Креативность. Что за этим словом?

Разделы: Школьная психологическая служба


Форма проведения. Психологический тренинг.

Цель. Расширение креативного поля личности.

Задачи:

  • Создать проблемную и не директивную среду, способствующую самостоятельному поиску решения проблем.
  • Обеспечить новый опыт анализа ситуации, возникающий из столкновения разных взглядов.
  • Побуждать участников к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности и воображения.

Оборудование: альбомные листы, фломастеры, карандаши, опросные листы.

Структура занятия:

1. Разминка. «Что в имени моем...».
2. Информационный блок. Что такое креативность?
3. Работа в группах. Серия упражнений «На творческой волне».
4. Рефрейминг. Игровое упражнение «Спорное утверждение».
5. Притча «Бабочка». Заключение.
6. Рефлексия. Заполнение опросных листов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Разминка «Что в имени моем...»

Описание упражнения. Необходимо назвать свое имя и на букву, с которой начинается имя подобрать эпитет в форме прилагательного.

2. Информационный блок. Что такое креативность?

Способность к творчеству, креативность – это умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Шаблонность реакций, скука от повторяемости и похожести бытия вступают в поразительное противоречие с данной человеку от Бога способностью лицедействовать, играть, быть творцом.
Специалисты по обучению креативности предлагают преодолевать функциональную фиксированность, иными словами, искать необычные способы применения обычных вещей. В близкой перспективе креативность поможет в поиске решения старых проблем, в готовности отказаться от кажущегося спасительным шаблона.
Р.Эпштейн, доктор философии из Кембриджского центра исследования поведения, дал такой совет по развитию творческого потенциала личности: «Изучайте что-нибудь новое! Если вы банкир, поучитесь танцевать чечетку. Если вы нянечка, займитесь курсом мифологии. Прочитайте книгу на малознакомую вам тему. Смените газету. Новое соедините со старым в доселе неведомых и, возможно, удивительных формах.

3. Работа в группах. Серия упражнений «На творческой волне»

Найти максимум свойств, качеств, объединяющих:

а) авторучку и ракету (1-я команда);
б) солнце и электричку (2-я команда).

Психологический смысл: поиск аналогий – одно из эффективных средств расширения креативного поля. Искать, что на что похоже, пытаться использовать Аналогичные задачи, которые когда-то были с успехом решены, вспомнить об общей базе свойств и явлений – значит актуализировать свой опыт, задействовать его при решении новых задач.

Дать словесное описание с использованием максимального количества музыкальных терминов следующих явлений:

а) утро в сосновом бору (1-я команда);
б) марсианского пейзажа (2-я команда).

Описание должно быть логически связным, ярким, зримым и эмоциональным.

Упражнение «Мой образ». Я лечу на другую планету в образе какого-то предмета, животного, растения и т.д. Нарисовать и рассказать, что я там буду делать, какими свойствами обладаю, из какого материала сделан.

Ресурсы: листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши.

Тест Гилфорда. Подобрать разнообразные и неожиданные возможности использования предмета не по его прямому назначению:

а) пуговица (1-я команда);
б) канцелярская кнопка (2-я команда).

Психологический смысл: чем больше вариантов будет предложено, чем более нестандартными и неожиданными они будут, тем выше оценивается креативность испытуемых.

4. Рефрейминг. Игровое упражнение

Рефрейминг – изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения. Является неотъемлемой частью творческого мышления. Игровое упражнение «Спорное утверждение»: «Добро должно быть с кулаками».

Психологический смысл: продемонстрировать различия, присущие подходу различных людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие методы и подходы к ее разрешению.

5. Притча «Бабочка» (Оуэн Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002).

6. Рефлексия. Заполнение опросных листов. (См. Приложение 1.)

Приложение 1

Опросный лист

Пожалуйста, вспомните вес виды индивидуальной и групповой работы сегодняшнего занятия и оцените занятие по следующей схеме:

1 – очень плохо;
2 – посредственно;
3 – хорошо;
4 – очень хорошо;
5 – отлично.

(Обведите Вашу оценку.)

1. Занятие в целом 
2. Оформление и организация материала
3. Представление материала 
4. Содержание
5. Соответствие Вашим целям
6. Возможность участия
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
5

Нам также было бы интересно знать:

  • Что Вам особенно понравилось в сегодняшнем занятии?
  • Что Вас удивило на занятии?
  • Что Вам показалось трудным на занятии?
  • Ваши предложения по улучшению работы семинара?