Программа по развитию общения и сотрудничества для учащихся 3-го класса "Дружный класс"

Разделы: Школьная психологическая служба


Актуальность:

Сегодня усилия многих людей направлены на создание школы, обеспечивающей здоровые условия для гармоничного развития личности ребенка. На данный момент времени школа активно ставит вопросы сохранения психического здоровья детей, учитывая, в том числе, необходимость умения учащимися выстраивать конструктивные отношения с другими людьми.

Изменения в современном обществе непосредственно отражаются на социально-психологической атмосфере в школе, семьях. Мы знаем, что члены семьи чаще заняты решением собственных проблем и поэтому меньше беседуют друг с другом, редко проводят свободное время вместе. Недостаток общения в семье приводит к неумению детей конструктивно взаимодействовать с окружающими. Это чаще всего становится причиной частых ссор с одноклассниками, поводом обращения родителей за помощью к социальному педагогу, психологу.

Именно поэтому в гимназии был создан комплекс мероприятий по развитию дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с окружающими, облегчая тем самым процесс совместного обучения, куда входит представляемая нами программа “Дружный класс”.

Цель программы: формирование у учащихся коммуникативных навыков, умения сотрудничать и сплочение классного коллектива.

Задачи:

  1. Формирование доброжелательного отношения детей друг к другу;
  2. Создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия;
  3. Формирование адекватной оценки себя и других;
  4. Активизация процесса познания себя и окружающих;
  5. Отработка навыков общения и взаимодействия с людьми.

Программа рассчитана на 5 занятий, построенных в виде социально-психологических тренингов, которые проводятся в рамках классных часов. Продолжительность занятий 40 – 45 минут.

Для проверки эффективности программы, в начале программы и по её окончанию с детьми проводится социометрическая методика.

Темы занятий:

  1. Наш класс.
  2. Выразительные движения или как понять людей без слов.
  3. Общение в ситуациях просьбы. Роль интонации.
  4. Общение в ситуациях отказа.
  5. Учимся дружить.

Занятие 1. Наш класс.

Задачи:

  • способствовать формированию положительной оценки себя и других;
  • развивать доброжелательное отношение детей друг к другу;
  • способствовать расширению знаний друг о друге.

Ход занятия

1. Выработка правил работы в группе. (см. Приложение 1)

2. “Ласковое имя”: каждому ребёнку предлагается назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав “спасибо”. Упражнение выполняется по кругу.

У нас у всех есть любимое занятие или увлечение, которым мы занимаемся в свободное время. Сейчас каждый из вас расскажет нам о нём, но не словами, а жестами.

3. Моё любимое занятие”: каждый из ребят, по очереди, выходит в центр круга и без слов с помощью жестов показывает своё любимое занятие, хобби, вид спорта. Все угадывают, когда желающие выскажутся, ведущий говорит правильный ответ.

Вопросы:

  • у кого самое необычное увлечение?
  • как помогают увлечения в жизни, какие качества они развивают?

Подробнее остановиться на совместных увлечениях, командных видах спорта. Подвести к мысли, что вместе можно достигнуть больших успехов, чем одному.

4. “Совместное рисование”: детей делят на группы по три человека в каждой, затем каждый ребёнок выбирает себе карандаш, и внутри групп определяют последовательность рисования (кто рисует первым, кто вторым и т.д.). По моему сигналу “начали”, первый из вас садится за стол и начинает рисовать всё что хочет, затем я скажу: “следующий” и первый участник освобождает стул, уступая место второму и т.д. Рисуете до тех пор, пока я не скажу “стоп”. Условие, разговаривать во время рисования нельзя.

Материал: цветные карандаши, лист А4 (А3), секундомер.

Время рисования для каждого:

  • 1 выход – 1 минута,
  • 2 выход – 30 секунд,
  • 3 выход – 25 секунд,
  • 4 вход – 20 секунд,
  • 5 выход – 10 секунд,
  • 6 выход – 5 секунд,
  • 7 выход – 3 секунды.

5. “Люди, не похожие на меня”: предлагается представить себе друга, который в каких-то важных вещах сильно от вас отличается, затем, не называя его имени, вам надо рассказать чем, он от вас отличается и почему вам дорог.

Вопросы:

  • интересно ли общаться с людьми, которые не похожи на вас?

6. “Доброе тепло”: встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдёт “тепло”, то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу. А теперь, то же самое, но с закрытыми глазами.

7. Рефлексия:

  • что нового вы узнали друг о друге?
  • удивил ли вас кто-то из ребят?
  • есть ли какое-то занятие, которому вы хотели научиться?

Вывод: общаясь с людьми непохожими на тебя можно узнать много нового и интересного.

Занятие 2. Выразительные движения или как понять людей без слов.

