Программа психолого-педагогического всеобуча

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка.

Программа психолого-педагогического всеобуча, предназначенная для работы с учителями, рассчитана на 26 часов.

Практическая психологическая подготовка школьного учителя до сих пор остается нерешенной проблемой. В педагогических университетах и колледжах изучается общая, возрастная и педагогическая психология. При этом педагогические знания дополняются и конкретизируются в ходе педагогической практики в школе, но при этом специальной психологической практики не существует.

Последствия такого положения дел: преобладание формального стиля общения учителя и недостаток личностного общения с учениками, неумение понять индивидуальность учащегося, отсутствие навыков развивающего воздействия, не владение учителями внутренними средствами профессиональной психотехники и саморегуляции. Какими же практическими навыками должен обладать учитель? Учитель должен быть эффективным во взаимодействиях и общении в пяти основных сферах своей профессиональной деятельности, личной жизни: сфере “Учитель – школа” (взаимодействие с администрацией и коллегами по работе), сфере “Учитель – класс” (публичное и групповое общение), сфере “ Учитель – ученик” (диалоговое общение с каждым отдельным школьником и его родителем), сфере “Я – сам” (профессиональная саморегуляция и личная психотехника ) и сфера “Учитель – семья” (общение с супругом или супругой и своими детьми).

Данная программа разработана в целом для повышения психологической компетентности учителей. Главная идея, положенная в основу ее разработки, заключается в понимании гуманизации образования как конструктивного самоизменения людей, так психологизации образовательного процесса, осознания значимости психологической безопасности во взаимодействии людей.

Задачи программы:

1)активизация процессов самопознания, развития компетентности учителя;
2)осмысление теоретических основ современных психолого-педагогических исследований с целью их использования в практической работе;
3)овладение эффективными педагогическими технологиями с использованием психологической составляющей учебно-воспитательного процесса;
4)выработка приемов саморегуляции и коррекции;
5)повышение степени осознанности собственного поведения, выработка эффективных моделей поведения;
6)расширение навыков диалогического общения.

Структура занятий по программе:

1)Информирование по теме (теоретическая часть).
2)Методы психолого-педагогической диагностики в работе с учителями (практические занятия).
3)Методы активного обучения (ролевое проигрывание и анализ проблемных ситуаций).

Содержание программы.

Раздел 1.

Тема 1.

Методические основы психологии (2 часа).

Современная психология и ее место в системе наук. Предмет педагогической психологии. Психологические основы обучения. Психологические основы воспитательной работы с детьми. Виды психологических методов. Проблема диагностических методов психологического исследования. Психологические тесты и их оценка. Природные основы индивидуально-психологических различий.

Тема 2.

Развитие у учащихся познавательных процессов (2 часа).

Ощущение, восприятие, их развитие в обучении.

Внимание, его сущность и значение в учебной деятельности школьника.

Общая характеристика памяти, виды и свойства памяти, возрастные и индивидуальные особенности.

Общая характеристика мышления и воображения. Учет особенностей воображения и мышления при организации учебной деятельности.

Тема 3.

Психология индивидуальных различий (4 часа).

Мотивы поведения и темперамента. Учет наследственного фактора в происхождении свойств темперамента. Обусловленность характера общественными отношениями и межличностными отношениями в коллективе и социальной группе. Роль конфликтных ситуаций в формировании характера. Понятие о способностях. Способность и деятельность. Мыслительный и художественный типы как один из видов индивидуально-психологических различий. Зависимость развития способностей от обучения. Роль педагога и семьи в развитии способностей школьника. Способности и задача профориентации.

Тема 4.

Психолого-педагогические основы уроков в разноуровневых классах (2 часа)

Изучение возрастных особенностей учащихся:

  • в младшем школьном возрасте;
  • в среднем школьном возрасте;
  • в старшем школьном возрасте.

Межличностные отношения в разноуровневых классах.

Культура педагогического труда в разноуровневых классах.

Тема 5.

Психолого-педагогическое обоснование новых технологий (2 часа)

Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми.

Индивидуализация обучения и психолого-педагогическая поддержка слабоуспевающих учащихся

Методика организации педагогического общения.

Тема 6.

Профессиональные способности педагога (4 часа)

  • экспрессивные способности (умение образно и ярко выражать свои мысли)
  • дидактические способности (умение преподнести материал доступно и прочно)
  • перцептивные способности (умение почувствовать психическое состояние ученика)
  • личностные способности (понятие педагогического такта)
  • речевая агрессия учителя: пути преодоления;
  • психологический климат коллектива.

Тема 7.

Характеристика педагогического общения(2 часа).

Педагогическое общение как целостная предметно-ориентированная система. Возрастная динамика общения. Стиль педагогического общения, его виды. Барьеры общения. Непосредственное и опосредованное общение учащихся в процессе учебной деятельности. Общение как фактор нравственного развития личности..

Тема 8.

Особенности внеклассной работы (2 часа).

  • формы работы с младшими школьниками;
  • формы работы с подростковым возрастом;
  • формы работы с юношеским возрастом.

Проблемы семейного воспитания. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения “трудных” детей.

Консультации по составлению характеристик на учащихся, проведению родительских собраний, классных часов.

Раздел 2.

Методы психолого-педагогической диагностики в работе с учителями.

1.Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении.
2.Анкета для учителей на выявление резервных возможностей качества обучения.
3.Мотивация педагогической деятельности.
4.Психотехнические игры для учителей:
- упражнение “Голова”
- упражнение “Пословицы”
- упражнение “Настроение”
5.Игры – формулы:
- уверенность в себе (“Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не боюсь”);
- любовь к ученикам (“Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими учениками”);
- настрой на работу (“Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом моей жизни”).

Раздел 3.

Методы активного обучения (ролевое проигрывание и анализ проблемных ситуаций).

Примерные вопросы для обсуждения.

1.Вспомните ситуации, когда вы осознавали себя “Учителем” с большой буквы и “Учителем-помощником”. Какие чувства вы при этом испытывали? Почему вам запомнились эти ситуации?
2.Как связаны ваши профессиональные проблемы т радости с состоянием вашей личности?
3.Что делать, если ваше поведение встречает в ответ агрессивно-оценочную реакцию?
4.Имеет ли право учитель выражать свои негативные эмоции по отношению к ученику?
5.Имеет ли смысл учиться психотехническим навыкам? Не разрушит ли это нормального, естественного общения?
6.Зачем нужна рефлексия своей позиции? Как это может изменить ситуацию и взаимоотношения?

Вспомните случаи из вашей жизни.

Список литературы.

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и инвидуальный подход. М.1992.
  2. Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей .(Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.1997.)
  3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.1995.
  4. Жутикова Н.П. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988.
  5. Идрисов И.Р., Закиров И.Р. Организация работы над единой темой. Казань, 1999.
  6. Кустобаева Е.К. Проблемы школьной психогигиены. Казань.2000.
  7. Лазинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2002.
  8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
  9. Немов Р.С. Психология. М.,1995.
  10. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., 1993.
  11. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.
  12. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.1995.
  13. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. М.,1998.
  14. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. М.,1997.
  15. Чистякова М.И. Психогимнастика М.1995.