Введение
В новом обществе нужны люди конкурентоспособные, мобильные, способные к социальной само защищенности, которая определяет в будущем их развитие.
Новое время составляет пересматривать ценности жизни и их место. Необходимостью становиться создание сельских школ нового типа, в которой не только отразилось бы общественное развитие, но преломлялось и получило бы новое направление развития села.
На фоне этих преобразований актуальным становиться такие педагогические проблемы, как:
1. Поиск путей и способов педагогизации среды, вовлечение родителей в образовательную деятельность школы с целью повышения их ответственности за воспитание подрастающей смены сельских жителей.
2. Определение оптимального режима образовательной и воспитательной деятельности школы адекватно с современными тенденциями развития образовательной системы и с интеграционными процессами в социальной сфере, которые происходят в России и в мире.
3. Определение педагогических условий для функционирования раздельных классов (класс мальчиков, класс девочек).
4. Meтодическое обогащение педагогических технологий тендерного воспитания и обучения.
5. Интеграция воспитательных возможностей семьи, школы, общественных opганизаций, учебных заведений и выход на микросоциумное воспитание.
Прошло 14 лет со дня принятия Концепции образования и развития национальных школ Республики Саха (Якутия).
Одна из стержневых идей данной Концепции – развитие умственных способностей и нравственное становление личности учащихся.
Мальчик и девочка – два разных мира
Существует мнение, что все дети развиваются по-разному, в том числе мальчики и девочки. Попробуем заглянуть под покровом тайны, раскроем для себя загадки мира мальчиков и девочек.
Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции попои доктор биологических наук, генетик В.А. Геодакян. Он исходил от положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Это, борьба консервативною и прогрессивною, устойчивого и изменяемого, старого надежного и нового не надежного, рискованного.
Эти две тенденции воплощаются и в делении живых существ на мужские и женские особи, что дает ощутимую выгоду в реализации обеих тенденций.
Например:
- женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской – на прогресс;
- природа всегда “бережет” женский пол, а мужской ей не так “жалко”;
- при всех изменениях среды, в том числе и социальных больше страдают мужские особи, но у особей мужского пола высокая предрасположенность к поисковому поведению, которая определяет тягу к освоению новых пространств;
- природа дала женским особям более широкую возможность меняться пот влиянием внешних условий;
- все эволюционно-прогрессивные признаки больше выражены у мужского пола. Например, удлинение периода детства – прогрессивный признак и больше выражен у мужских особей; у мальчиков детства длится дольше, чем у девочек;
- физиологически женщины как бы более одинаковы. У мужчин больше и полезных, и вредных мутаций, т. е. генетических отклонений. Среди детей с косоглазием, а также с заиканием и другим речевыми дефектами, с задержкой психическою развития и т.д. значительно больше – мальчиков;
- девочки и рождаются более зрелыми на 3–4 недели, а к пубертатному периоду (период половой зрелости) – разница достигает двух лет;
- мужчины по генотипу (комплексу врожденных признаков) имеют значительно большее разнообразие, чем женщины;
- мозг крупнее у самцов (в том числе у мужчин), но менее надежен, более раним.
Мы знаем, что мальчики на 2–3 месяца позже начинают ходить на 4–6 месяцев – говорит, при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, которые сопровождаются с задержкой психического здоровья. Статистика показывает, что среди детей 7–15 лет травмы у мальчиков случается почти в два раза чаще, чем у девочек Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Мальчиков даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (“отойди”, “принеси”, “дай”, “сделай”, “перестань”, “уйди”, ...), а разговоре с девочками взрослые чаще упоминают о чувственных состояниях (“красивый”, “нравится”, “люблю”, “грустный”, “веселый” ...).
Физиологически мальчики и девочки тоже несколько различаются. В 8 лет острота слуха у мальчиков в средне выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. У девочек кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт. Мальчикам в отличии от девочек для их полноценного психическою развития требуется больше пространства, чем девочкам. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают – вертикальную плоскость: лазают по лестницам, забираются на шкаф, сарай и т.д.
1. В раннем детстве девчонки более послушны, чем мальчики.
2. До определенного возраста мальчики и девочки одинаково ласковы Разница в активности мальчиков и девочек не установлена. Лишь в раннем возрасте мальчики проявляют свою активность более явно и шумно.
3. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в 2–3 годам, когда начинается формироваться их личность.
4. До 10–12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Позднее девочки проявляют большую целеустремленность, они больше, чем мальчики, думают о будущем.
5. До наступления половой зрелости, в пространственном мышлении, разницы у мальчиков и девочек – нет. По достижении половой зрелости мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами различие усиливается. Исключения только подтверждают правило.
6. До 10–13 лет разница в мышлении незначительна, затем в большинстве случаев в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.
7. Девочки не так трусливы, как многим кажется. В иных случаях они могут быть сильнее и решительнее мальчиков.
8. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем.
