Цель – дать подросткам возможность осознать свои личные особенности и соотнести их с требованиями будущей профессии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№№ П/П | Тема занятий | Количество уроков |
I. | Введение в предмет. | 4ч. |
I.1 |
Цель, задачи и содержание курса. |
1ч. |
I.2 |
Мои жизненные и профессиональные цели (1 ступень самоопределения) |
3ч. |
II. |
Мой психологический портрет. |
16ч. |
II.1 | Ощущения и восприятие. | 1ч. |
II.2 | Особенности мышления. | 2ч. |
II.3 | Память. Процессы и виды памяти. | 1ч. |
II.4 | Внимание. Виды и основные свойства внимания. | 1ч. |
II.5 | Представление и воображение. | 1ч. |
II.6 | Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции. | 1ч. |
II.7 | Волевые качества личности. | 1ч. |
II.8 | Влияние темперамента на профессиональное самоопределение. | 2ч. |
II.9 | Черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. | 2ч. |
II.10 | Самооценка и уровень притязаний в решении проблемы профессионального выбора. | 1ч. |
II.11 | Склонности и интересы в выборе профессии. | 1ч. |
II.12 | Способности и профессиональная пригодность. | 2ч. |
III. | Мир профессий. | 10ч. |
III.1 | Общий обзор классификации профессий. Формула профессий. | 2ч. |
III.2 | Азбука новых профессий. | 1ч. |
III.3 | Требования профессий к человеку. | 1ч. |
III.4 | Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии. | 1ч. |
III.5 | Роль жизненных ценностей при выборе профессии. | 1ч. |
III.6 | Здоровье и выбор профессии. | 1ч. |
III.7 | Межличностные отношения в профессиональной деятельности. | 1ч. |
III.8 | Навыки самопрезентации: резюме, портфолио, интервью. | 1ч. |
III.9 | Куда пойти учиться. | 1ч. |
IV. | Мои перспективы. | 4ч. |
IV.1 | Мои жизненные и профессиональные цели (2 ступень самоопределения). | 3ч. |
IV.2 | Стратегия выбора профессии и дальнейшего образовательного маршрута. | 1ч. |
ВСЕГО: | 34 часа |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
I. Введение в предмет. – 4ч.
Цель, задачи и содержание курса. – 1ч.
Цель, задачи и содержание курса “Профессиональное самоопределение”. Общее представление о психологии как науке, изучающий внутренний психологический мир человека (8). Принципы психодиагностики: конфиденциальность, искренность, добровольность. Понятие “профессиональное самоопределение”(3). Идеографический тест (модификация методики Э. Махони) (10). Домашнее задание: упр. “Я в лучах солнца” (3).
Мои жизненные и профессиональные цели (I ступень самоопределения) – 3ч.
Анкета по жизненному и профессиональному самоопределению учащихся 9-х классов. Тест Дж. Голланда. Построение индивидуального профессионального типа личности (8). Тест умственного развития (11).
II. Мой психологический портрет – 16 ч.
1. Особенности мышления. – 2ч.
Общее представление о мышлении и его особенностях. Виды и типы мышления. Мыслительные операции. Роль мышления в профессиональной деятельности. Условия развития мышления. Тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан) (10, 11). Опросник типа мышления (11).
2. Память. Процессы и виды памяти. – 1ч.
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение) (9). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности (17). Условия развития памяти (10). Методика “Пиктограмма” (16). Методика “Объем памяти” (18).
3. Внимание. Виды и основные свойства внимания. – 1ч.
Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, изобретательность, концентрация, переключение) (9). Наблюдательность как профессионально важное качество(16). Условия развития внимания (10). Значение некоторых видов внимания в профессиональной деятельности (17). Практическая работа (5).
4. Ощущения и восприятие. – 1ч.
Общее представление об ощущениях и восприятии. Виды и характер ощущений (17). Порог ощущений. Адаптация к температуре, вкусу и тяжести (9). Виды восприятия. Роль ощущений и восприятия в профессиональной деятельности человека (17). Пятна Роршаха. Портрет девушки-старухи (17). Иллюзия Мюллера-Лайера (9). Школа поиска ощущений (18).
5. Представление и воображение. – 1ч.
Общее понятие о представлении и воображении. Воссоздающее и творческое воображение. Виды представлений (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, двигательные) (17). Условия развития воображении. Практическая работа (5).
6. Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции. – 1ч.
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности (16). Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния) (4). Как управлять своими эмоциями (10). Тест эмоций (опросник Басса-Дарки, адаптированный Г.А. Цукерман (10). “Самооценка эмоциональных состояний” (18). Домашнее задание: Рисунок “Эмоции (мысли), которые возникают у меня, когда я думаю о своем выборе профессии” (20).
7. Волевые качества личности. – 1ч.
Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе профессиональных решений (16). Упражнения по воспитанию воли (16). Опросник “Какая у меня воля?” (16). Анкета по оценке уровня развития своих волевых качеств (5).
8. Влияние темперамента на профессиональное самоопределение. – 2ч.
Общее представление о темпераменте (8). Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности (26). Тест Айзенка (10). Формула темперамента (8). Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе (16).
9. Черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. – 2ч.
Общее представление о характере. Четыре группы черт характера. Типы акцентуаций характера и наиболее подходящие для них профессии (14). Адаптированный опросник Г. Шмишека. Упражнение “Азбука характера” (10). Способы формирования характера (10).
