"Особенности изучения социальных процессов в школах-интернатах закрытого типа"

Разделы: Школьная психологическая служба


Когда-то французские просветители – предшественники научного коммунизма, так ценимые К.Марксом и Ф.Энгельсом, считали, что владение людей движимой и недвижимой собственностью формирует нездоровые инстинкты, разрушает непосредственность и бескорыстие человеческих чувств и отношений. По их мнению, дети лишь в раннем младенчестве должны жить в семье, затем они должны воспитываться в общественных детских учреждениях, чтобы преодолеть разнородность воспитания и создать для каждого маленького гражданина одинаковые условия развития.

Но давно доказано и педагогами, и психологами, что гармоничное развитие личности немыслимо без семейного воспитания. Даже несколько месяцев лишения любви наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребенка, то есть всей последующей духовной жизни человека непоправимый ущерб, отрицательно влияя на психическое и физическое здоровье.

У воспитанников школ-интернатов неизбежно формируются особенности познавательных способностей, структуры черт характера и свойств темперамента (акцентуации, дисгармония), дизадаптивные тенденции поведения. Психологическое и социальное обследование в школах-интернатах проводится специальными структурами – психологическими или социальными службами. Они создаются, как правило, с целью выявления и устранения причин психического и социального нездоровья детей, организации взаимосвязи между личностью, семьей и педагогами, повышения эффективности воспитательной работы, качества социализации личности, пропаганды здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.

Основными функциями психологических служб школ являются:

1. Диагностическая – изучение на основе современных достижений психологии и социологии особенностей личности учащихся, микро-коллективов, школьного коллектива, неформальных объединений молодежи, в которых участвуют представители данной школы, а также исследование межличностных отношений и процессов;

2. Прогностическая – составление на основе наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивных параметров, характеризующих ту или иную социальную группу;

3. Консультативная – разработка советов и методик, обеспечивающих коррекцию поведения учащихся, педагогов, администрации, профилактику или стимуляцию того или иного социального процесса, явления;

4. Предупредительно-профилактическая – разработка на основании собранной информации комплекса мер и мероприятий, предотвращающих развитие негативных процессов и тенденций, ослабляющих их влияние на личность, учебно-воспитательный процесс в школе, функционирование школьных микро-коллективов.

В нашей школе, являющейся закрытым интернатным учебным заведением среднего общего образования с углубленным изучением государственного и иностранного языков, военных дисциплин и усиленной физической подготовкой, обучаются подростки и юноши мужского пола в возрасте 13–17 лет. Индивидуально-типологический подход к психолого-педагогической коррекции воспитанников позволяет повысить эффективность их обучения, предотвратить развитие отклоняющихся форм поведения, нормализовать межличностные взаимодействия. Отношения в коллективе играют большую роль в процессах адаптации и выработке позитивного стереотипа поведения со сверстниками.

Психолог в своей работе стремится к достижению конечной цели – обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. И в создании условий для этого немаловажное значение играет социально-психологический климат в учебном коллективе.

Взаимоотношения в учебном коллективе представляют собой различные виды взаимосвязи и общения воспитанников в процессе их совместной жизни и деятельности. Именно в ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются важнейшие формы взаимовлияний и контактов воспитанников, группового и коллективного взаимодействия.

Своевременное диагностирование взаимоотношений в классе и на основании этого корректирование учебно-воспитательной деятельности позволяет многим трудным учащимся освоить программный материал, улучшить свое поведение.

Чаще всего психологами и социологами для исследования групповой сплоченности используется метод структурного анализа малых групп (социометрический метод). Сущность социометрического метода заключается в выявлении определенных психологических реакций человека на окружающих людей в различных ситуациях. Его достоинство – возможность за короткое время собрать значительный материал, который регистрирует отношения между всеми членами коллектива. Однако, результаты социометрии, проведенной в учебных коллективах нашей школы, оказались недостаточно объективными вследствие фиксации преимущественно эмоциональных отношений, выраженных в симпатиях и антипатиях. Не выявлялись и истинные мотивы выборов, так как дети не указывали честно свой выбор из-за боязни разрушения видимости доброжелательных отношений с членами своего учебного коллектива. Боязнь потери авторитета среди одноклассников из-за «невольного предательства» – это частая причина детских «отписок» при выполнении тестов, что значительно снижает объективность полученной информации.

Больше сведений о коллективах воспитанников, их лидерах и «изгоях», группировках мы получаем с помощью наблюдения.

Наблюдение это изучение с четко поставленной целью определенных сторон жизни ребенка: его поведение в школьной среде, взаимоотношение с преподавателями и сверстниками в рамках учебной деятельности, с воспитателями и сверстниками в ходе специальной подготовки, со сверстниками и старшими учащимися в быту и при проведении досуговых мероприятий.

Достаточно информативным для нас является метод экспертного опроса различных групп окружения ребенка (педагоги, воспитатели, сверстники). Чаще всего используется интервьюирование по существенно важным позициям с помощью открытых (прямых) вопросов (как ребенок адаптируется к новым условиям жизни, его стиль поведения со взрослыми, со сверстниками, его интересы, увлечения и т.д.).

Анкетирование самого ребенка предполагает ответы на ряд интересующих психолога прямых и обратных вопросов (устраивает ли отношение педагогов, воспитателей, сверстников и т.д.) (Приложение 1)

Но как и припроведении индивидуальных бесед с ребенком, в ходе которых можно оценить не только особенности социума ребенка, но и его потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, то есть составить личностную характеристику, объективность полученной информации во многом определяется степенью доверия и взаимным расположение друг к другу психолога и воспитанника.