Задачи:

  • привлечь внимание детей к невербальным средствам общения;
  • дать возможность потренироваться в невербальном общении;
  • показать важность совпадения вербальных и невербальных компонентов общения для понимания людей друг друга.

Ход занятия

1. “Похвали себя сам”: каждый из вас сейчас будет называть своё имя и на первую букву имени называть хорошее качество, которое есть у вас.

Если понаблюдать за людьми, то можно заметить, что в общении друг с другом используются не только слова, но и жесты, мимика, поза.

2. “Пойми меня”: сейчас вы поделитесь на группы. Ваша задача, без слов с помощью мимики и жестов показать нам ситуации, которые будут написаны на бумажках, а остальные будут угадывать.

Ситуации:

1. Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик…

2. Сегодня на улице очень холодно.

3. Вчера по телевизору я смотрел смешную передачу.

Вопросы:

  • почему не сразу удалось отгадать, что показывали ребята?
  • какие движения помогали понять?

Подвести к мысли, что не всё можно объяснить жестами, поэтому очень важно при общении с людьми использование слов и жестов в совокупности.

Ребята, а вы знаете, что некоторые люди, которые не могут общаться с помощью слов, по причине болезни (глухонемые) и в силу своей профессии (регулировщик, спортивный судья, сурдопереводчик, дирижёр.)

Какие невербальные средства общения используете вы сами? (встаёте, когда учитель входит в класс; машете рукой на прощание…)

Но кроме жестов большую роль в общении играют мышцы лица (мимика).

3. “Инсценировка”: в группах подготовить и показать ребятам ситуации:

  • Мальчик отказывается идти к зубному врачу из-за страха и говорит, что у него уже зуб не болит.
  • Девочка отказывается от помощи прохожего, говоря, что ей не тяжело, а сама не может поднять тяжёлые сумки.
  • Мама просит сына сходить в магазин, он говорит, что сходит, при этом продолжает сидеть за компьютером.

4. “Ласковые рук – добрый взгляд – приятная улыбка”: положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего справа, посмотреть ему в глаза и улыбнуться.

5. Рефлексия:

  • в каких ситуациях люди говорят не то, что думают, или то, что не соответствует действительности? (страх, нежелание обидеть другого человека, желание выглядеть лучше, чтоб отстали…);
  • было ли такое у вас?

Вывод: чтобы люди лучше понимали друг друга слова и выразительные движения должны совпадать.

Общение должно быть искренним и правдивым для того, чтобы общаться было приятно.

Занятие 3. Ситуации просьбы. Роль интонации.

Задачи:

  • показать, что несовпадение интонации с содержанием сказанного ведёт к изменению смысла фразы;
  • развить у учащихся умения регулировать тон своего голоса в ситуациях просьбы;
  • дать потренироваться в использовании различной интонации в ситуациях просьбы;

Ход занятия

1. “Атомы и молекулы”:

Все встают в круг, сейчас вы все станете атомами и молекулами. Атомы всё время двигаются, сталкиваются и объединяются в молекулы. По моей команде вы начинаете двигаться, а когда я буду называть цифру, то объединяться в группы (молекулы) с тем числом человек, которое я назову. Затем разъединяетесь, опять двигаетесь и объединяетесь.

2. “Рассказ”: учащиеся садятся в круг, и ведущий зачитывает рассказ.

“В школе уже месяц шли занятия, когда в наш класс пришли два новых ученика: Егор и Лёша. Они много пропустили, и поэтому учительница предложила взять у одноклассников тетради и переписать. Так получилось, что оба мальчика подошли к одной и той же однокласснице. Лёша сказал: “Маша, дай мне, пожалуйста, свои тетрадки, чтобы я смог переписать пропущенный материал”, а Егор сказал: “Дай мне свои тетради, мне надо их переписать”. Но Маша согласилась помочь только Лёше.”

Вопросы:

  • как вы думаете почему?

Сегодня мы с вами поговорим об интонации.

Интонация – это изменение голоса. Изменив интонацию, мы можем изменить смысл слова. (Пример из сказки “Страна не выученных уроков”: “Казнить нельзя помиловать”.)

Большую роль интонация играет в ситуациях просьбы. Просить не всегда бывает просто. Очень важно как человек обращается с просьбой. Можно умолять, выпрашивать, требовать или сказать вежливо. От того как вы попросите, зависит, выполнит человек вашу просьбу или нет.

Вопросы:

  • по каким признакам можно определить, где приказ, где выпрашивание, а где вежливая просьба? Примеры фраз см. Приложение 2.

3. А сейчас каждый из вас, по очереди, будет выходить в круг, и обращаться с просьбой к кому-нибудь. Говорящий придумает, как он будет просить, а остальные будут угадывать, анализируя интонацию, жесты, мимику.