9. От комплекса неполноценности девочки страдают не больше мальчиков Девочки быстрее умеют приспосабливаться к сложным житейским ситуациям. В большинстве случаев они более самостоятельны.
10. Мальчики и девочки одарены одинаково, все зависит от того, как их ориентирует воспитатели и педагоги, хотя и считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше, но и девочки могут решать сложные задачи не хуже мальчиков.
11. Мальчики склонны скорее принимать на веру мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки более склонны придерживаться собственного мнения.
12. Девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Boт почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и тогда, когда они взрослеют, поэтому мальчики более склонны к коллективным играм.
13. Мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно. Поскольку с самого начала жизни их учат, что мужчина не должен ныть и плакать.
14. В предприимчивости, до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными становятся девочки. А в период половою созревания они уступают в этом юношам (быть может, сознательно).
Взаимодействие мальчиков и девочек в коллективе или в группе тоже различна. Так, младший и средний школьный возраст является периодом гендерной ceгрегации, когда дети стараются избегать представителей другого тендера. Тенденция мальчиков играть с мальчиками, а девочек – с девочками начинается проявляться у детей с 3-летнего возраста и постепенно усиливается до вступления в период полового созревания.
В младшем школьном возрасте тендерная сегрегация довольно ощутима. Усыновлено, что дети с самыми разными личностными качествами стремятся объединяться в социальные группы на основе общности гендера. Это предполагает, что биологический пол, социальные гендерные ярлыки и психологическая гендерная идентичность действуют совместно, вынуждая ребенка объединяться с детьми одного с ним пола и избегать объединения с детьми противоположного (Сандра Бем).
Но гендерная сегрегация выражается не только в объединении с представителями одного гендера, но и в противостоянии по отношению к другому. Это показывают и социометрические исследования. Процент взаимных выборов мальчиков и девочек невысок, при этом девочки несколько чаще выбирают мальчиков, чем мальчики девочек. Генерная ceгpeгация приводит к тому, что дети не умеют общаться с представителями противоположного пола, что вызывает определенные проблемы. Особенно в подростковом возрасте.
Школьники младшего и среднего звена характеризуются восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому являются сенситивными для формирования психологической гендерной идентичности и от оптимизации взаимоотношений с представителями противоположного гендера.
А умеем ли мы использовать или хотя бы понимать и учитывать эти различия при воспитании и обучении детей разного пола?
Если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы – мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? Наверное, среди и сегодняшних двоечников-мальчиков много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им – мать-природа.
По-видимому, потому что мы не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек и мальчиков чаще женщины: дома и бабушка, в детском саду – воспитательница (“усатый нянь” – но несбыточная мечта), в начальной школе – учительница, и лишь в среднем и в старшем звене школы изредка появляются учителя-предметники – мужчины. Мальчики и девочки уже превратились в юношей и девушек, и вся скрытая подготовительная работа к этому не простому превращению произошла без участия мужчин.
Итак, мы пришли к важному выводу: мальчик и девочка – это два разных мира.
Очень часто мы не правильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и не правильно на них реагируем. Вот, например: как мальчики и девочки отвечают на занятиях?
Мальчики чаще задают вопросы ради получения какой-то конкретной информации (“А какой у нас следующий урок?”), а девочки для установления контакта (“А вы, к нам, еще придете?”), т.е. мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки – на отношение между людьми.
Специалисты отмечают, что и время, необходимое для вхождения в урок – период врабатываемости у детей зависит от пола. Девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, а мальчики же раскачивают долю. Значит, надо учитывать особенности физиологических и психологических функций мальчиков.
Надо отметить, что среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересный и богаче, чем мы можем себе представить.
Усыновлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления ее невелики. Это можно почувствовать и при преподавании математики в старших классах школы: девочки легче справляются с алгеброй (счет, манипуляции с числами и формулами), а мальчики с геометрией (пространственное мышление, мысленные манипуляции с геометрическими формами).
В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность. Женскому полу важно выжить, и отбор шел на адаптируемость, воспитуемость. Поэтому при неблагоприятных условиях, например, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в определенной мере, лучше или хуже, справляются с заданиями. Мальчики же, в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиняются ему, т.к. адаптироваться мальчикам исключительно трудно. Это отражается на особенности эмоциональной сферы. Мальчики откровенно, но ярко и избирательно реагиуют на эмоциональный фактор, а у девочек резко нарастает общая активносгь, повышается эмоциональный тонус коры головного мозга.
Нельзя воспитывать и обучать мальчиков и девочек одинакова. У них по-разному opганизованы психические процессы, по-разному функционирует мозг – этот важнейший орган, от развития которого зависит, каким станет ребенок, каков будет интеллект, насколько будет богата его эмоциональная сфера, хороша ли будет у него память, какие особенности мышления будут ему присущи.