10. Самооценка и уровень притязаний в решении проблемы профессионального выбора. – 1ч.
Структура образа “Я”. Виды самооценки (заниженная, адекватная, завышенная). Роль адекватной самооценки при выборе профессии и в последующей профессиональной деятельности. Источник формирования самооценки (9). Уровень притязания (завышенный, заниженный). Формирования уровня притязания (13). Методика самооценки (9).
11. Склонности и интересы в выборе профессии. – 1ч.
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Интересы. Склонности. Профессиональные намерения (5,10,16). Методика “профиль” (11). Опросник профессиональных склонностей Я. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной) (11).
12. Способности и профессиональная пригодность. – 2ч.
Общее представление о способностях. Виды способностей (общие, специальные). Ведущие свойства специальных способностей (9). Понятие профпригодности. Непригодность (10). Алгоритм анализа сильных и слабых сторон своих способностей (20). Матрица выбора профессий (10).
III. Мир профессий.
1. Общий обзор классификации профессий. Формула профессий. – 2ч.
Общее понятие о профессии, специальности, должности (2,3,5,8,16). Четырехъярусная классификация профессий (2,3,18). Формула профессии. Методика “Формула профессии” (Н.С. Пряжников) (10). Игра “Аукцион” (10).
2. Азбука новых профессий. – 1ч.
Новые профессии и специальности, востребованные на современном рынке труда: логистик, маркетолог, мерчендайзер, имиджмейкер, менеджер и т.п.
3. Требования профессий к человеку. – 1ч.
Типы профессий и психологические требования к ним (1,15). Способы развития профессионально важных качеств.
4. Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии. – 1ч.
“Хочу” - склонности, желания, интересы личности; “могу” - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); “надо” - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии (3,8,10,16). Игра “Оптимисты и скептики” (10). Престижность. “Престижные профессии” (10).
5. Роль жизненных ценностей при выборе профессии. – 1ч.
Классификация Спрангера. Классификация ценностей В. Франкла. Классификация ценностей жизни и карьеры Д. Сьюпера (20). Упражнение “Мои ценности” (20).
6. Здоровье и выбор профессии. – 1ч.
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие “неблагоприятные производственные факторы”. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепления здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условия и режима работы (15,16).
7. Межличностные отношения в профессиональной деятельности. – 1ч.
Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Виды общения. Конфликты, пути разрешении конфликтных ситуаций. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Тест “Общительны ли вы?” (18).
8. Навыки самопрезентации: резюме, портфолио, интервью. – 1ч.
Понятие “самопрезентация”. Как правильно составить резюме. Как пройти интервью. Правила поведения на собеседовании. Как получить хорошую работу в новой России (10). Ролевая игра “Интервью” (10).
9. Куда пойти учиться. – 1ч.
Пути освоения профессий. Система профессиональной подготовки в России. ПТУ, техникумы, колледжи, ВУЗы города и республики. Условия приема и обучения в них.
IV. Мои перспективы. – 4ч.
1. Мои жизненные и профессиональные цели (II ступень самоопределения). – 3ч.
Анкета по жизненному и профессиональному самоопределению учащихся 9-х классов. Тест Дж. Голланда. Тест умственного развития. Составление таблицы “Сравнение результатов диагностики и их соответствие профессиональному выбору или профилям обучения”.
2. Стратегия выбора профессии и дальнейшего образовательного маршрута. – 1ч.
7 факторов, влияющих на правильный выбор профессии (8). Жизненный план. Профессиональный план. Схема личного профессионального плана (2,3,16).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко.- Ростов/Д.: Феникс, 1999.- (Учебники. Учебные пособия).
- Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. Для учащихся ст. кл. сред. шк.- 2-е изд., доп. и дораб.- М.: Просвещение, 1990.
- Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников.- М.: УЦ “Перспектива”, 2002.
- Пономаренко Л.П., Белоусов Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч.- М.: Гуманит. Изд. Центр “ВЛАДОС”, 2003.- Ч.1: Основы психологии: 10 кл.
- Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. Пособие для ст. Кл. сред. шк.-.: Просвещение, 1991.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределении: Учеб.-метод. пособие.- М.: Издательство МПС; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М.:- Воронеж, 1996.
- Психологическое сопровождение при выборе профессии: Научно-метод. пособие/ под ред. Л.М. Митиной.- М.: МПСИ: Флинта, 2003.
- Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. Психология. 8-11 кл.: Учебник.- СПб.: Питер, 2000.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-метод. пособие для школьных психологов и педагогов.- М.: Генезис, 2000.
- Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы.- М.: Генезис, 2005.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие.- М.: ВЛАДОС, 1996.
- Рогов Е.. Выбор профессии: становление профессионала.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- Розанова Е.Г., Белослюдов Д.А. Лев в шкафу, или А теперь узнай всю правду о себе.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
- Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы.- 2- изд.- СПб.: Питер, 2004.
- Твоя профессиональная карьера: Учеб. пособие для 8-11 кл. общеоб. учреждений/ Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.- М.: Просвещение, 1997.
- Технология: Учебник для учащихся 9-го кл. общеоб. школы/ В.Д. Симоненко, А.Н. Богатыров, О.П. Овчинин и др.; Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2001.
- Технология профессионального успеха: Учебник для 10-11 кл./ В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Просвещение, 2003.
- Учебные заведения Чувашии: Сборник.- Чебоксары: ООО “Яхонт”, 2004.
- Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.