Форма проведения. Психологический тренинг.
Цель. Расширение креативного поля личности.
Задачи:
- Создать проблемную и не директивную среду, способствующую самостоятельному поиску решения проблем.
- Обеспечить новый опыт анализа ситуации, возникающий из столкновения разных взглядов.
- Побуждать участников к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности и воображения.
Оборудование: альбомные листы, фломастеры, карандаши, опросные листы.
Структура занятия:
1. Разминка. «Что в имени моем...».
2. Информационный блок. Что такое креативность?
3. Работа в группах. Серия упражнений «На
творческой волне».
4. Рефрейминг. Игровое упражнение «Спорное
утверждение».
5. Притча «Бабочка». Заключение.
6. Рефлексия. Заполнение опросных листов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Разминка «Что в имени моем...»
Описание упражнения. Необходимо назвать свое имя и на букву, с которой начинается имя подобрать эпитет в форме прилагательного.
2. Информационный блок. Что такое креативность?
Способность к творчеству, креативность – это
умение человека видеть вещи в новом, необычном
ракурсе. Шаблонность реакций, скука от
повторяемости и похожести бытия вступают в
поразительное противоречие с данной человеку от
Бога способностью лицедействовать, играть, быть
творцом.
Специалисты по обучению креативности предлагают
преодолевать функциональную фиксированность,
иными словами, искать необычные способы
применения обычных вещей. В близкой перспективе
креативность поможет в поиске решения старых
проблем, в готовности отказаться от кажущегося
спасительным шаблона.
Р.Эпштейн, доктор философии из Кембриджского
центра исследования поведения, дал такой совет
по развитию творческого потенциала личности:
«Изучайте что-нибудь новое! Если вы банкир,
поучитесь танцевать чечетку. Если вы нянечка,
займитесь курсом мифологии. Прочитайте книгу на
малознакомую вам тему. Смените газету. Новое
соедините со старым в доселе неведомых и,
возможно, удивительных формах.
3. Работа в группах. Серия упражнений «На творческой волне»
Найти максимум свойств, качеств, объединяющих:
а) авторучку и ракету (1-я команда);
б) солнце и электричку (2-я команда).
Психологический смысл: поиск аналогий – одно из эффективных средств расширения креативного поля. Искать, что на что похоже, пытаться использовать Аналогичные задачи, которые когда-то были с успехом решены, вспомнить об общей базе свойств и явлений – значит актуализировать свой опыт, задействовать его при решении новых задач.
Дать словесное описание с использованием максимального количества музыкальных терминов следующих явлений:
а) утро в сосновом бору (1-я команда);
б) марсианского пейзажа (2-я команда).
Описание должно быть логически связным, ярким, зримым и эмоциональным.
Упражнение «Мой образ». Я лечу на другую планету в образе какого-то предмета, животного, растения и т.д. Нарисовать и рассказать, что я там буду делать, какими свойствами обладаю, из какого материала сделан.
Ресурсы: листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши.
Тест Гилфорда. Подобрать разнообразные и неожиданные возможности использования предмета не по его прямому назначению:
а) пуговица (1-я команда);
б) канцелярская кнопка (2-я команда).
Психологический смысл: чем больше вариантов будет предложено, чем более нестандартными и неожиданными они будут, тем выше оценивается креативность испытуемых.
4. Рефрейминг. Игровое упражнение
Рефрейминг – изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения. Является неотъемлемой частью творческого мышления. Игровое упражнение «Спорное утверждение»: «Добро должно быть с кулаками».
Психологический смысл: продемонстрировать различия, присущие подходу различных людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие методы и подходы к ее разрешению.
5. Притча «Бабочка» (Оуэн Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002).
6. Рефлексия. Заполнение опросных листов. (См. Приложение 1.)
Приложение 1
Опросный лист
Пожалуйста, вспомните вес виды индивидуальной и групповой работы сегодняшнего занятия и оцените занятие по следующей схеме:
1 – очень плохо;
2 – посредственно;
3 – хорошо;
4 – очень хорошо;
5 – отлично.
(Обведите Вашу оценку.)
1. Занятие в целом 2. Оформление и организация материала 3. Представление материала 4. Содержание 5. Соответствие Вашим целям 6. Возможность участия |
1 1 1 1 1 1 |
2 2 2 2 2 2 |
3 3 3 3 3 3 |
4 4 4 4 4 4 |
5 5 5 5 5 5 |
Нам также было бы интересно знать:
- Что Вам особенно понравилось в сегодняшнем занятии?
- Что Вас удивило на занятии?
- Что Вам показалось трудным на занятии?
- Ваши предложения по улучшению работы семинара?