Цели:
- для учащихся: создание условий для осознания личной ответственности за все происходящее в их жизни;
- для родителей: осознание необходимости передачи большей части ответственности за жизнь ребенка ее хозяину – ребенку.
- развивающий компонент: развитие умений кооперации, умения принимать полярные точки зрения, толерантности;
- формирующий компонент: формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом, положительной “Я-концепции”;
- диагностический компонент: присутствовал на протяжении всего тренинга для прогнозирования дальнейшей работы с учащимися и их родителями, т. к. не была известна мотивационная готовность участников (родителей) к данному виду работы.
Оборудование:
- листы бумаги,
- ручки маркеры,
- листы ватмана,
- магниты,
- вырезанные из бумаги сердечки (для родителей).
Ход собрания-тренинга
Постановка целей и задач
Сегодня, я вас здесь собрала с вашими детьми с определенной целью. Мне бы хотелось, чтобы вы друг на друга посмотрели новыми глазами. Работать сегодня мы с вами будем в непривычной форме для собрания, в форме “Тренинга” (сидят в кругу родитель с ребенком).
Так как в таком составе мы не встречались, многие из вас не знакомы, для знакомства попрошу представить друг друга (родители представляют своего ребенка, дети – родителя, описывая характер, интересы, похожесть).
Теперь попрошу разделиться на группы: родители и учащиеся.
Каждый из вас и родителей, и учащихся думал о том, каким хотите вы вырасти, каким хотели бы, чтобы вырос ваш ребенок. Предлагаю на листе ватмана составить качественный портрет.
Обращение к учащимся | Обращение к родителям |
Качественный портрет человека, каким вы хотите стать. | Качественный портрет человека, каким бы вы хотели, чтобы вырос ваш ребенок. |
Анализ: Давайте посмотрим, какие качества отмеченные вашими родителями, отметили и вы. (не отмечена ответственность)
Обращение к учащимся | Обращение к родителям |
- Ребята, напишите, какие решения в вашей семье вам разрешено принимать самостоятельно. | - Дорогие родители, вы на своих листочках напишите, какие решения в вашей семье вы разрешаете принимать своим детям самостоятельно. |
Как вам это? Обменяйтесь написанным. | |
(Дети: Удивительно, что мы так мало чего-то решаем) | (Р: Смех, по моим записям он может самостоятельно только ходить в школу) |
Для начала хочу обратиться к ребятам с
вопросом: “Сколько вам лет?”. (14,15) - В прошлом году вам было 13, паспорта еще не было. Вы стали на год взрослее, сейчас вы уже имеете паспорт, что-то изменилось в вашей семье по отношению к вам с его появлением? (Дети: Ничего не изменилось, просто появился документ) - Не странно ли это, ведь прошел год вашей жизни, а ничего не изменилось? - Как думаете, а что должно было бы измениться? Почему этого не произошло? |
|
- Скажите, как вы понимаете фразу
“хозяин жизни?” (Д: тот, кто решения сам принимает, сам ответственный) - За что? (Д: За свою жизнь) |
|
Вы хозяева своей жизни? (Нет, Да) - Почему? - На сколько процентов, ты (кто ответил да) считаешь, что ты хозяин своей жизни? (45) - Можно ли считать хозяином тебя? (Нет) |
- Почему ваши дети не считают себя
хозяевами своей жизни? (Самостоятельности нет) - А вы им ее даете? Неслучайно они забыли отметить в своем качественном портрете “ответственность”. Нет самостоятельности, вы им ее не даете, нет ответственности. Ответственность, то у вас, вы им ее еще не передали. |
- Скажите, что вам подарили родители,
когда вы появились на свет? (Жизнь) - Чью? (нашу) - Вот именно, что вашу, не мою, не кого-то другого, а вашу жизнь подарили вам. - Вы, помните этот момент? (нет) |
|
- Дорогие родители, у вас на столах лежат
сердечки. Ребята не помнят, тот момент в своей
жизни, который очень хорошо помните вы. Думаю,
после того, что сейчас произойдет, они никогда
его не забудут. У вас есть уникальная возможность все повторить. Напишите, на сердечке слова: “Я дарю тебе, твою жизнь”. Написали? А теперь подойдите к своему ребенку, и подарите его жизнь ему. (Очень эмоциональный момент.) |
|
Как вам то, что произошло? Что
чувствуете? У вас в руках ваша жизнь. (Как-то страшно, что теперь делать, чувство одиночества, отдать назад хочется) |
Что чувствуете вы? Трудно ли было дарить
жизнь своему ребенку? (Очень, как от сердца отрывала, кровинка, что делать без меня будет?) |
- Хорошо устроились, вы не берете
самостоятельность, так как под маминым и папиным
крылышком, спокойно, ничего решать не надо,
думать не надо… - А жизнь-то чья? Ваша. И делать что-то вам надо, никто за вас ее не проживет. |
- Вы, боитесь отпустить ребенка, дать ему
больше самостоятельности в принятии решений и
обижаетесь на него, что он у вас
несамостоятельный?! - Родители, вы не сможете прожить за них их жизнь, их жизнь не ваша собственность предоставьте возможность своим детям принимать необходимые для их возраста решения. |
- А сейчас, вас, ребята, я попрошу
сказать такие слова: “Я – хозяин своей жизни!” Надеюсь, что время, не было потрачено зря. Сегодня дома и вам, и вашим родителям необходимо сесть, подумать и поговорить о том, что вы можете решать уже сами, что бы вы хотели решать сами, а вашим родителям стоит поделиться с вами какой-то частью полномочий. Спасибо. Обратная связь: (анкетирование) |