Вопросы:

  • что вы чувствовали, когда к вам обращались с приказом, умоляли, просили вежливо?
  • что вы чувствовали, когда сами умоляли, приказывали, просили вежливо?
  • как вы считаете, в каких ситуациях вы общались на равных?

Бывают ситуации, когда просящий сомневается в выполнении просьбы. В этом случае можно объяснить человеку, почему для вас это важно.

Например:

  1. Дай мне, пожалуйста, почитать эту книгу. Мне надо.
  2. Дай мне, пожалуйста, почитать эту книгу. Я давно хочу её прочитать, но нигде не могу найти.

Сравните две эти просьбы. – Как вы думаете, какую из них выполнят с большим желанием?

4. Сейчас вы разобьетесь на пары, и будете просить друг друга о чём-нибудь, объясняя при этом, почему вам это важно. Старайтесь, чтобы просьба звучала убедительно:

  • попросить книгу - попросить игру
  • попросить линейку - попросить ластик
  • попросить ручку - попросить кассету и т.д.

Вопросы: - всем ли удалось добиться выполнения просьбы?

  • если не получилось, какие были трудности?

5. “Дружеское пожатие”:

Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. А теперь по круги передадим хорошее настроение в виде дружеского пожатия руки. Пожимая руку, каждый мысленно пожелает соседу всего самого хорошего, уверенности, успехов и т.д. пожимать руку будем по часовой стрелке. Я начну, а тот, кому пожали руку, по эстафете передаст пожатие следующему. Старайтесь не сбиваться и не забывать вкладывать в пожатие добрые пожелания. Игра закончиться, когда пожатие дойдёт до меня. А теперь усложним задание. Закроем глаза и сделаем то же самое, но в другом направлении.

6. Рефлексия: - как вы думаете, что помогает общению в ситуации просьбы?

Так же, важно знать, если вы кого-то просите, то необходимо поблагодарить человека за помощь. Так как доброжелательное завершение разговора – это приглашение к общению в будущем.

Занятие 4. Как отказать, чтобы не обидеть.

Задачи:

  • формирование навыков вежливого отказа;
  • дать потренироваться в применении вежливого отказа друг с другом;
  • профилактика вредных привычек.

Ход занятия:

1. “Ласковое имя”: каждый участник называет себя ласковым именем, остальные хором повторяют.

На прошлом занятии мы тренировались с вами вежливо просить о чём-либо друг друга. Но бывают ситуации, когда человек по каким-то причинам не может выполнить вашу просьбу. Здесь важно правильно, т.е. вежливо отказать, не обидев при этом собеседника.

Например:

- Дай мне почитать книжку!

- Я не могу тебе её сейчас дать, я сам читаю.

- Не дашь – не буду с тобой дружить! И всем расскажу, что ты жадина!

- Ладно, бери…

Вопросы:

  • какие чувства испытывают первый и второй мальчики?
  • захотят ли эти ребята общаться дальше?
  • как надо было поступить первому мальчику?
  • случались ли, что отказывали вам?

Важно помнить, что нам могут отказать в просьбе. В этой ситуации, прежде чем обижаться, следует понять причину отказа. Возможно, человек действительно не может выполнить вашу просьбу, даже если очень хочет вам помочь.

Сегодня мы потренируемся вежливо отказывать, т.к. чаще всего говорить “нет” сложнее, чем соглашаться.

Вопросы:

  • как вы думаете почему? (схема - см. Приложение 3).
  • кому вам отказывать сложнее?

Послушайте, пожалуйста, и определите, где вежливый отказ, а где нет.

М: Вынеси, пожалуйста, мусор.

С: С: Неохота.

К: Угости меня, пожалуйста, конфетой.

Д: В: Ой, я не могу. Я её уже съел. Извини, что не предложил тебе.

Для того, чтобы отказ был убедительный, необходимы уважительные и серьёзные причины.

Вопрос: - какие уважительные и вежливые причины отказа знаете вы? (схема – см. Приложение 4).

2. Сейчас вы будете работать в парах. Один из вас будет просить, а другой вежливо отказывать. А чтобы работать вам было легче, я хочу предложить вам формулу вежливого отказа:

Вежливый отказ = Отказать, используя вежливые слова, доброжелательную интонацию, уверенно, глядя в глаза собеседнику. + Объяснить причину, по которой ты не можешь выполнить просьбу.

Ситуации:

  • Давай прогуляем;
  • Давай покурим;
  • Давай сходим с тобой в компьютерный клуб и т.д.

Вопросы:

  • что вы чувствовали, когда вам отказывали или, когда отказывали вы?

Я хочу обратить ваше внимание на то, что среди предложенных вам ситуаций есть те, которые могут повредить вашему здоровью или вызвать ощущение опасности, если с предложением подойдёт незнакомый человек. В этом случае отказ должен быть особенно уверенным, после чего лучше сразу отойти или позвать на помощь.

