Пояснительная записка к курсу
Современная жизнь предъявляет человеку новые, определенные требования. Это должен быть человек, умеющий самостоятельно и критически мыслить, принимать решения и нести за них ответственность. Во многом задача воспитания всех этих качеств у подрастающего поколения ложится на систему образования. Роль образования определяется задачами перехода России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России на период до 2010 года становится переход к старшей профильной школе. Принятая в 2002 году “Концепция профильного обучения на старшей ступени образования” так определяет основную цель профильного обучения: это “обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения учащихся, с учетом индивидуальных склонностей и потребностей”.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современном образовательном пространстве отсутствует однозначное толкование понятия “профильное обучение”, но вместе с тем, позволил определить его основные сущностные черты:
- условие эффективного развития профессионального самоопределения личности старшеклассника;
- особый вид дифференцированного обучения;
- особое содержательное приращение.
Самоопределение личности - сложная научная проблема, имеющая философский, социологический, психологический и педагогический аспекты.
В самом общем виде самоопределение – становление внутренней позиции личности и устойчивого отношения к себе, к людям, к миру. Характерными особенностями самоопределения являются:
- принадлежность субъекту;
- определение, поиск собственной позиции;
- процессуальность.
Первая особенность определяется частью слова “само”, которое указывает на особенности процесса поиска: самоопределяется человек – субъект, обладающий собственным внутренним миром, функционирующим благодаря индивидуальному сочетанию природной основы, системы психологических процессов, специфике институтов социализации, взаимодействий и взаимоотношений, складывающихся в них, личностной активности и опыту жизнедеятельности. Принадлежность к субъекту обуславливает такие свойства самоопределения, как сознательность, самостоятельность и эмоциональность. Сознательность определяется тем, что человек как субъект самоопределения ставит цель, находит средства, реализует, корректирует, оценивает. Самостоятельность заключается в том, что человек в процессе самоопределения опирается на личностные достижения, сформированные к данному моменту. Субъективно процесс поиска человек переживает, а критерием результата является положительное самоощущение и удовлетворенность.
Вторая особенность определяется частью слова – “определение”, что означает установить, найти существенные признаки какого-либо объекта или явления. Речь идет о результате, итоге конкретного процесса поиска – определения. Предметом подобного поиска выступает собственная позиция.
Процессуальность самоопределения проявляется тем, что это не одномоментный акт. Самоопределение является процессом, а это означает, что его состояние возможно оценить “на входе"; промежуточные состояния и происходящие изменения; состояние “на выходе”, т.е., существенные отличия в сравнении с первоначальным положением системы.
По соотнесению своего образа “Я” с жизненными, личностными и профессиональными планами различают следующие формы самоопределения:
Жизненное самоопределение – выбор человеком стиля и образа жизни. Оно характеризуется определенностью образа и стиля жизни в зависимости от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды, от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.
Личностное самоопределение – нахождение человеком самобытного образа “Я”, постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.
Профессиональное самоопределение – готовность рассматривать себя развивающимся во времени и находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Важной особенностью профессионального самоопределения современных школьников является то, что данный процесс проходит в условиях нестабильности общества в целом и кризиса привычных норм и ценностей. В результате, к возрастным трудностям самоопределения, в той или иной мере, присущим всем подросткам, добавляются трудности объективные, вызываемые сложностью ориентировки старшеклассников в постоянно меняющимся, нестабильном мире.
Основная проблема перехода к профильному обучению состоит в том, что учащиеся часто осуществляют вынужденный выбор профиля дальнейшего образования, не имея при этом сколь либо устойчивых мотивов. Зачастую совершают его интуитивно, без какой либо предварительной работы над собой, под влиянием случайных факторов: сверстников, фильмов, интернета и т.д.
Как показало анкетирование учащихся первых профильных классов нашей школы (2003/04 уч.год), 43% учащихся осуществили свой выбор неосознанно. В качестве причин, побудивших их выбрать тот или иной профиль, были:
- “не знал куда идти, пошел в этот класс” (14%);
- “пошел туда, куда большинство моих друзей” (9%);
- “так решили родители, и я не стал спорить” (7%);
- различные причины: “где было место”, “записали учителя”
и др. (14 %)
И только чуть больше половины (57%) учащихся соотнесли свою будущую специальность с выбираемым направлением обучения.
