Возраст участников: младший школьный старший дошкольный (для старших дошкольников занятие целесообразно разделить на две части).
Количество участников: 6-8 детей.
Используемый материал:
- изображение зимы на листах формата А4 по количеству участников <Рисунок 1>,
- вместо фишек – снежинки <Рисунок 2>,
- наглядно-дидактическое пособие З.Е. Агроновича “Времена года”,
- 4 картинки с фрагментами зимних праздников <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>, <Рисунок 6>;
- для дошкольников и учащихся 1 классов - лабиринты по количеству участников<Рисунок 7>;
- для учащихся 2-4 классов – таблицы 4*4; игровизоры и фломастеры по количеству участников;
- мячик с шипами,
- магнитофон,
- записи песен “Три белых коня” и “Умка”,
- видеофрагмент фильма “Морозко”,
- веточки ёлки в вазе или искусственная небольшая ель.
Рисунок 2
Цель: всесторонние развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи:
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- обогащение словаря, расширение временных представлений и введение новых понятий о жизни птиц и животных зимой;
- развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления, межполушарного взаимодействия;
- развитие общеучебных умений: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
Ход занятия
Орг. момент.
“Отгадай загадку”. Введение в тему.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула руковом
Всё покрылось серебром.
(Зима и зимние месяцы) [2]
Ведущий. Слышите, кто а это к нам торопиться?
Звучит песня “Три белых коня” (время воспроизведения 39 секунд, название месяцев не воспроизводится).
Ведущий: про каких белых коней поётся в песне?
Дети: о месяцах, в каждом времени года по три месяца.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год!
(Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету,
Что скажи за месяц это?
(Январь)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Февраль) [2]
Если дети не могут отгадать загадки, то им предлагается обратить внимания на детали и загадки зачитываются вновь.
Ведущий. Сегодня к вам в гости пришла сама Зимушка-Зима. Посмотрите на её платье! Оно не чем не украшено. Давайте поможем украсить ей платье и посмотрим, у кого получится самая нарядная Зима. За каждый правильный ответ вам будет выдаваться снежинка, которой вы сможете украсить платье Зимы в конце занятия. Каждому ребёнку выдаётся картинка с изображение зимы <Рисунок 1>
Просмотр видеофрагмента из сказки “Морозко” (время начала просмотра 0:48.28; конец просмотра – 0:49.53)
Ведущий: скажите, а чем Мороз Иванович занимался в лесу? (закутывал ёлочки чтобы они не замёрзли)
Игра “Времена года” (целесообразно использовать частично наглядно-дидактическое пособие З.Е. Агроновича “Времена года”) . Работа в парах.
На каждую парту выдаётся конверт, где находятся 4 солнышка, 4 тучки, 4 дерева,
4 изображения детей и 4 изображения – зайцев.
Задание. Выберите изображения, которые соответствуют времени года – зима и составьте рассказ. Особое внимание обратите на то, как вы начнёте рассказ и как закончите.
Во время рассказа ведущий задаёт дополнительные вопросы:
- Назовите других животных, которые меняют цвет шубки? (белка)
- Как ещё животные приспосабливаются к зиме? (осенью заготавливают корм, а медведь, ёж и барсук впадают в спячку).
- Покажите, какая у животных шерсть зимой густая или редкая? (редкая шерсть показывается раздвижением пальцев одной руки, а густая раздвижение пальцев на двух руках, ладошки соединены и повёрнуты друг к другу.)
- А как спасаются от морозов маленькие птички с красной и жёлтой грудками? (снегири и синички прилетают на зиму в город, чтобы мы их покормили)
- А куда они деваются летом? (улетают в лес, потому что там много корма). Если дети не могут ответить на вопрос, то задаётся наводящий вопрос: “Где много корма для птиц летом?”
“Лабиринт” (для старших дошкольников и учащихся 1-го класса). Индивидуальная работа. Ведущий: зайчикам в лесу холодно возьми морковку и отнеси её зайцу <Рисунок 7>
или
Задача (для учащихся 2-4 классов). Для решения задачи целесообразно использовать таблицу
(4 слобца и 4 строчки), которая выдаётся детям.
