Краткая характеристика группы
- Группа детей 6 класса.
- Количество – 12 человек.
- Половой состав: 7 девочек, 5 мальчиков.
- Возраст 1996-97 г.р. (10 – 11 лет).
- Проблемы: агрессивность, низкая способность регулирования процессов возбуждения и торможения.
Общая цель программы: Формирование убеждения о необходимости предотвращения агрессивных путей разрешения конфликтных ситуаций. Активизация детей на проявление чувств любви и доверия.
1 ЗАНЯТИЕ
ДОБРЕЕ, СПОКОЙНЕЕ, ТЕРПЕЛИВЕЕ
Цель: формирование у детей отрицательного отношения к агрессивным действиям и поступкам
1 часть занятия: Образование группы и обеспечение психологической безопасности
Рыцари круглого стола (группа садится в круг).
Каждый ученик придумывает себе псевдоним и называет черту в характере человека, которую он ценит больше всего. Повторяется все дважды - в прямом и обратном порядке.
2 часть занятия: Пропуск в сказку.
Задание:
Представить себе и затем ответить на вопрос: В кого бы вы хотели превратиться в сказке с помощью Доброго Волшебника?
Тот, кто смог почувствовать себя перевоплощенным сказочным героем, уже пропущен в сказку.
3 часть занятия: Игра “Ладони”.
А сейчас мы с вами в отделе Абсолютной Дружбы.
Все люди разные, каждый обладает своими способностями и своими недостатками. Если ты уже знаешь о недостатках человека, можно потрудиться найти его достоинства и принять индивидуальность другого.
С давних времен люди относились с особым вниманием к тем неповторимым рисункам, которые нанесены природой на наши ладони. Ладонь – карта твоего жизненного пути.
ЗАДАНИЕ:
Рассмотрите свою правую ладонь. Исследуйте все линии, морщинки, родинки. Постарайтесь все это запомнить. Закрыв глаза, представьте на “внутреннем экране” свою ладошку.
Назовите десять существительных, которые приходят на ум в связи с нашими наблюдениями ладошки.
А теперь выберите себе партнера. Сядьте рядом. Протяните друг другу левые ладони и найдите на ладонях семь схожих черт. А затем поведайте нам о своих находках в литературной форме: стих, частушка, рассказ-описание. После этого пары озвучивают свои работы.
4 часть занятия: Прочитать сказку “Победа”. Автор Гнездилов А.В.
Краткое содержание сказки:
В сказке два главных героя: Грозный король страны Полуденного Солнца и Король-Мечтатель королевства Полнолуния.
Грозный король считал, что главное в жизни – Сила. Он создал самую сильную армию, и все соседи боялись его.
Король – Мечтатель был полной противоположностью Грозного короля. Он любил поэзию, искусство, ненавидел насилие и войну. Эти две страны разделяло море. Именно это обстоятельство спасало королевство Полнолуния от захвата армией Грозного короля.
Король задумался о ее замужестве. Никто не хотел родниться с таким У Грозного короля была дочь, и приближалось ее совершеннолетие. агрессивным кролем. Всех свободных принцев немедленно переженили. Остался неженатым только Король-Мечтатель. Но Король-Мечтатель не собирался жениться.
И вот началась самая странная война в мире. Конечно, ее начал Грозный король. Он хотел заставить Короля – Мечтателя жениться на своей дочери.
“Мы будем отступать, - решил Король – Мечтатель, - пока не измотаем врага”. Войска по кругу колесили по всей стране, но им ни разу не удалось скрестить оружие. Но однажды Грозному королю удалось взять в осаду замок Короля – Мечтателя. Король – Мечтатель вынужден был принять вызов Грозного короля, который предлагал решить войну единоборством полководцев.
Грозный король полетел в атаку, но приблизившись к противнику, растерялся. Король – Мечтатель даже не опустил забрала, глаза его были закрыты, а на губах сияла гордая улыбка. Они сшиблись. Копье Грозного короля разлетелось на куски. Воистину, он был побежден воображением Мечтателя. Грозный король,соскочив с коня, протянул на вытянутых руках свой меч королю Полнолуния.
Мечтатель, вежливо поклонившись, попросил у Грозного короля отдать ему руку его дочери,супругом которой Король-Мечтатель хотел бы быть. Оказывается, Король – Мечтатель вовсе не был робким; во-вторых, он сражался только затем, чтобы самому добровольно сделать предложение принцессе. Была отпразднована великолепная свадьба, и теперь все соседи завидовали жениху и восхищались невестой, которую счастье сделало просто красавицей.
5 часть занятия: Вопросы к сказке.
- Какой отклик вызвала у вас эта история?
- О чем по-вашему эта сказка?
- О чем вам захотелось поговорить или поразмышлять после прочтения этой сказки?
- К чему стремились герои этой истории?
- Добились ли они, чего хотели?
6 часть занятия: Рефлексия к сказке.
Вопрос: Взяли бы вы что-то важное для себя из этой истории? Если да – то что ?
