Из опыта проведения межпредметных уроков (Плискановская М.И.Сергушова Л.Н.)
Обществознание является важнейшим средством самопознания. На уроках в старших классах учителю приходится касаться вопросов психологии личности, и ученик невольно включается в процесс самоизучения, который подразумевает неизбежное соотнесение его жизненных установок с изучаемым материалом.
Формирование новых экономических отношений в стране вызвало резкое изменение социальных ориентиров общества и в значительной мере усложнило процесс социализации молодых людей. Существенная трудность, обусловленная изменением политических, экономических ориентиров государства состоит и в том, что меняется сам механизм освоения ценностей.
Подросток, при одновременном существовании многих пластов ценностей, отсутствием ощущения защищенности личности в обществе, затрудняется в ситуации выбора. Психологическая готовность к жизнедеятельности в сложившихся социальных условиях предполагает наличие личностных ресурсов и сформированности внутреннего "Я", что может и должно способствовать обеспечению психологической безопасности подростка.
По мнению Т.С.Кабаченко, человек не только "потребляет" сообщения из разных источников, но и отражает условия и обстоятельства собственной жизни и деятельности, а также события, непосредственно касающиеся социума, исходя из непосредственного опыта. "Человек как субъект не только просто "потребляет" информацию, но и сам ее "производит" в той или иной степени, поскольку в ходе своей деятельности, общения он самоопределяется, занимает определенную жизненную позицию и потому весьма избирательно относится ко всему, что влияет на него в ходе всей жизни" [2].
Г.А.Цукерман называет условия, необходимые для воспитания человека, способного к саморазвитию. К таким условиям относятся: сотрудничество ребенка с учителем, взрослым; совместная работа учащихся; обеспечение психологической безопасности работы группы - установление чувства общности, доверия, защищенности, поддержки [2].
Потребность в безопасности – базовая в иерархии потребностей, по А.Маслоу, который считает важным постичь природу конфликта между силами самосохранения и силами развития [9]. Поэтому идея взаимного личностного влияния в психолого-педагогическом контексте весьма актуальна. Личность учащихся формируется в атмосфере доверительного дружеского общения, предполагающую обоюдную активность участников. Тем более это становится личностно-значимым, когда происходит интериоризация информации, внутренний диалог, который не всегда еще может осознаваться учащимися. Т.С.Кабаченко (2002. С.4) предлагает рассматривать под психологической безопасностью "такое состояние информационной среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое не способствует нарушению целостности, адаптивности всех форм адаптации, функционирования и развития социальных объектов" [2].
Основой организации учебного процесса на интегрированном уроке "обществознание-психология" являются положения гуманистической психологии, включающей некоторые аспекты позитивной части экзистенциальной философии, рассматривающей взаимозависимость поведения и развития личности, обладающей определенной степенью свободы благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.
Урок базируется на современной психолого-педагогической технологии гуманистической направленности (эвристическое обучение), когда учащиеся размышляют о времени как об исторической категории, с помощью вопросов и рассуждений самостоятельно приходят к постановке или решению проблемы.
В ходе урока используются содержательные элементы обучения (культурно-исторические аналоги, собственные информационные суждения); когнитивные способы обучения (формулируемые вопросы, противоречия).
Общий методологический принцип организации учебного процесса - использование на уроке элементов психологического тренинга и приоритетное развитие мотивационной сферы учащегося. Урок, сохраняя свои дидактические цели, становится одновременно обучающим и психокоррекционным мероприятием.
Урок проводится по правилам тренинговых занятий
1. Ученические столы и стулья для участников урока выставляются в форме усеченного круга. Учитель, учащиеся садятся в один круг. Учащиеся заранее готовят тексты литературных, исторических документов и семейных преданий о Великой Отечественной войне, в которых с разных позиций можно рассмотреть проблему подвига (с исторической, моральной, этической, нравственной, психологической составляющей).
2. Урок ведут психолог и учитель истории (используется принцип метапредметных основ содержания образования, включающих основу учебных дисциплин).
3. Слово при обсуждении вопроса предоставляется любому участнику круга (используется принцип ситуативности обучения, когда ученик находит решение в эвристическом поиске).
4. Каждое высказывание является важным для всех участников, приветствуется собственная точка зрения, не может быть "правильных" или "неправильных" ответов (используется принцип образовательной рефлексии, происходит осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей).
5. Использование дискуссии в ходе урока направлено на выработку умения ведения дискуссии. Развивает речемыслительную деятельность, обучает логике спора, вырабатывает умение отстаивать собственное мнение, позицию в противоборстве сторон, позволяет овладеть практическими навыками публичного выступления.