Причина столь низкого процента учащихся, выбравших направление обучения осознанно, кроется в несформированности у выпускников основной школы тех личностных качеств, которые позволили бы им осуществлять ответственный выбор, а именно, самостоятельности, познавательной и творческой активности, критичного мышления, ценностной структуры личности школьников. Поскольку сознательный выбор профессии, а, следовательно, и профиля обучения происходит на основе социальных ценностей и личностных качеств.
Таким образом, в современных условиях профессиональное самоопределение предполагает четко продуманный выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Современные социально-экономические условия предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал Успешного Человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в “рабочий капитал”.
Данный курс способствует активизации процесса самопознания, позволит учащимся ориентироваться в профессиях и специальностях, поможет в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению своих потребностей и реализоваться применительно к способностям, склонностям, характеру, темпераменту конкретной личности, поможет оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессии.
Цели курса:
Приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии; планирование своего профессионального пути; формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и состояние здоровья с требованиями выбираемой профессии; содействие личностному развитию.
Задачи:
1) Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
2) Помощь учащимся в формировании собственной позиции к миру профессий, рынку труда, создание на ее основе портфеля достижений, выбор маршрута профессионального становления.
3) Активизация и развитие процесса самопознания личности учащихся с целью ориентации на адекватный профессиональный выбор.
4) Развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
5) Формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом.
Форма проведения:
В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, “круглый стол”, индивидуальные и групповые беседы; семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы.
Примерный перечень формируемых знаний и умений:
- Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
- Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные психологические и физиологические особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Занятия желательно проводить в звукоизолированном помещении, где можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство — переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных психотехнических упражнений.
Несмотря на наличие плана работы, нельзя свести способ ведения занятий с подростками к четко запрограммированному; в намеченный замысел всегда могут быть внесены изменения.
Описываемые занятия по форме, содержанию и способу организации учебной деятельности, по принципам взаимодействия педагога с учащимися во многом отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основаны, прежде всего, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии учащихся.
Занятия рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме факультатива, или элективного курса. Программа рассчитана на 36 часов.
Программа способствует реализации задач формирования успешности подростков, подготовке их к взрослой жизни, умению решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.
Учебно-тематический план программы “Путь к профессии”
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
Стратегия выбора профессии. |
||
Жизненное и профессиональное
самоопределение – один из важнейших шагов в
жизни человека. Почему важно сделать правильный выбор. Что такое психология и чем она может помочь при выборе профессии. Понятия “личность”, “профессиональные интересы”, “склонности”. |
2 часа |
|
Мир профессий. Дать определения: профессия, специальность, квалификация, должность. Классификация по типам профессий (Е.А. Климов), объекту, характеру труда, видам деятельности и др. Методика “Матрица профессий”. |
2 часа |
|
Знакомство с профессиограммами (занятие
с элементами практикума). Дать определение понятиям “профессиограмма: цель труда, предмет труда, средства и условия организации труда”, “профессиональная пригодность”. Опросник ДДО Климова, Карта интересов. |
2 часа |
|
Профессия типа “Человек – техника”. | 1 час |
|
Профессия типа “Человек – природа”. | 1 час |
|
Профессия типа “Человек – знаковая система”. | 1 час |
|
Профессия типа “Человек – человек”. | 1 час |
|
Профессия типа “Человек – художественный образ”. | 1 час |
|
Пути получения профессии. Формы обучения. |
1час |
|
Способности и профессиональный выбор. |
||
Кто я, или что я думаю о себе. Внутренний мир человека и возможности его самопознания. Что такое психодиагностика, как она помогает в выборе профессии. |
1 час |
|
Свойства нервной системы и
темперамент. История изучения темперамента: от Гиппократа до Павлова. Типы темперамента, их влияние на профессиональную деятельность. Теппинг тест – определение свойств нервной системы, работоспособности; опросник типа темперамента Г.Айзенка. |