Выслушать ответы желающих по кругу.
Ритуал выхода из сказки:
Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились. Ребята протягивают руки в круг, совершая действия, как-будто что-то берут из круга и прикладывают руки к груди.
2 ЗАНЯТИЕ
ПОЛЯНА РАЗДУМИЙ
Цель: Развитие умения свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других.
1 часть занятия: Пропуск в сказку.
Разграничим реальный и сказочный мир. Взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу. Мгновение - и мы в сказке.
2 часть занятия: Игра “Давайте говорить друг другу комплименты”.
Мы все, наверное, не раз задавали себе вопрос – отчего люди конфликтуют друг с другом. Причем часто это происходит по мелочам.
Как тренировать в себе способность принимать другого и видеть его особенности? В этом нам поможет искусство комплимента. Настоящий комплимент способен сказать только человек с добрым любящим сердцем. Комплимент помогает отметить особенности внешности, интеллекта, душевных качеств, таланта человека.
Мы разделимся на группы из 3 – 4-х человек и сядем так, чтобы одна группа не мешала другой. В течение пяти минут вы просто общаетесь друг с другом. Все участвуют в беседе. У каждого члена группы есть задача – наблюдать за своими собеседниками, подмечая их достоинства.
По истечении пяти минут вновь образуется общий круг, но так, чтобы каждый не сидел с теми, с кем только что общался. На отдельных листах каждый напишет комплименты каждому своему собеседнику. Лист с комплиментами передается каждому адресату и все возвращаются на свои места.
ОБСУЖДЕНИЕ ИГРЫ:
Приятно ли получать комплименты?
Легко ли делать комплименты?
Изменилось ли отношение к друг другу после игры?
3 часть занятия: Внимательный слушатель.
Вспомним прочитанную на прошлом занятии сказку Гнездилова А.В. “Победа”. Дети по кругу, продолжая друг друга, рассказывают содержание сказки.
ВОПРОСЫ К СКАЗКЕ:
- Согласны ли вы с тем, как закончилась эта история?
- Что помогало и что мешало им на этом пути?
4 часть занятия: Рефлексия к сказке.
.Расписка.
Пусть каждый задумается о том, как он относится к своему другу, одноклассникам, к маме и папе, дедушке и бабушке. Все мы, к сожалению, иногда в чем-то ошибаемся, когда-то не сдерживаемся.
1. Детям раздаются листы с одинаковым текстом.
Это расписка в добровольной любознательности и пытливости ума, в добром и любящем отношении друг к другу. Каждый может расписаться или просто написать свою фамилию на листке, если ему очень хочется быть именно таким. Листок вы возьмете с собой.
2. Ритуал выхода из сказки:
Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились. Ребята протягивают руки в круг, совершая действия, как-будто что-то берут из круга и прикладывают руки к груди.
3 ЗАНЯТИЕ
ДОЛИНА МУДРОСТИ И ВОЛШЕБСТВА
Цель: Закрепление уважительного и доброжелательного отношения друг к другу. Активизация творческого мышления, воображения и фантазии.
1 часть занятия: Пропуск в сказку.
Пожалуйста, сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Закройте глаза и ждите моего прикосновения. До кого я дотронусь, тот сразу же садится и ждет начала сказки.
(Включается тихая музыка и “фея” нежно прикасается к каждому ребенку).
Оглянитесь вокруг. Ну, все – мы в сказке.
2 часть занятия: Игра “Построить дом”.
Задание: Построить дом из подручных материалов, в том числе и из самих себя.
Задать вопрос: Какое уважительное отношение друг к другу подразумевала эта игра?
3 часть занятия: Победа.
Мы вновь продолжаем путешествие по сказке Гнездилова А.В. “Победа”. Давайте вспомним Грозного короля, Короля-Мечтателя и, конечно, Победу.
ВОПРОСЫ:
- А кто победил в этой сказке?
- Кому в сказке хорошо?
- Что бы вы хотели посоветовать каждому из героев этой сказки?
- Что такое, по-вашему, настоящая победа в реальной жизни? Как вы ее себе представляете?
4 часть занятия: Мы – художники.
ЗАДАНИЕ:
На большом листе ватмана нарисуйте все вместе общую картину на тему: “Наш общий успех”. Можно использовать и карандаши, и фломастеры, и краски.
5 часть занятия: Рефлексия.
1. Доброта, внимание, щедрость – вот что лежит в основе человеческих отношений. Ведь не зря слово “пожалуйста” называют волшебным словом.
Перед нами старинная книга, в которую записываются Секреты и Советы волшебников. Вот сейчас каждый из нас оставит в ней свой совет или пожелание о том, что нужно делать и каким стараться быть, чтобы тебе было хорошо с друзьями, а им было хорошо с тобой. Поделитесь своими мыслями.
2. Ритуал выхода из сказки:
Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились. Ребята протягивают руки в круг, совершая действия, как-будто что-то берут из круга и прикладывают руки к груди.