Психологическая служба в системе внеклассной работы школы: конкурс эрудитов по русскому языку

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Цели:

- развитие сообразительности, логического и интуитивного речевого мышления;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных качеств;

- укрепление и повышение познавательного интереса к родному языку.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • компьютер,
  • экран,
  • карандаши,
  • ручки, листы бумаги,
  • карточки с заданиями,
  • клей,
  • набор фигур из цветной бумаги,
  • секундомер,
  • музыкальный сигнал времени,
  • конфеты с загадками на внутренней стороне обертки

(например: “Детям”, “Загадка” и т.д.).

Оформление: класс оформлен плакатами, тематическими газетами с ребусами, экраном с компьютерной презентацией.

Участники конкурса: учащиеся 3-х классов, посещающие кружок “Эрудит”.

Ход занятия

1. Вступление.

Великий, могучий, правдивый, свободный – народной живительной cилы родник! Тебе посвящаем мы конкурс сегодня, наш гордый, наш русский, родной наш язык!

Я рада видеть вас здесь сегодня на конкурсе, посвященному русскому языку. Наши с вами занятия на протяжении прошлой четверти были посвящены русскому языку и совсем недавно все вы стали участниками конкурса “Русский медвежонок”. Сегодня мы с вами подведем итоги четверти, еще раз проверим и покажем - чему мы научились, что узнали нового и в чем сильны. Желаю вам успехов.

Ребята, все вы знаете, что в конкурсе участвует несколько команд. Я предлагаю вам сегодня работать в командах, немного необычных для вас (не как обычно – по классам). Итак, сейчас мы определим состав команд. Каждый из вас сейчас получит от меня букву. Те, кому достанутся гласные буквы - сядут за первый игровой стол; ну а остальные, кому достались согласные - присядут за второй стол. (Команды рассаживаются за столы.)

2. Конкурсные задания.

А сейчас, всего за 30 сек. Вам необходимо выбрать название для своей команды и капитана – того, кого вы считаете самым сильным знатоком русского языка. Время пошло. (Сигнал.) Прошу капитанов представить команды и представиться самим. Капитаны будут руководить работой команд, отвечать на вопросы заданий или назначать отвечающего.

Уважаемые знатоки русского языка, как видите, сегодня, на нашем конкурсе нет жюри и я предлагаю вам самим оценивать свою работу в командах. А делать мы это будем следующим образом. За каждый конкурс вы будете получать какую-то из фигур.

Круг – это идеальная фигура без углов. Ее вы получите, если ваш ответ будет идеален.

Квадрат – фигура, из которой можно сделать круг, если закруглить углы. Квадрат вы получите за ответ, который близок к правильному, но не идеален.

Треугольник – фигура, которая далека от круга, у нее есть острые углы. Эта фигура за ответ, далекий от правильного.

А теперь, думаю, пора приступить к нашим конкурсным заданиям.

 

Задание “Волшебное колесо” [3].

При выполнении первого задания вам нужно будет использовать свое творческое мышление и умение работать в команде. Суть задания вам знакома. Из букв, представленных на экране, вам нужно будет за 2 минуты составить как можно больше слов. Особенность задания в том, что все слова нужно читать по кругу в любую сторону – по часовой, или против часовой стрелке. Приступайте к заданию. (Сигнал времени)

Итак, давайте проверим ваши ответы, прошу команды зачитать слова. А теперь внимание на экран. Круг может получить команда, составившая более 5 слов. Прошу команды оценить свою работу и решить, какую фигуру вы заслужили. (Рефлексия)

2. Задание “Шифровка” [3].

На наших занятиях мы с вами разгадывали самые разные загадки:

логографы, метаграммы, анаграммы, шифровки, ребусы. Помните ли вы, что означают эти слова? (Ответы детей)

Сейчас мы с вами попробуем разгадать загадку, которая зашифрована,

а заодно и проверим, как вы знаете буквы не только русского, но и английского алфавита. Итак, сначала нужно найти загадку, зачеркнув лишние буквы, а затем разгадать ее. Работает вся команда, дружно, внимательно слушая, и, помогая друг другу. Время работы 2 минуты, начинайте. (Сигнал)

Давайте проверим, что у вас получилось. (Ответы команд) ZЧSТWORБNELЖИDTSБЕFhЗJNНLORГWZ? (Что бежит без ног).

Давайте посмотрим на экран, где мы сможем увидеть, какая загадка была зашифрована, а также отгадки. Прошу оценить свою работу за этот конкурс, какую фигуру вы заработали? (Рефлексия)

3. Задание “Грамматика”.

А сейчас пришло время проверить, которая из команд знает лучше правила письма. За 3 минуты вам нужно будет найти все ошибки в этом маленьком тексте и исправить их. Работает вся команда, приступайте к работе. (Сигнал)

Пушыстый снек пакрыл всю землю белой кавром. Волк вошел ис чящи и пабрел к диревне.

Предлагаю вам сравнить вашу работу с образцом написания, который вы видите на экране и затем оценить себя. (Рефлексия)

Ребята, вам интересно, какое задание будет следующим?

Предлагаю вам немного отдохнуть.

