В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Сопровождение каждого ребенка – это идеальная модель любой психологической службы. Это сложная задача. Мы идем рядом с ребенком, сопровождаем его на пути роста, развития, становления личности, образования. Видим возможные проблемы, и трудности заранее предупреждаем их.
Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:
- Осуществление совместно с педагогами анализа школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
- Определение психологических критериев мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников;
- Приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.
По этим параметрам и можно оценивать эффективность деятельности школьного психолога. В апреле 2002 года в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования проходил семинар по теме: “Средняя школы: оптимизация развития учащихся и профилактика проблем обучения на основе диагностики в 3–6-х классах”. Ведущая Ясюкова Людмила Аполлоновна.
С первой ее работой “Методика определения готовности к школе” я была уже знакома и широко использовала ее в своей практике. Я считаю, что эта методика необходима в работе каждого психолога. Так как дает полное представление об уровне актуального развития ребенка, помогает выявить вероятные факторы школьной дезадаптации, такие как индивидуальные особенности ребенка (дисгармоничность и слабость интеллектуального развития, легкие нарушения функционирования мозга, повышенные тревожность и эмоциональная реактивность).
Методика Л.А. Ясюковой “Прогноз и профилактика проблем обучения в 3–6-х классах”, которая была предложена на семинаре, является целостной системой работы с уч-ся 3–6-х классов с целью оптимизации из развития, профилактики дезадаптации и неуспеваемости в 5–9-х классах, выбора дальнейшей специализации обучения. В этом я убедилась на практике и сегодня хочу поделиться опытом работы по данному направлению.
Каждый практический психолог, работающий в системе образования, знает, что только тогда, когда он отдает себе отчет в том, зачем он проводит диагностику, она становится органичной и неотъемлемой частью общей деятельности психолога, встраиваясь необходимым элементом в систему: цель – диагностика – заключение, рекомендации - помощь.
Схема работы:
(В приложении представлены: схема работы (приложение №1), справка по результатам изучения индивидуальных особенностей и адаптированности уч-ся (приложение №2), диаграмма развития интеллектуальных функций (приложение №3), характеристика личностных особенностей учащихся (приложение №4), образец психологической характеристики учащегося на основе его самооценки (приложение№5) , образец бланка для родительского собрания (приложение №6), образцы разного вида диаграмм для предоставления информации педагогам, родителям (приложение №7, Приложение № 8, Приложение № 9, Приложение №10, Приложение № 11, Приложение № 12), бланк для занятий с учащимися “Давайте познакомимся – это Я! (приложение №13), примерное планирование занятий с учащимися (приложение №14), список используемой литературы (приложение №15).
Работа с родителями проводится в двух направлениях:
- тематическая встреча с родителями по итогам диагностического исследования.
- индивидуальные консультации по запросу родителей.
Во время групповой встречи каждому родителю предлагается бланк с результатами его ребенка (так решается этическая задача: избегание публичной огласки результатов). На доске вывешивается таблица со среднестатистическими показателями класса. После этого объясняю родителям цель и смысл каждой методики. Попутно предлагаю рекомендации тем, у кого результаты выходят за пределы статистической нормы класса. За индивидуальной консультацией обратились 75% родителей, потому что классный руководитель данного класса смогла заинтересовать родителей и направить их внимание на имеющиеся у них возможности и ресурсы, которыми они могут воспользоваться при взаимодействии со специалистом–психологом и оказать компетентную помощь своим детям.
Учителя-предметники, в целом, единодушны в отзывах на результаты обследования, которое, по их мнению, помогает обеспечить индивидуальный подход к учащимся, быстрее познакомиться с его особенностями, осуществлять вместе с психологом коррекцию психического развития.
С учащимися 5“б” класса мной проводился курс коррекционно - развивающих занятий. Курс представляет собой 15 занятий по одному часу в неделю с целью удовлетворения познавательной потребности пятиклассников и развития когнитивных функций, конкретно - мышления, т.к. по результатам диагностики у большинства учащихся недостаточно сформированы различные виды мышления, также на занятиях используются упражнения по формированию социальных навыков, коммуникативной культуры подростков
Вера в себя, вера в успех, повышение самооценки – непреложные условия для развития познавательных и коммуникативных способностей. Группа формируется по желанию учащихся. Занятия проходят с интересом, оживленно. Ребята спрашивают, будут ли проводиться такие занятия в 6 классе (примерное тематическое планирование занятий (смотри в приложении №14).
Так как я являюсь психологом районного методического кабинета, в сентябре-октябре 2003 года с целью обновления содержания и качества работы психолога в ОУ была организована проблемная группа психологов по теме: “Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классов”. Психологи ОУ познакомились с теорией методики Л.А. Ясюковой и ее практическим применением в групповой форме работы с учащимися. Проблемная группа состояла из 7 психологов. Внедрили данную методику в практику работы 3 психолога ОУ Ковдора. В первый год работы ими было обследовано 98 уч-ся 5-х классов, 24 – шестого класса, 31 – четвертого, 68 – третьего классов.
Был сделан сравнительный анализ проведенной работы, составлена база данных. Здесь представлен анализ результатов за один учебный год. Данная работа проводится ежегодно.
Основные причины нарушений учебной деятельности в 5-х классах следующие: (98 уч-ся 5-х классов.)
- 35% уч-ся имеют слабый навык чтения, то есть единицей восприятия текста для них выступает отдельное слово или части слова (слоги). Уч-ся медленно разбирают каждое слово и с трудом понимают, что читает.
- У 44% уч-ся слабый уровень развития самостоятельности мышления (могут действовать лишь тогда, когда непосредственно перед работой получают инструкцию как делать).
- 29% имеют низкую общую осведомленность (эрудицию), что свидетельствует о резкой ограниченности кругозора, узости интересов.
- 41% учащихся имеют нарушения процесса внимания (скорости и точности переработки информации, отклонения в деятельности мозга – ММД).
- 51% уч-ся имеют повышенный уровень тревожности (таким ученикам необходима помощь либо в учебе, либо в самоорганизации).
По результатам диагностик даются рекомендации учителям, родителям. В каждом классе проводятся родительские собрания: “Учебные трудности пятиклассников”. Такую работу психолог может проводить по запросу классного руководителя, используя не весь пакет диагностических методик, а только часть. Например, тест Кеттелла для изучения личностных особенностей, влияющих на обучение, методику Тулуз-Пьерона для изучения внимания, тест на сформированность навыка чтения и самостоятельность мышления.
Таким образом, предлагаемая методика обеспечивает комплексное психологическое обследование, по результатам которого можно понять и прогнозировать причины неуспеваемости, выбрать наиболее эффективные методы профилактики и коррекции проблем в обучении и школьной дезадаптации в целом.
Январь, 2008 г.