3. “Улыбка”: вам нужно повернуться лицом к соседу, сидящему справа и улыбнуться ему самой доброй и ласковой улыбкой, мысленно пожелав при этом всего самого хорошего.

4. Рефлексия: “Продолжи предложение”

  1. Я могу отказать, если…
  2. Мне сложно отказывать, когда…
  3. Если мне отказывают по уважительной причине, то я…

Вывод: в общении с людьми важно учитывать не только интересы собеседника, но и свои собственные. Только тогда можно говорить действительно о равноправном общении.

Слышать отказ и говорить “нет” бывает очень сложно, но для того, чтобы отстоять свои интересы и при этом не обидеть собеседника важно уметь делать это вежливо.

Занятие 5. Учимся дружить.

Задачи:

  • раскрыть понятие “дружба”, “друг”;
  • выработать правила дружеских отношений.

1. Игра “Слепой и повадырь”. Упражнение выполняется в парах. Один “слепой” (с завязанными глазами), другой – поводырь. Задача поводыря – несколько минут поводить по комнате “слепого”, уберегая его от острых углов, встречающихся людей, таким образом, чтобы ему было комфортно. Поводырь должен помнить, что “слепой” в это время полностью зависит от него, и почувствовать ответственность за этого человека. Затем дети меняются ролями.

Вопросы: - что чувствовали вы, играя в игру?

Беседа с классом.

- Кому вообще в жизни мы доверяем? Рядом с кем мы чувствуем себя спокойно и надёжно?

А как вы думаете друг это кто?

Друг – это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга. Человек, которому можно доверять.

- Чем отличается друг от приятиля или знакомого?

Дружба – это дополнение одного человека другим. Это полное понимание друг друга и умом, и душой.

- Как вы понимаете выражение “дополнение одного человека другим”?

- Почему душа и ум по-разному “понимают” одну и туже ситуацию?

Давайте сейчас “нарисуем” двух человечков: один, с которым я бы хотел дружить, второй не хотел. Работа в группах.

Вопросы:

  • чем они отличаются?
  • какие качества есть у первого, которых не хватает второму?

Качества необходимые для дружбы: доброта, честность, вежливость, сопереживание, щедрость (см. Приложение 5).

- Что ещё нам помогает дружить? (Общие интересы или неумение делать то, что умеет делать другой).

2. “Правила дружбы”. Совместно разработать правила дружеских отношений (см. Приложение 6).

3. “Нарисуй как я скажу”. Работа в парах. Одному участнику даётся чистый лист А4, другому – лист с нарисованной на нём фигурой, состоящей из нескольких геометрических фигур разной формы и размера. Задача ребёнка, имеющего в руках образец, описать его так, чтобы его товарищ смог нарисовать на листе аналогичный.

А с какими людьми нам неприятно общаться и дружить? (Качества второго человечка):

  1. Неопрятный внешний вид.
  2. Грубость в общении.
  3. Драчливость (агрессивность).
  4. Не желание учавствовать в коллективных делах.
  5. Хвастовство, зазнайство.
  6. Несобранность, неорганизованность, неумение выполнять начатое до конца, безответственность.
  7. Ябидничество.
  8. Обидчивость.

Ребята, скажите, а есть ли у кого-нибудь из вас вышеперечисленные качества?

А как вы думаете хотели бы эти люди иметь друзей?

Если да, то почему они так себя ведут? (копируют поведение в семье, так проще, никто не научил по-другому).

Что можем сделать мы с вами, чтобы им помочь? (научить правильно вести себя, не провоцировать и т.д.)

И если кто-то начнёт помогать другому, то я думаю, что очень скоро они станут настоящими друзьями.

Объясните пожалуйста пословицу: “Друга легче найти, чем сохранить”.

4. “Ищу друга”. Вам сейчас нужно написать объявление от своего имени. В нём вы указываете свои увлечения, качества характера и то, с каким человеком вы хотели бы подружиться. Но не имя, а его качества и увлечения.

5. Рефлексия:

  • что узнали нового на занятиях?
  • что больше всего запомнилось?
  • какие трудности возникали?

Используемая литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: “ЧеРо”, 2004.
  2. Игры - обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В.В. Петрусинского // В 4-х книгах. Книга 3, 5. – М.: Новая школа, 1994.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичыми детьми. – СПб.: Издательство “Речь”; “ТЦ Сфера”, 2002.
  4. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Издательство “Речь”, 2005.
  5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 1. - М.: Генезис, 2000.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4. - М.: Генезис, 2001.

Журналы:

  1. Воспитание школьников № 6-10 за 2004; № 1- за 2005.
  2. Классный руководитель № 3 за 2005.
  3. Газета “Первое сентября” - серия “Школьный психолог” 2003, 2004гг.