Особенности адаптации детей к обучению

Разделы: Школьная психологическая служба


Видеобозрение

Для фиксирования всех этапов работы по адаптации детей к обучению производилась видеосъёмка занятий с дошкольниками и первоклассниками.

Начиная учебный год 1 сентября, встречая радостных первоклассников, можно заметить тревогу в глазах мам.

- Как ему будет в школе?
- Найдет ли общий язык со сверстниками?
- Понравится ли учитель?
- Насколько ребенок будет гордиться званием ученика?

По моему мнению, во избежание дезадаптации одного учета возрастных особенностей недостаточно. Важна преемственность между детским садом и школой, как непрерывный процесс в воспитании и развитии ребенка, которая реализуется через разнообразные формы и методы работы. Дети читают стихи.

Вы услышали, как мои первоклассники читали стихи, но чего им этого стоило, знают только специалисты ДОУ, которые ежедневно работали над коррекцией речи и всесторонним развитием ребенка (наглядно вы увидели выше).

Поэтому я в своей работе использовала “Радужные традиции”.

 

Для снятия эмоционального напряжения, во избежание усталости и перегрузок использовались следующее:

  • Традицию “Приветствие частями тела”
  • “Комплименты”, утро радостных встреч.

Соблюдение режимных моментов обязательно, так как при нарушении ребенок быстро устает, становится рассеянным, ничего не успевает, ухудшается настроение, исчезает желание учиться.

Проводились физкультминутки, релаксационные минутки, динамические паузы, с целью снятия статического напряжения. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий.

При выполнении выше указанного развивается творческое мышление, воображение, фантазия.

Особое внимание уделяла играм и упражнениям на развитие коммуникативной сферы:

  • мое настроение,
  • мое самое заветное желание (где я могу узнать о потребности ребенка),
  • работаю над профилактикой дислексии (скороговорки).

 

Также для развития мелкой моторики пальцев руки проводила “пальчиковую гимнастику”, так как все мои ученики являлись выпускниками логопедической группы:

- игра “Волшебный клубочек” и многое другое.

В свободное от уроков и занятий время дети были заняты игрой, где реализовалась возрастная потребность в общении, смене социальных ролей. Мною были огранизованы следующие игры:

  • игра “ Я не знаю” ( развитие раскованности через вербальное и невербальное общение).
  • игра “Путешествие в самого себя”
  • -упражнение “зеркало”(элементы тренинга).

В семь лет у ребенка продолжает формироваться адекватная самооценка, учитывая это я использовала игры на развитие адекватной самооценки, например,

  • оцени свою работу на уроке;
  • сравни свою работу с образцом.

В свободное от уроков время, на каникулах совместно с психологом проводились ТРЕНИНГИ, с целью помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному общению со сверстниками и взрослыми, например “Волшебный коврик”.

Я начала с вопросов, которые волнуют родителей всех первоклассников.

Для того, чтобы мои родители были компетентны в вопросах воспитания и обучения и помогали добиваться успеха в моей работе я использовала “РАДИОЛЕКТОРИЙ” “Школа для родителей”. В утренние часы, на собраниях их вниманию предоставляла информацию учителя, психолога, логопеда на актуальные темы, с целью повышения социально-психологической культуры родителей. Считаю, что составить радиолекторий для родителей имеет возможность каждый педагог, заинтересованный в положительной адаптации первоклассников к обучению к школе.