Физминутка. Прошу всех встать и построиться. Команды должны встать друг напротив друга в шеренги. Каждой команде предлагаю назвать любую букву алфавита, которую затем нужно будет показать своим телом каждому участнику другой команды. (Учащиеся изображают буквы) Давайте выберем самую красивую букву в каждой команде. (Ребята отмечают лучшие буквы)

4. Сказочная путаница [2]. В следующем конкурсе, я думаю, мы все улыбнемся и не раз. Вам нужно будет вспомнить русские народные сказки и записать правильные названия сказок и сказочных героев вместо тех, которые вы прочтете на карточках. Через 2 минуты задание должно быть выполнено. Можете приступать. (Сигнал)

Царевна-индюшка.

По собачьему велению.

Сивка-будка.

Иван-царевич и зеленый волк.

Сестрица Алёнушка и братец Никитушка.

Мальчик с кулачок.

У страха уши велики.

Лапша из топора.

Василиса Преглупая

Елена Некрасивая

Крошечка-Горошечка

Сестрица Гулёнушка

Баба Бяка.

Кощей Бесстрашный

Царевна-жаба.

Жар- муха

Давайте посмотрим, чему вы улыбались во время выполнения этого задания. Прошу ребят, отвечающих на это задание поправлять меня.

А теперь оценим работу над этим заданием.(Рефлексия)

5. “Конкурс капитанов”.

Немного отдохнули, посмеялись, а сейчас вернемся к последним серьезным заданиям нашего конкурса. Капитан в команде – главный знаток. Давайте проверим, правильно ли вы сделали свой выбор. Итак, “Конкурс капитанов”. Сейчас каждому из вас нужно будет ответить на 5 вопросов, отвечать нужно быстро. Один раз вы сможете воспользоваться помощью команды. Поэтому команда должна также думать над этими вопросами, чтобы в нужный момент помочь капитану. Прошу команды ничего не говорить вслух во время ответов капитанов. Начнем.

1. Сколько букв в алфавите? 1. Буква Й – гласная или согласная?
2. Какие буквы похожи на цифры? 2. Что находится между А и Б?
3. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? 3. Сколько знаков в алфавите?
4. Чем кончается лето и начинается осень? 4. Чем кончается день и ночь?
5. Музыкальная точка с хвостиком? 5.Какой самый короткий месяц?

Прошу команды оценить работу своих капитанов. (Рефлексия)

6. Задание “Ребус”

Наше следующее задание – “Ребус”, помните ли вы что это такое? (Ответы детей) Задача команды состоит в том, чтобы разгадать целое предложение, представленное в ребусе. А еще вспомните, какие правила, а мы их с вами изучали, были использованы при составлении данного ребуса. Время работы 3 минуты. Приступайте. Прошу команды записать предложение и передать мне. (Сигнал) (Птицы скоро полетят на юг.)

Давайте посмотрим на экран и проверим ваши решения.

В очередной раз команды оценивают свою работу. (Рефлексия)

7. Скороговорка.

В заключении нашего конкурса, предлагаю немного поиграть. Все вы прекрасно знаете игру “Испорченный телефон”, но передавать мы будем не слово, а скороговорку.

Предлагаю всем встать, построиться в шеренги, спиной ко мне. Я передаю участнику, стоящему последним, листок со скороговоркой. За 30 секунд он должен выучить её, а затем передать очень тихо впереди стоящему и так далее. Когда скороговорка достигнет участника, стоящего первым, он громко её произносит, и все мы сравниваем его вариант с изначальным. Давайте приступим к заданию.

  • Возможные варианты скороговорок.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
  • Шесть мышат в камышах шуршат.
  • Шила шапку, сшила тапки.

Команды в последний раз оценивают себя.

3. Заключение.

Наш конкурс подходит к концу. Прошу вас посмотреть, какие и сколько фигур вы получили. Вам нужно сделать вывод о том, как сегодня работала ваша команда. Капитанов прошу высказаться. (Капитаны, а затем и участники команд высказываются)

Дорогие эрудиты, оказывается, у нас с вами осталось еще одно невыполненное задание – оно сладкое. Это очень вкусные конфеты. Прошу вас взять сладкое задание, угощайтесь, только ни в коем случае не выкидывайте фантиков, вы сможете прочитать на них загадки. Прочтите все загадки и выберите самую интересную и трудную, чтобы загадать другой команде. (Команды зачитывают и отгадывают выбранные загадки)

Я бы хотела задать вам последний вопрос, кто же сегодня победил?

(Ответы детей)

Я думаю, что победили мы все, ведь на протяжении всего конкурса мы решили много интересных заданий, проверяли свои знания и интуицию, проявляли свои творческие способности, поближе познакомились и подружились друг с другом и просто – замечательно провели время.

Большое спасибо всем участникам! До новых встреч.

Список использованной и рекомендуемой литературы.

  1. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Для детей 9-14 лет: Методическое руководство.- Спб.: ГП “ИМАТОН”, 2001. – 60с.
  2. Занимательные задачи. Ч.1 / Сост.: Монжиевская В.В.- Иркутск: ИГУ, 1992.- 116с.
  3. Константинова Т.М. Развивающие игры. – Братск: Департамент образования г.Братска, ГИМЦ, 1996.- 210с.
  4. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет) /Методическое пособие, 3 класс.- 5-е изд., перераб.- М.: Росткнига, 2007.- 240с.

Приложение