“Школа ребенку должна обязательно
приносить радость. К этому обязывает не
только гуманное отношение к детям,
но и забота об успешности учебной деятельности”
Д.Б. Эльконин
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения предполагает уделять особое внимание субъективному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им окружающей действительности. Субъектность личности, ее индивидуальность проявляется в избирательности к познанию мира (однозначно, далеко не весь учебный материал программы будет присваиваться учащимся как знание).
Акцент целей:
- Развивать индивидуальные познавательные способности каждого учащегося.
- Максимально выявить и использовать индивидуальный опыт ребенка.
- Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
Личностно-ориентированный подход предполагает:
Учебная деятельность |
обучение |
учение |
содержание, методы приемы направлены на раскрытие и использование субъектного опыта ребенка с целью эффективного усвоения учебного материала и формирования полноценного гражданина общества |
(нормативно-сообразная деятельность учителя и общества) |
(индивидуальная деятельность учащегося) |
Для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.
Особенности методики личностно-ориентированного развивающего обучения
Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, при этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала. В связи с этим формирование знаний, умений и навыков осуществляется через актуализацию субъектного опыта учащегося, поиск связей между индивидуальным опытом и учебным материалом, определения зоны ближайшего развития. Для того, чтобы знания, умения и навыки формировались эффективно, необходимо выявлять способы учебной работы, устойчиво предпочитаемые самим учеником.
Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса с целью раскрытия и развития индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося. Гибкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений через способы учебной работы. Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном познавательном “профиле”, который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником целесообразно оформлять в виде индивидуальной карты его познавательного развития и служить основным документом для определения дифференцированных форм обучения (профильные классы, индивидуальные программы обучения).
Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование дидактического материала и форм контроля в ходе овладения знаниями.
Основные требования к разработке дидактического обеспечения
Личностно-ориентированного развивающего процесса
Позиция учителя
Позиция ученика
В контексте личностно – ориентированного подхода остается актуальным вопрос об отметке и оценке знаний. Зачастую под отметкой понимается оценка и наоборот.
Вопрос учителям: Как вы думаете, чем отметка отличается от оценки?
отметка |
оценка |
жесткая, формализованная – устанавливает уровень усвоения школьником государственной программы образовательного стандарта (2,3,4,5) |
максимально разнообразна.вариативна, вербальная и невербальная – определяет характер личных усилий учащихся, устанавливает глубину и объем индивидуальных знаний, корректирует мотивационно-потребностную сферу |
Вопрос учителям: Как вы думаете, школьная отметка – это средство принуждения или стимул к познанию?
Для того, чтобы школьная отметка стала стимулом познания, необходимо учесть некоторые факты, которые были установлены педагогами и психологами:
- Учащиеся 1-5-х классов стремятся заслужить прежде всего похвалу взрослых (учителей)
- Подростки (11-15 лет) хотят получить одобрение сверстником, показать себя с лучшей стороны, самоутвердиться
- Старшие школьники (16-18 лет) опираются на самооценку. Они склонны анализировать ситуацию, успехи и неудачи, ищут правду в жизни, имеют свой идеал, убеждения, мировоззрения, при этом не терпят ущемления собственного достоинства.
В связи с этим, чем старше ученик, тем губительнее для его учебной мотивации несправедливая отметка.
Вопрос учителям: Как вы думаете, можно ли используя ограниченную шкалу отметки (2,3,4,5), уйти от формализма и использовать отметку как средство, формирующее чувство успеха?
Технологии дифференцированного подхода
(-) |
базовый балл |
(+) |
“5” 46,47,48,49 |
50 (“5”) |
51,52,53,54,55 |
“4” 36,37,38,39 |
40 (“4”) |
41,42,43,44,45 |
“3” 26,27,28,29 |
30 (“3”) |
31,32,33,34,35 и т.д. |
- Рейтинговая многобальная система.
например,
“5” – 150 – 160 баллов
“4” – 140 – 149 баллов
“3” – 130 – 139 баллов
реферат – 5 баллов
активное участие в семинаре – 7 баллов
тематическая стенгазета – 10 баллов и т.д.
В заключении, уважаемы педагоги, я хочу акцентировать ваше внимание на очень важном и принципиальном моменте. Мы с вами, педагоги, будем успешны в своей профессиональной деятельности только тогда, когда будем активно заниматься собственным личностным ростом через саморазвитие, самообразование и самовоспитание – и только в этом случае профессиональная педагогическая деятельность будет вдохновлять и приносить удовлетворение и позитивные эмоции.
Литература:
- Бакурадзе А.Б. Управление развитием образовательного учреждения (по материалам проектов “Концепция комплексного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе”, “Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся”).- М., 2004.
- Гребенников В.Д. Личностно-ориентированный подход в образовании.- М., 2005.
- Маскин В.В., Петренко А.А., Меркулова Т.К., Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу. Практическое пособие. Серия “Управление образованием”. – М., 2006.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – Санкт-Петербург., 1999.