2 часа (1 практич) |
|
Память. Виды памяти. Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания информации. Мнемотехники. Определение объема кратковременной памяти и ведущего способа запоминания. |
2 часа (1 практич) |
|
Внимание. Внимание и деятельность человека. Произвольное и непроизвольное внимание. Структура и характеристики внимания: объем, распределение, переключение, концентрация, устойчивость. Профессии, предъявляющие повышенные требования к развитию внимания. Изучение индивидуальных особенностей внимания: “Тест Э.Ландольта”. Приемы развития внимания. |
2 часа (1 практич) |
|
Мышление. Функции, виды мышления. Мыслительные операции. Правополушарные и левополушарные мыслители. Диагностика структуры интеллекта по методике Р.Амтхауэра. Приемы развития. |
2 часа (1 практич) |
|
Эмоциональное состояние личности. Эмоции в жизни человека. Формы и виды эмоциональных состояний, их влияние на профессиональную деятельность. Стресс и дистресс. Диагностика уровня личностной и реактивной тревожности по методике Ч.Д.Спилбергер “Шкала самооценки”. |
2 часа (1 практич) |
|
Саморегуляция. Умение контролировать свое поведение. Позитивное мышление и жизненные ценности. Как выпустить “лишний пар”. Десять шагов уверенности в себе. |
1 час |
|
Коммуникабельность – составляющая
успеха будущей карьеры. Требования к работнику: профессионализм, ответственность, коммуникабельность. Умение конструктивно разрешать конфликты. Изучение коммуникативных и организаторских способностей по методике “КОС”. |
1 час |
|
Планирование профессионального пути. |
||
Первый шаг на пути к профессии. Способности, профессиональная пригодность, состояние физического здоровья, как основные составляющие правильного выбора. Формула успеха. Ошибки в выборе профессии. |
1 час |
|
Современный рынок труда и его
требования. Социально-профессиональная мобильность – качество современного человека. Самостоятельность и ответственность в профессиональной деятельности. Коллективность трудового процесса. Профессионализм и самосовершенствование. |
1 час |
|
Мотивы и основные условия выбора
профессии. “Хочу – могу – надо” - необходимые условия правильного выбора. “Мышеловки” легких денег, или возможность попадания в финансовую зависимость. |
1 час |
|
Что требует профессия от меня? Понятие рынка профессий. Определение требований к соискателю (по газете, рубрика “работа для вас”), “Центр занятости населения”. |
1 час |
|
Перспективы профессионального
старта. Навыки самопрезентации. Как правильно составить резюме. Правила поведения на собеседовании. Интервью при приеме на работу (ролевая игра). |
2 часа |
|
Составление плана профессионального
самоопределения. Алгоритм принятия решения |
1 час |
|
Построение образа профессионального
будущего. Планирование карьеры. Цепочка ближних и дальних целей. Пути и средства достижения целей. Внешние и внутренние условия достижения целей. Запасные варианты, пути их достижения. Как получить хорошую работу в современной России. |
1 час |
|
Подготовка к будущей карьере. Психологический портрет личности. Ролевая игра “Встреча через 10 лет”. |
1 час |
|
Детско-родительская профориентационная игра-проект “Выбор профиля” | 1 час |
|
Итоговое занятие “Перелистывая
страницы”. Обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для принятия решения при выборе профессии и планирования своего профессионального пути. |
1час |
|
Всего 36 часов |
Литература.
- Анастази А. Психологичское тестирование: Пер. с англ. Кн.2/Под ред. К.М.Гуркевича, В.И.Лубовского. М., 1982.
- Гиппенрейтор Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.-М., “Просвещение”, 1998
- Гуткина М.С., Лернер П.С. и др. Твоя профессиональная карьера. – М.: Просвещение, 2005.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. кл. сред. шк. М., 1990.
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Педагогика и психология”, №2)
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/д., 1996.
- Махеева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М.: УЦ “Перспектива”, 2002.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: Просвещение: Владос, 1994.- 576 с.
- Новые профессии на рынке труда: Справочник. Волгоград, 1997.
- Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 2.-М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1997.-80 с.
- Пряжников Н.С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 4.-М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1997.-64 с.
- Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 3.-М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1997.-64 с.
- Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. - М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1997.-56 с.
- Психология популярных профессий/ Пд ред Л.А. Головей. – СПб.: Речь, 2003.
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М.: Генезис, 2003.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – М.: Генезис, 2004.
- Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. – М.: Просвещение, 2005.
- Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. М., Просвещение, 1997.
- Энциклопедический справочник: 2000 профессий. - Минск, 1986.