Пояснительная записка.
Программа психолого-педагогического всеобуча, предназначенная для работы с учителями, рассчитана на 26 часов.
Практическая психологическая подготовка школьного учителя до сих пор остается нерешенной проблемой. В педагогических университетах и колледжах изучается общая, возрастная и педагогическая психология. При этом педагогические знания дополняются и конкретизируются в ходе педагогической практики в школе, но при этом специальной психологической практики не существует.
Последствия такого положения дел: преобладание формального стиля общения учителя и недостаток личностного общения с учениками, неумение понять индивидуальность учащегося, отсутствие навыков развивающего воздействия, не владение учителями внутренними средствами профессиональной психотехники и саморегуляции. Какими же практическими навыками должен обладать учитель? Учитель должен быть эффективным во взаимодействиях и общении в пяти основных сферах своей профессиональной деятельности, личной жизни: сфере “Учитель – школа” (взаимодействие с администрацией и коллегами по работе), сфере “Учитель – класс” (публичное и групповое общение), сфере “ Учитель – ученик” (диалоговое общение с каждым отдельным школьником и его родителем), сфере “Я – сам” (профессиональная саморегуляция и личная психотехника ) и сфера “Учитель – семья” (общение с супругом или супругой и своими детьми).
Данная программа разработана в целом для повышения психологической компетентности учителей. Главная идея, положенная в основу ее разработки, заключается в понимании гуманизации образования как конструктивного самоизменения людей, так психологизации образовательного процесса, осознания значимости психологической безопасности во взаимодействии людей.
Задачи программы
:1)активизация процессов самопознания, развития
компетентности учителя;
2)осмысление теоретических основ современных
психолого-педагогических исследований с целью
их использования в практической работе;
3)овладение эффективными педагогическими
технологиями с использованием психологической
составляющей учебно-воспитательного процесса;
4)выработка приемов саморегуляции и коррекции;
5)повышение степени осознанности собственного
поведения, выработка эффективных моделей
поведения;
6)расширение навыков диалогического общения.
Структура занятий по программе
:1)Информирование по теме (теоретическая часть).
2)Методы психолого-педагогической диагностики в
работе с учителями (практические занятия).
3)Методы активного обучения (ролевое
проигрывание и анализ проблемных ситуаций).
Содержание программы.
Раздел 1.
Тема 1.
Методические основы психологии (2 часа).
Современная психология и ее место в системе наук. Предмет педагогической психологии. Психологические основы обучения. Психологические основы воспитательной работы с детьми. Виды психологических методов. Проблема диагностических методов психологического исследования. Психологические тесты и их оценка. Природные основы индивидуально-психологических различий.
Тема 2.
Развитие у учащихся познавательных процессов (2 часа).
Ощущение, восприятие, их развитие в обучении.
Внимание, его сущность и значение в учебной деятельности школьника.
Общая характеристика памяти, виды и свойства памяти, возрастные и индивидуальные особенности.
Общая характеристика мышления и воображения. Учет особенностей воображения и мышления при организации учебной деятельности.
Тема 3.
Психология индивидуальных различий (4 часа).
Мотивы поведения и темперамента. Учет наследственного фактора в происхождении свойств темперамента. Обусловленность характера общественными отношениями и межличностными отношениями в коллективе и социальной группе. Роль конфликтных ситуаций в формировании характера. Понятие о способностях. Способность и деятельность. Мыслительный и художественный типы как один из видов индивидуально-психологических различий. Зависимость развития способностей от обучения. Роль педагога и семьи в развитии способностей школьника. Способности и задача профориентации.
Тема 4.
Психолого-педагогические основы уроков в разноуровневых классах (2 часа)
Изучение возрастных особенностей учащихся:
- в младшем школьном возрасте;
- в среднем школьном возрасте;
- в старшем школьном возрасте.
Межличностные отношения в разноуровневых классах.
Культура педагогического труда в разноуровневых классах.
Тема 5.
Психолого-педагогическое обоснование новых технологий (2 часа)
Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми.
Индивидуализация обучения и психолого-педагогическая поддержка слабоуспевающих учащихся
Методика организации педагогического общения.
Тема 6.
Профессиональные способности педагога (4 часа)
- экспрессивные способности (умение образно и ярко выражать свои мысли)
- дидактические способности (умение преподнести материал доступно и прочно)
- перцептивные способности (умение почувствовать психическое состояние ученика)
- личностные способности (понятие педагогического такта)
- речевая агрессия учителя: пути преодоления;
- психологический климат коллектива.
Тема 7.
Характеристика педагогического общения(2 часа).
Педагогическое общение как целостная предметно-ориентированная система. Возрастная динамика общения. Стиль педагогического общения, его виды. Барьеры общения. Непосредственное и опосредованное общение учащихся в процессе учебной деятельности. Общение как фактор нравственного развития личности..
Тема 8.
Особенности внеклассной работы (2 часа).
- формы работы с младшими школьниками;
- формы работы с подростковым возрастом;
- формы работы с юношеским возрастом.
Проблемы семейного воспитания. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения “трудных” детей.
Консультации по составлению характеристик на учащихся, проведению родительских собраний, классных часов.
Раздел 2.
Методы психолого-педагогической диагностики в работе с учителями.
1.Методика изучения удовлетворенности
педагогов жизнедеятельностью в образовательном
учреждении.
2.Анкета для учителей на выявление резервных
возможностей качества обучения.
3.Мотивация педагогической деятельности.
4.Психотехнические игры для учителей:
- упражнение “Голова”
- упражнение “Пословицы”
- упражнение “Настроение”
5.Игры – формулы:
- уверенность в себе (“Я человек смелый и
уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не
боюсь”);
- любовь к ученикам (“Я люблю своих учеников. Я
всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к
диалогу с моими учениками”);
- настрой на работу (“Я радостно иду на работу. Я
люблю свою работу. Это является для меня высшим
смыслом моей жизни”).
Раздел 3.
Методы активного обучения (ролевое проигрывание и анализ проблемных ситуаций).
Примерные вопросы для обсуждения.
1.Вспомните ситуации, когда вы осознавали себя
“Учителем” с большой буквы и
“Учителем-помощником”. Какие чувства вы при
этом испытывали? Почему вам запомнились эти
ситуации?
2.Как связаны ваши профессиональные проблемы т
радости с состоянием вашей личности?
3.Что делать, если ваше поведение встречает в
ответ агрессивно-оценочную реакцию?
4.Имеет ли право учитель выражать свои негативные
эмоции по отношению к ученику?
5.Имеет ли смысл учиться психотехническим
навыкам? Не разрушит ли это нормального,
естественного общения?
6.Зачем нужна рефлексия своей позиции? Как это
может изменить ситуацию и взаимоотношения?
Вспомните случаи из вашей жизни.
Список литературы.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и инвидуальный подход. М.1992.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей .(Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.1997.)
- Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.1995.
- Жутикова Н.П. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988.
- Идрисов И.Р., Закиров И.Р. Организация работы над единой темой. Казань, 1999.
- Кустобаева Е.К. Проблемы школьной психогигиены. Казань.2000.
- Лазинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2002.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
- Немов Р.С. Психология. М.,1995.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., 1993.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.1995.
- Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. М.,1998.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам. М.,1997.
- Чистякова М.И. Психогимнастика М.1995.