Основную помощь в изучении социально-психологического климата в детских коллективах нам оказывают проективные методики. Они позволяют изучать особенности личности воспитанников, которые позволяют прогнозировать характер межличностных отношений исследуемого учащегося с группой.

Принцип проекции, лежащий в основе проективных тестов, связан с представлением о том, что в разнообразных проявлениях индивида, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания, предпочтения и т.д., воплощается личность, в том числе ее скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, конфликты, переживания.

Проективные тесты предполагают создание для обследуемого достаточно неопределенной ситуации, оставляющей ему свободу действий, естественно, в рамках инструкции, но последняя определяет, как правило, лишь общее направление или начальный момент поведения. Необычность ситуации, необходимость быстрой реакции нередко помогают преодолеть факторы, влияющие на искажение информации.

Достаточно информативной для изучения социальных процессов и морально-психологического климата в учебных коллективах является аддиктивная (предполагающая завершения фраз, рассказа и др.) методика «Неоконченные предложения». Содержание, количество предложений в этой методике корректируются с учетом возраста учащихся.
.Помимо диагностической, эта методика имеет и коррекционную психотерапевтическую значимость, так как позволяет отреагировать подавленные переживания в данном виде творчества (Приложение 2).

Однако, учитывая возраст воспитанников, нами для диагностики социальных настроений в основном используются экспрессивные проективные методики, предполагающие рисование или аналогичную деятельность на заданную тему.

Нами начаты широко использоваться мандалы.

Нравится детям и диагностическая игра «Мой город», во время проведения которой каждому участнику предлагается вылепить из пластилина домик и расположить его на планшете, учитывая расположение домиков соседей.

img2.jpg (29512 bytes)

Большую помощь в изучении личностных социальных предпочтений воспитанников нам оказывает разработанная нашей службой методика «Ладошка».

Текст инструкции: «Давайте посмотрим на нашу кисть. Как вы считаете, какую роль в нашей жизнедеятельности играют руки? (Обсуждение). Мы с вами определились, что руки помогают человеку во многих сферах деятельности: учебной, трудовой и даже установлении контактов с другими людьми. Мы здороваемся, пожимая друг другу ладонь. В знак одобрения или расположения похлопываем друг друга ладонью по плечу.
Человек не может в этом мире существовать изолированно от других людей. Из большого количества людей, которые ему встречаются в жизни, он все-таки выделяет несколько человек, которые ему особенно дороги и особенно значимы. И положа руку на сердце, есть в нашей жизни человек, вызывающий у нас и острую неприязнь.
Перед вами лист бумаги. Положите на нее свою ладонь и обрисуйте ее. В центре самой ладони напишите крупно «Я».
А теперь посмотрите на свои пальцы. Они тесно связаны с ладонью. Также как и вы в этой жизни связаны с разными людьми. Каждый палец различен по величине и выполняет разные функции.
Посмотрите на большой палец. Он самый большой на нашей кисти, самый подвижный и самый значимый на ней. Давайте мысленно представим свой класс, свой дом, своих друзей, своих учителей. Кто же из этих людей самый главный человек в вашей жизни? Сделайте соответствующую надпись на большом пальце нарисованной ладони.
Указательный палец указывает направление. Кто определяет большинство ваших поступков, на кого вы равняетесь в вашей жизни? Запишите.
Средний палец является центральным, но он определяет симметричное расположение по отношению к нему других пальцев, их равнозначное значение. Кто ваш друг? С кем вы общаетесь на равных? Запишите.
Вы не задумывались, почему в мультфильмах герои чаще четырехпалые? У них на нарисованных кистях нет безымянного пальца, потому что он, как правило, не помогает в работе кисти, а, наоборот, даже мешает, чем может вызвать раздражение. В вашем классе есть человек, который неприятен вам? Запишите.
Мизинец самый маленький палец, самый беззащитный. Есть в классе человек, которому необходимы ваша поддержка, ваша защита? Запишите».

При выполнении этой методики используются элементы игры, поэтому снимаются внешние барьеры, что позволяет получить более адекватную информацию. Методика с интересом выполняется воспитанниками разных возрастных групп и взрослыми.

Важные результаты о самооценке воспитанника, уровне его притязаний, об отношении к нему учебного коллектива мы получаем при помощи методики «Я в глазах мой друзей», которая представляет комплекс проективной методики и опроса.

Воспитаннику предлагается в предложенной таблице, расположенной горизонтально на листе бумаги написать 10 типичных черт своего характера. Затем подумать и написать те черты своего характера, на которые могут обращать внимание его одноклассники (Приложение 3).

После заполнения таблицы лист складывается таким образом, чтобы невозможно было прочесть написанное на нем. Вверху сложенного листа указывается имя заполнившего его человека. В таком виде лист передается по классу с таки расчетом, чтобы он побывал в руках каждого ученика, а затем возвращается к хозяину, который может провести сравнение самооценки с оценкой качеств его характера одноклассниками.

Таким образом, в оценке взаимоотношений и морально-психологического климата в учебных коллективах проективные методики являются достаточно надежными и валидными, потому что их выбор в диагностике социальных настроений оправдан возрастными психологическими особенностями воспитанников, учетом традиций и стереотипов взаимоотношений в условиях детского образовательного учреждения закрытого интернатного типа.