Наличие всех компонентов урока, несомненно, положительно влияет на процесс становления личности учащихся, способствует развитию психологически здоровой личности.
Тема, обозначенная на уроке, направлена на актуализацию знаний учащихся, активизацию мыслительной деятельности, познавательной активности, овладение навыками работы в команде.
Цели урока
- Дать учащимся представление о центральных понятиях и категориях человеческого бытия: свобода, подвиг, ментальность, социальные стереотипы, бессмысленность, самоотверженность, самопожертвование, изоляция, (с точки зрения экзистенциальной психологии).
- Рассмотреть психологические составляющие понятия Личность.
- Углубление опыта анализа ситуаций выбора и выработки стратегий поведения.
- Научить сравнивать взгляды историков, очевидцев, собственное мнение, делать выводы.
- Продолжить формировать навыки работы с историческими документами.
- Продолжить воспитание чувств патриотизма и гордости за свою страну, свой народ.
Основная проблематика урока
- Страна, не имеющая героев - серьезна больна?
- Несчастлива та страна, которая нуждается в героях?
Основные понятия урока
Личность в истории. Подвиг, ценность человеческой жизни, самопожертвование, патриотизм, героизм, доблесть. Жизнь человека и общественные нормы. Типы социальной власти. Конформизм. Менталитет. Выявление движущих сил, закономерность.
(Используется метод конструирования понятий, когда у учащихся формирование изучаемых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у них представлений, знаний).
Оборудование: карта "Великая Отечественная война Советского Союза", схемы, документы, выставка художественной литературы о ВОВ, плакаты о ВОВ, цитаты (ИКТ).
Жизнь мира совершается по чьей-то воле –
кто-то этой жизнью всего мира и нашими жизнями
делает какое-то дело.
Чтоб иметь надежду понять смысл этой воли,
надо прежде всего исполнять ее – делать то,
чего от нас хотят.
Л.Толстой. Исповедь, строка 106
Скопище людей превращает в нацию две вещи - общее великое
прошлое и общие планы на будущее
У. Черчилль
Ход урока
В начале урока фоном звучит отрывок из 7 симфонии Д.Шостаковича.Великое прошлое у нас есть. Вступительное слово учителя истории о сложной ситуации, сложившейся в стране после 22 июня 1941 года: отступление, оккупация, срочная эвакуация, окружение.
Психолог. Кризисная ситуация сказывается на сознании, психике людей: паника, стресс, напряжение. Поведение человека становится непредсказуемым, снижается порог инстинкта самосохранения в экстремальных условиях.
Вопрос. Почему в столь сложных условиях, человек совершает подвиг? И что считать подвигом?
Учащиеся предлагают для присутствующих заранее подготовленные ими материалы о трудовых, военных подвигах в Великой Отечественной войне, опираясь в т.ч. на произведения Ю. Бондарева “Горячий снег”, “Незабываемое”, И. Падерина “Сталинградские новеллы”, Ю. Нагибина “Ваганов”, К.Симонова “Дни и ночи”, стихи В.Лебедева-Кумача, А.Суркова и другие, самостоятельно подобранные материалы из хрестоматий по истории.
Учитель. Мы слышали рассказы о подвиге, как о великом событии, это так, но всегда ли человек оправданно жертвует своей жизнью? Можно посмотреть на природу подвига под другим углом. Война – событие страшное, кровавое и его нельзя идеализировать.
Учитель предлагает для обсуждения отрывок из книги М. Коробейникова “Подробности войны”, рассказ “Тяжелый человек”, в котором описывается как человек, которого не любили в роте за его конфликтность, жадность, т.е. человек явно не героический, тем не менее, спасает солдат, закрывая своим телом гранату.
Вопрос. Почему он это делает? Всегда ли подвиг велик?
Ученики рассказывают о Зое Космодемьянской. Спалив конюшню, где были немецкие лошади, она невольно сожгла и дома колхозников, которые в лютый мороз остались без крова.
Вопрос. Как отнестись к этому факту? Гибель девушки – подвиг, а как быть колхозникам без жилья зимой?
Работа в группах
Напишите, как вы понимаете слова: подвиг, герой, самоотверженность, доблесть, отвага, мужество, патриотизм.
Учитель. Давайте обратимся к хроникам ВОВ.
1. Оборона Ленинграда.
2. Объявлена эвакуация, но никто не собирается покидать город. Люди верят в силу партии и военного гения, отца и товарища Сталина, не осознают опасности. Населению в течение 2 недель не сообщали о том, что город окружен.
Методы воздействия власти на население.
- Пропаганда (за "упадническое" настроение – статья 58, индивидуальный террор).
