Тема: Лесное путешествие.
Задачи:
- учить детей распознавать эмоцию страха, элементам расслабления, приемам его отреагирования;
- развивать эмпатию, эмоциональную децентрацию;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход занятия
1.
Передавая солнечный лучик, его тепло друг другу, скажем своему соседу с права, что мы рады его видеть. “Аня, я рада тебя видеть”…
Идя к вам на занятие, я повстречала сороку, которая прилетела к нам из дремучего леса и сообщила, что там потерялся мальчик. Он там совсем один.
- Ребята, как он там себя чувствует?
- Как мы можем ему помочь?
- Добраться до дремучего леса и помочь мальчику смогут только дружные ребята, которые помогают друг другу. Отправляемся.
2. Упр. “Клеевой дождик”.
Вот мы заходим в дремучий лес. (Звучит тревожная музыка). Перед нами широкие вековые ели, следом за ними непроходимые буреломы. А сейчас путь преграждают обросшие мхом ветви деревьев. Вот мелкая речушка. Давайте перебежим ее по камушкам.
Слышите? Ухает где-то сова? А вот, слышите, хруст веток? Что это может быть? . . .
Ну, вот мы и дошли, смотрите, вот он под кустом спрятался. Привет, малыш.
3.
Ребята, на одном из наших занятий мы говорили об имени. У каждого оно свое.
- Как вы думаете, а у этого мальчика оно есть?
- Как мы можем его узнать? (Дети спрашивают).
- Давайте расположимся на полянке. Посмотрите, какое у него лицо?
- Как он себя чувствует?
- Как вы об этом узнали?
- Какие у него глаза, рот?
- А как бы вы чувствовали себя на его месте?
- Покажите, как он боится?
- А что происходит с нашим телом, когда нам страшно? Да оно сжимается, съеживается, дрожит.
- Какие-нибудь еще ощущения возникают?
- Скажите, почему Дима заблудился? Конечно, нельзя одному далеко уходить от дома, тем более идти в лес без взрослых. Дима, ты теперь понял, что нельзя уходить одному?
- Ребята, он испугался, когда остался один в лесу. А вы боялись когда-нибудь?
- А чего вы боялись?
4.
Давайте подойдем сейчас к столу, и каждый пусть нарисует то, что ин боится сейчас или боялся когда-либо.
Дети рассаживаются за столы. Рисунки изображают цветными мелками. Во время рисования звучит спокойная музыка. Во время рисования дети по очереди рассказывают о том, что они рисуют, каким цветом.
- Скажите, вам нравится бояться? Да, это неприятное чувство. Посмотрите на свои страхи, что вам хочется с ними сделать? (Кто-то хочет дорисовать приятные моменты: маму, волшебника и др.).
- Давайте порвем свои страхи и выбросим их в эту коробку, а я пойду и закопаю ее в лесу.
- Посмотрите на лицо Димы, какое оно стало? Как вы об этом узнали? Да, вы победили свои страхи, и ему перестало быть страшно.
5. Релаксация.
Давайте присядем на полянке и немного отдохнем. Закройте глаза. Представьте, что вы идете по лесу. Перед вами появляется чудесный водопад. Но это не простой водопад. Вместо воды льется белый мягкий свет. Вы подходите к водопаду и становитесь под этот свет. Белый свет струится по вашей голове, мышцы шеи расслабляются. Белый свет струится по спине, груди, рукам. Они становятся теплыми, мягкими, расслабленными. Белый свет течет по ногам, они становятся мягкими, расслабленными. Откройте глаза. Волшебным образом мы с вами перенеслись обратно в детский сад.
6.
Дима пока был в лесу, нашел коробочку с волшебными камешками. Ему хочется подарить их вам. Если вам вдруг будет становиться страшно, посмотрите на них, и страх уйдет. До свиданья.
Самоанализ
Представленное занятие является фрагментом из цикла занятий “Познаю себя”, направленных на эмоционально-нравственное развитие. В нем принимали участие дети подготовительной группы в количестве 7 человек.
Задачи занятия:
- Учить детей распознавать эмоцию страха, элементам расслабления, приемам его отреагирования.
- Развивать эмпатию, эмоциональную децентрацию.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Упражнения подобраны в соответствии с задачами психокоррекционной работы и данного занятия. Так для снятия мышечных зажимов использовалось релаксационное упражнение “Водопад”. Доброжелательный тон и похвала способствовали повышению самооценки. Отреагированию и выявлению страхов способствовало рисование детьми своих страхов с последующим их уничтожением.
Пыталась продумать структуру занятия, чтобы все части были взаимосвязаны, соблюдались ритуалы начала и окончания занятия. Использовала вопросы открытого характера (проблемные), которые способствовали развитию мышления, речи детей, умения рассуждать. Так же это помогло поддерживать активность и внимание детей на занятии, обеспечить речевую активность.
Смена деятельности способствовала поддержанию интереса и активности детей.
Путем включения персонажа пыталась создать мотивацию деятельности, пробудить активность.
В ходе занятия дети проявляли активность, заинтересованность. Так на вопрос “Чем мы можем помочь заблудившемуся мальчику?” дети дали очень много различных ответов, в том числе предложили взять ему с собой что-нибудь покушать. В ответ на это, я предложила детям каждому назвать то съедобное, чем им хочется угостить мальчика. Когда его нашли, каждый из ребят преподнесли ему свои угощения. Здесь целесообразней было предложить детям озвучить свои подарки.
После рисования страхов не все дети захотели разорвать свои рисунки. Это было связанно с тем, что некоторые из них очень трепетно относятся к результату своей деятельности, другие дорисовали для снижения ощущения страха, близких родных – маму. Было решено оставить эти рисунки целыми, не принуждать детей расстаться с ними, так как в одни из них были внесены позитивные моменты, а другие не являются деструктивными.
Считаю, что задачи были реализованы в полной мере. Этому способствовало активное поведение детей на занятии, подбор упражнений в соответствии с возрастом.