Мальчики Слава, Дима и Петя ходили в зимний лес и видели там разных животных. Кто-то из них видел зайца, кто-то лису, а кто-то - белку. Каких животных видел каждый мальчик, если Слава не видел лису и белку, а Дима не видел – белку.
Физкультминутка. Я буду читать стихотворение Ирины Лопухиной “Снегопад”, а тот, кому я кину мяч, должен повернуть его в руках (ведущий показывает как), добавить подходящее слово и кинуть мячик обратно мне. Причём все слова связаны со словом “снег”.
Снегопад.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
Кружатся над головою
Каруселью … (снеговою)
На посёлки, на лужок
Всё снижается … (снежок)
Землю белой, чистой, нежной
Застелил пастелью … (снежной).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее … (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Снежный ком – на снежный ком
Всё украсили … (снежком),
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик).
Рядом – снежная фигурка –
Эта девочка – … (Снегурка).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой … (снегири).
Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил … (снег). [1]
Паровоз . Индивидуальная работа.
Ведущий. Что вылепили дети из снега? (Снегурку и снеговика). А давайте посмотрим, что же ещё они слепили. Для этого надо выполнить следующее задание.
Задание. Обведи линии, которые заканчиваются точками <Рисунок 8>. Для выполнения задания можно использовать игровизор или положить лист картона в файл, на картон положить задание. Когда задание будет выполнено как в первом, так и во втором случае, следует отодвинуть задание, чтобы было видно изображение. Работать следует фломастером.
Беседа о праздниках. Ведущий. Назовите 4 зимних праздника. На доске висят тыльной стороной 4 картинки с фрагментами праздника. Когда ребёнок называет название праздника, картинку переворачивают <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>, <Рисунок 6>.
Наряжаем ёлку. Индивидуальная работа. Каждому ребёнку выдаётся кружок из голубой бумаги диаметром примерно 75 мм, к кружку привязывается петелька из нитки. На одной половине кружка нарисовано полигрушки (для учащихся 2-4 классов – полснежинки).
Ведущий. Посмотрите, у нас в классе тоже есть ёлка, но она совсем грустная, давайте ей поднимем настроение. Для этого нужно её украсить.
Для того чтобы её украсить нужно, дорисовать половину игрушки (снежинки).
Теперь переверните кружок возьмите в руки два разных цветных карандаша и нарисуйте игрушку, какую бы вы хотели повесить на нашу замечательную ёлку.
Теперь возьмите свои украшения и повесьте на ёлку. Во время украшения ёлки звучит песенка умки.
Ведущий. Полюбуйтесь, какая замечательная и весёлая у нас получилась ёлочка!
Физкультминутка. “Доскажи слово” (из С. Погореловского)
Воронята – у ворон,
У слонов - … (слонята).
А у наших макарон
Есть … (макаронята).
И побольше, и … (поменьше),
И потолше, и … (потоньше) –
И мальчишки-макаронцы,
И девчонки - … (макаронки). [1]
Рефлексия. Четвёртый лишний.
- Шуба, дублёнка, плащ, пуховик;
- Лиса, волк, медведь, лось;
- Ёжик, кабан, лиса, волк;
- Лось, белка, кабан, олень;
- Заяц, лиса, лось, олень;
- Сорока, журавль, галка, ворона;
- Ворона, синица, воробей, голубь;
- Галка, голубь, снегирь, воробей.
Украшение зимы.
Ведущий. Теперь давайте украсим платье нашей зимушки-зимы. Дети приклеивают снежинки на платье.
Ведущий. Давайте покажем, друг другу, какая нарядная зима у нас получилась. Дети показывают друг другу картинки. Ведущий в это время всех хвалит.
Подведение итогов.
О чём мы с вами разговаривали сегодня?
Что вам больше всего понравилось?
А что было самым трудным?
Литература:
- Наглядно-дидактическое пособие З.Е. Агроновича “Времена года”.
- Кислова Т.Р. “По дороге к азбуке”.