- Агитпросвещение (обязательное посещение лекций, за неявку арест). Люди в страхе.
- Противоречия (в окруженном городе работали жилищно-коммунальные конторы, люди платили за коммунальные услуги).
- Публикации в газетах. Реальность совсем другая.
- В Эрмитаже праздновали юбилей азербайджанского писателя ХI века Низами. Умирающий Ленинград сделал его юбилей праздником. В Баку этот юбилей не отмечали.
- Исполнение 7 симфонии Д.Шостаковича. Репетировали по 15-20 минут, не было сил, но дирижер и оркестр верил в возможность исполнения.
- Сотрудничество с органами - шанс выжить, получив дополнительный паек.
Вопрос. Почему ленинградцы выдержали это? Безвыходность ситуации или боязнь власти?
Психолог на фоне исторических событий, происходящих в городе, кратко рассказывает о 5 типах социальной власти, которые с рождения испытывает на себе человек (Френч, Рейвен,1959).
- Власть вознаграждения (возможность вознаграждать за всякое поведение, соответствующее ожидаемому).
- Власть принуждения (практика угроз и телесных наказаний), здесь необходим контроль над действиями человека, чтобы удержать его.
- Власть эксперта (знания, информация в какой-либо области).
- Власть авторитета ( уважение, преклонение перед человеком, знаменитостью, общественным деятелем, поступки которого служат образцом для других людей).
- Власть закона – представление установленного социального порядка.
Вопросы
1. Соотнесите типы власти с описываемыми событиями, происходившими в Ленинграде. Возможно, есть еще что-то неподвластное научному объяснению
2. Приведите примеры из исторических документов, свидетельствующие о данном явлении
(на столах разложены исторические документы, вырезки из газет, воспоминания блокадников).
3. Исходя из полученной информации, можно ли сделать вывод об особенностях национального характера русского народа. В чем, на ваш взгляд, проявляется менталитет русского народа?
После обсуждения на доску ИКТ выводится текст:
«mentality» |
- качество ума, характеризующее отдельного индивида или вид индивидов - обобщение всех характеристик, отмечающих ум. - способность или сила разума. - образ мыслей, направлений или характер размышлений. |
В отечественной литературе чаще всего описывается так: ментальность – совокупность представлений, воззрений, "чувствований" общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы.
Осознаваемые элементы менталитета тесно связаны с областью бессознательного.
Национальный характер |
- интегральная характеристика психологических особенностей людей, принадлежащих к какой-либо культуре. - система основных существующих в этносе представлений, установок, верований, ценностей, умонастроений, отражающих некие единые для представителей данной общности социальных установок (убеждения, идеалы, склонности и интересы) [14, с.89]. - стандартные формы социального поведения, заимствованные из прошлого традиции и обычаи. |
Психолог. Геродот, Плиний и другие античные философы, а также философы XVIII века (Ш. Монтескье, К. Линней и др., 1859 г., Штейнталь) основываясь на наблюдениях,
предположили, что у каждого народа существует некое единое сверхличностное сознание "народный дух". Впоследствии эту точку зрения поддержали русские ученые (Н. Бердяев, Г. Федотов).
Учитель. Возможно, в основе "русского характера" лежит конформизм, желание подчиниться власти?
Психолог
Понятие конформизм. Власть удерживать легче, если сама группа оказывает постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия, мысли и ценности совпадали с поступками, мыслями и ценностями других. Самое простое для человека в условиях изменчивой социальной действительности - придерживаться коллективных истин, позволяющих всякому понять тот мир, в котором он живет. Кто уклоняется – тот является источником социальной угрозы и – большинство будет оказывать давление на него, чтобы он стал как все. Это и есть явление конформности. Обстоятельства, действующие на человека, могут оказать значительное влияние на его развитие, однако еще большее влияние на формирование личности оказывает самоограничение, самоощущение восприятия действительности. Здесь речь идет о нравственном начале, заложенном в человеке, идейных установках, о ценности мироощущения, ценности своей жизни. В какой-то момент человек сам себя начинает строить, осознавать себя в окружающем мире, отдает отчет перед самим собой.
Учитель
1. Можно ли утверждать, что подвиг – это подчинение власти? Возможно ли самопожертвование (подвиг) в наши дни? И кто эти люди, совершающие подвиг?
2.Насколько человек, совершая подвиг, осознает ценность своей жизни?
3.Насколько ощущение себя ценностью как таковой характерно для подросткового возраста?
Психолог
Жизнь человека и общественные нормы.
Ст.1. Покорность и наказание
Ценность людей не учитывается: чем серьезнее материальные последствия поступка, тем предрассудительнее он считается. Здесь огромную роль играют стереотипы и установки. Стереотипом может выступать и доверие к авторитету. Гармоничность в сфере убеждения человека будет выше, чем более общих взглядов он разделяет с другим человеком, к которому он испытывает привязанность.
