царевна-жаба. Жар- муха |
Давайте посмотрим, чему вы улыбались во время выполнения этого задания. Прошу ребят, отвечающих на это задание поправлять меня.
А теперь оценим работу над этим заданием.(Рефлексия)
5. “Конкурс капитанов”.
Немного отдохнули, посмеялись, а сейчас вернемся к последним серьезным заданиям нашего конкурса. Капитан в команде – главный знаток. Давайте проверим, правильно ли вы сделали свой выбор. Итак, “Конкурс капитанов”. Сейчас каждому из вас нужно будет ответить на 5 вопросов, отвечать нужно быстро. Один раз вы сможете воспользоваться помощью команды. Поэтому команда должна также думать над этими вопросами, чтобы в нужный момент помочь капитану. Прошу команды ничего не говорить вслух во время ответов капитанов. Начнем.
1. Сколько букв в алфавите? | 1. Буква Й – гласная или согласная? |
2. Какие буквы похожи на цифры? | 2. Что находится между А и Б? |
3. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? | 3. Сколько знаков в алфавите? |
4. Чем кончается лето и начинается осень? | 4. Чем кончается день и ночь? |
5. Музыкальная точка с хвостиком? | 5.Какой самый короткий месяц? |
Прошу команды оценить работу своих капитанов. (Рефлексия)
6. Задание “Ребус”
Наше следующее задание – “Ребус”, помните ли вы что это такое? (Ответы детей) Задача команды состоит в том, чтобы разгадать целое предложение, представленное в ребусе. А еще вспомните, какие правила, а мы их с вами изучали, были использованы при составлении данного ребуса. Время работы 3 минуты. Приступайте. Прошу команды записать предложение и передать мне. (Сигнал) (Птицы скоро полетят на юг.)
Давайте посмотрим на экран и проверим ваши решения.
В очередной раз команды оценивают свою работу. (Рефлексия)
7. Скороговорка.
В заключении нашего конкурса, предлагаю немного поиграть. Все вы прекрасно знаете игру “Испорченный телефон”, но передавать мы будем не слово, а скороговорку.
Предлагаю всем встать, построиться в шеренги, спиной ко мне. Я передаю участнику, стоящему последним, листок со скороговоркой. За 30 секунд он должен выучить её, а затем передать очень тихо впереди стоящему и так далее. Когда скороговорка достигнет участника, стоящего первым, он громко её произносит, и все мы сравниваем его вариант с изначальным. Давайте приступим к заданию.
- Возможные варианты скороговорок.
- У Кондрата куртка коротковата.
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Шесть мышат в камышах шуршат.
- Шила шапку, сшила тапки.
Команды в последний раз оценивают себя.
3. Заключение.
Наш конкурс подходит к концу. Прошу вас посмотреть, какие и сколько фигур вы получили. Вам нужно сделать вывод о том, как сегодня работала ваша команда. Капитанов прошу высказаться. (Капитаны, а затем и участники команд высказываются)
Дорогие эрудиты, оказывается, у нас с вами осталось еще одно невыполненное задание – оно сладкое. Это очень вкусные конфеты. Прошу вас взять сладкое задание, угощайтесь, только ни в коем случае не выкидывайте фантиков, вы сможете прочитать на них загадки. Прочтите все загадки и выберите самую интересную и трудную, чтобы загадать другой команде. (Команды зачитывают и отгадывают выбранные загадки)
Я бы хотела задать вам последний вопрос, кто же сегодня победил?
(Ответы детей)
Я думаю, что победили мы все, ведь на протяжении всего конкурса мы решили много интересных заданий, проверяли свои знания и интуицию, проявляли свои творческие способности, поближе познакомились и подружились друг с другом и просто – замечательно провели время.
Большое спасибо всем участникам! До новых встреч.
Список использованной и рекомендуемой литературы.
- Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Для детей 9-14 лет: Методическое руководство.- Спб.: ГП “ИМАТОН”, 2001. – 60с.
- Занимательные задачи. Ч.1 / Сост.: Монжиевская В.В.- Иркутск: ИГУ, 1992.- 116с.
- Константинова Т.М. Развивающие игры. – Братск: Департамент образования г.Братска, ГИМЦ, 1996.- 210с.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет) /Методическое пособие, 3 класс.- 5-е изд., перераб.- М.: Росткнига, 2007.- 240с.