Чтобы любому ученику было хорошо в школе, а значит, были условия для его успешного обучения, ребенку, по мнению психологов, нужны:
а) интерес к предмету;
б) взаимопомощь учеников;
в) доброжелательность учителей;
г) определенная раскованность самого ребенка;
д) отсутствие страха за неудачу;
е) право на ошибку.
Остановимся на развитие интеллекта мальчиков и девочек.
Психологи в последнее время все более склонны к такой гипотезе, что интеллект играет большую роль в формировании воспитанности и социально-экономического статуса человека.
В настоящее время существует по крайней мере три взаимосвязанных ею концепций, некоторым образом объясняющие природу интеллекта.
I концепция – именуется биологическим интеллектом (А).
Он служит физиологической, биохимической и гормональной основой познавательного поведения, т.е. основном связан со структурами и функциями коры головного мозга; без них невозможно никакое осмысленное поведение, они же отвечают и за индивидуальные различие интеллекта. В природе этих структур явно важную роль играет генетический фактор показателями, которых являются:
– электроэнцефалография (ЭЭГ);
– изменение усреднено вызванных потенциалов (УВП);
– кожно-гальваническая реакция (КГР);
– измерение времени реакции (ВР).
Кроме того, существует II концепция – психометрический интеллект, измеряемый обычными тестами IQ.
Относительный успех такого тестирования в основном определяется биологическим интеллектом, но не им одним. Культурные факторы, воспитание в семье, образование и социально-экономический статус вносят свой вклад. По существующим оценкам, примерно 70% различий при тестировании определяются генетическими факторами, а 30% – перечисленными выше переменными среды Т.о. можно сказать, что психометрический интеллект на 70% зависит от биологического и на 30% – oт средовых факторов.
В-третьих, гораздо более широкое концепция, концепция социального интеллекта (Б), различие в котором в значительной степени определяется различиями в IQ, также многими другими параметрами. Например, мотивация, социально-экономический статус, опыт, здоровье, личность (“концепция Я”), психологические нарушения, семейное воспитание, стратегия действия, культурологические факторы, oтношение к алкоголю. В целом социальный интеллект проявляется в использовании IQ для социальной, полезной адаптации в дальнейшей жизни.
Иногда в литературе биологический интеллект обозначается, как интеллект А, и включает в себе IQ; a IQ же в свою очередь, шире, чем интеллект А, и включает eго в себе. Т.о. на лицо взаимовключаемость и взаимосвязь концепций интеллекта.
Литература
1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд. Журнал: Вопросы психологии. № 1, 1995. С. 6.
2. Геодакян В.Л., сост. и ред. Соколова Е.И. Два пола: зачем и почему? CПб., 1992. С. 32.
3. Лурья А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. С. 3.
4. Спингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983. С. 3.
5. Степанов С.С. Психологические тесты. М.: Изд-во ЭСКМО, 2004. С. 290.
6. Ткаченко И. Программа и тренинг тендерного развития детей. Школьный психолог. № 14 (302). 2004. С. 9.
7. Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскуткова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. 1991. С. 10, 32, 45.
8. Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчик и девочка – два разных мира. СПб., Гускакора. 1998. С. 57, 102.
Дополнительная литература
1. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стеpeoтипов. Вопросы психологии. 1987. № 2.
2. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины Вопросы психологии. 1991. № 4.
3. Бреслав Г.М. Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование. Вопросы психологии. 1990. № 3.
4. Кон И.С. Психология половых различий. Вопросы психологии. 1989. № 2.
5. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ “Я” у подростков. Вопросы психологии. 1989. № 3.
Методики
1. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Гермогенова М.Д. Карамзина У.А. Я., ИСКРО., 1994.
2. Практическая психология в тестах. Римская р., Римский С., М., 2003.
3. Изучение процесса личностного развития ученика. Фридман Л.М., М–Воронеж, 1998.
4. Психодиагностические методы изучения личности. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. М. 1998.
5. Практикум по наблюдению и наблюдательности. Регуш Л.А., СПб., 2001.
6. Познай себя и других, (сборник методик) Спичак С.Ф., Синицып А.Г., М., 1994.
7. Развитие творческих способностей учащихся. Качалова Е.Н., Я., 1995.
8. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Коноваленко С.В., М., 1998.
9. Технология работы психолога с учителем. Клюева Н.В., М., 2000.
10. Тренинг разрешения конфликтов. Валкер Дж. СПб., 2001.
11. МЭДИС – методика экспресс-диагностики интеллектуальных способности. СПб., “Иматон”., 1994.
12. ГИТ – групповой интеллектуальный тест. СПб., “Имагон”., 1994.
13. ШТУР – школьный тест умственного развития. Акимова М.К., Борисова Е.М., Козлова В.Т., Логинова Г.П. М., 1987.
14. Игровые профориентационные упражнения. Пряжников Н.С., М–Воропеж. 1997.
15. Час занимательной психологии. Сонин В.А., М–Воронеж, 1997.