Ст.2. Личный интерес
Люди имеют ценность, если представляют интерес для совершающего поступок в той мере, в какой они способны оплатить.
Ст.3. Одобрение другими людьми (пример: Он показал себя хорошим учеником)
Ценность человека определяется чувствами, которые он к себе вызывает.
Предубеждениям наиболее подвержены люди с авторитарным типом личности.
Ст.4. Авторитет, закон и порядок
Человек оценивается по условиям контракта и отвечает перед законом, Библией, Богом и т.п.
Ст.5. Общественный договор и демократия (каждый должен сам оценивать конечные результаты своих поступков)
Ценность определяется правами человека, предполагающими равенство всех. Независимо. В определенных обстоятельствах человек может принять решение преступить закон, спасая другого.
Ст.6. Универсальные принципы
Жизнь каждого человека имеет самостоятельную ценность, ставящую ее выше каких бы то ни было моральных или юридических принципов.
Жизнь человека имеет ценность во имя самой жизни.
Обсуждение в группах
Как понятия подвиг, герой, самоотверженность, доблесть, отвага, мужество, патриотизм соотносятся с современностью?
Учащиеся обращаются к публикациям в СМИ, телевидению, Интернет.
Какое влияние в наши дни на формирование личности подростка оказывают СМИ, органы государственной власти, семья, сверстники?
Вопрос обсуждается учащимися, приводятся примеры из собственного опыта.
Психолог А.Маслоу, высшей человеческой потребностью назвал потребность в самоактуализации, реализации желаний, способностей, развитии собственной личности.
Внутренняя свобода Человека должна реализовываться независимо от внешних условий, а часто и вопреки им. В человеке изначально заложена система самоорганизации, исходящая из инстинкта самосохранения. При этом становление здоровой личности начинается с принятия ответственности за свои поступки и свое будущее.
Жан-Поль Сартр утверждает, что сам человек - единственный источник, критерий и цель нравственности. "Бытие ценности держится на мне". Основополагающий критерий нравственности - соответствие сознания человека его собственному «подлинному» сознанию (объективная самооценка и исходящая из нее система отношений).
На доску выводится текст Э.Сартра (ИКТ):
Жизнь не имеет никакого смысла, кроме того, который ты сам ей придашь.
Так, страна нуждается в героях?
Вывод. Страна нуждается в героях, так как общество нуждается в нравственных ориентирах, но подвиг должен быть осмысленным, не нарушать целостность бытия.
Домашнее задание
Написать сочинение-эссе "Кого можно считать героем в наши дни?"
Список литературы
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999.- 317с.
- Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. - СПб,2006,-283с.
- Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. // Возрастная психология. Хрестоматия. - М., 2003.С.389-427.
- Выготский. Л.С. Соб.соч.-Т.2. Лекции по психологии // Практикум по возрастной психологии. - М. С.234-238.
- Карнышев А.Д. Очерки социальной психологии. - Иркутск, 1998.-325с.
- Кон И.С. Социальный статус юношества // Возрастная психология. Хрестоматия. – М., 2003. С. 529-532.
- Колосков А.Г., Гевуркова Е.Н. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества. ХХв. – М.:Просвещение,1996.-225с.
- Котов В.Ф.Артиллерист В.Котов. // Известия. - 2000. - 19февраля.
- Крысько В.Г. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2006. - 431с.
- Кузнецов Н.Г. Победа обошлась нам очень дорого.//Советская Россия. - 1988. - 29 июля.
- Лисовский В.Т., Лисовский А.В. Социализация молодежи // Возрастная психология. Хрестоматия. – М., 2003. С. 532-536
- Ольшанский Д.В. Взросление “я”. - М., 1988. - 190с.
- Павленко Н.Г.Жуков и Конев. // Неделя. - 1999. - 52.
- Психологический словарь. - М: Политиздат, 1996. - 494с.
- Рассказы о Великой Отечественной войне. - М.: Современник,1975. - 367с.
- Тимофеева О. Мы должны пройти этот километр. // Известия.-2003.-24 июля
- Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация - содержание процесса социального взросления // Возрастная психология. Хрестоматия. – М., 2003. С.188-196.
- Хрестоматия по новейшей истории 1917-2004гг. - М.: Дрофа, 2005. - 470с.
- Чупров В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятий // Возрастная психология. Хрестоматия. - М., 2003. С.523-529
- Эриксон Э. За идентичностью // Возрастная психология. Хрестоматия. М., 2003. С. 466-471.