Личностно-ориентированная совместная научно-исследовательская и опытно-экспериметальная работа учителя и ученика

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
  • помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства;
  • максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный опыт работы.

«Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления».

К.Боуви

Школа – это отрезок в жизни людей, миновать который человек не может. Она создана, чтобы передавать накопленные человечеством знания. Но сейчас знаний много и он быстро устаревают, значит, сейчас главная задача школы – научить мыслить, самостоятельно добывать знания, отобрать нетленное, главное. А поэтому все методы должны быть направлены на то, чтобы ребенку было интересно, пытаться развить его самобытное мышление, сделать более интеллектуальным восприятие мира, повысить мыслительные способности. Здесь – непочатый край работы. Надо найти свое место в лавине педагогических новаций, систем и технологий, в стремительно изменяющемся социальном и политическом мире, определить свое отношение к видеоиндустрии, средствам массовой информации (радио, телевидение, печать). Но главное, что необходимо учитывать, – изменения в новых поколениях наших воспитанников.

Если учитель перестанет развиваться, он никогда не будет заинтересован в том, чтобы развивались дети. В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» читаем:

И долго Гриша берегом
Бродил, волнуясь, думая,
Покуда песней новою
Не утолил натруженной,
Горящей головы.

Вот и учитель должен радеть о том, чтобы голова его ученика стала «натруженной». А это возможно, если ученик будет напрягать свой ум, преодолевая посильные трудности учения, задаваться вопросами и искать ответы на них. Умственный труд должен быть производительным, а первоочередной задачей учителя, я считаю, является обеспечение напряженной, творческой и самостоятельной деятельности учеников в сфере мысли.

Помню, как на первых порах своей преподавательской деятельности, я на учеников лавины информации, водопады цифр, легенд, рассказов и фактов. Радовалась от сознания своей власти над обильным материалом, умением его «красиво» подать. Слушали заворожено. Но когда я подводила итоги, то чаще обнаруживала: «обратная связь» не работает. Учащиеся не умеют ставить вопросы, формулировать проблемы, разрешать новые задачи, точно выражать ситуации, из которых не выйти уже отработанными, привычными путями. Это была расплата за то, что я давала готовые знания: ребята умели лишь «заглатывать». И начались мучительные размышления и поиски.

Учебно-воспитательный процесс, построенный на сугубо информационном, вернее, даже директивном изложении материала, приводит к тому, что у человека «вопросительное» отношение к действительности, науке, искусству оскудевает. Постепенно окружающий мир перестает быть для него источником вопросов и проблем. Вот как сказал об этом С.Я. Маршак в одной из своих миниатюр:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «маленький философ»
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?»

Можно ли развить в ученике вопросительное отношение к жизни? Можно. Необходимо постоянно возбуждать у школьников умственный голод, поддерживать и развивать «вопросительное» отношение к окружающему миру. Пусть интеллектуальная энергия учеников, для которых скучен труд потребления знаний, найдет выход в собственной познавательной активности, самостоятельности. Активность же определяется потребностью разрешить тревожащие вопросы. А их, в процессе изучения материала, возникает великое множество. Программа курса «Психология» построена таким образом, что после каждой темы проводится экспериментально-диагностическая и практическая работа. Учащиеся проводят диагностику своих способностей, интересов, психических процессов (мышление, память, воображение), эмоционально-волевой сферы, личностных качеств. А «познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть» (Т.Манн). И просыпается интерес, потребность улучшить, изменить, усовершенствовать. Следовательно, на «горизонте» возникает новый вопрос – Как? Учащиеся, склонные к научно-исследовательской работе, что опять же выявляет диагностика, начинают вести научно-исследовательскую работу по заинтересовавшей их проблеме. Особого внимания заслуживают такие работы: «Направленность и способности личности», «Ритмы, несущие здоровье», «Умение общаться – путь к скорейшему развитию личности». Они ценны именно тем, что проведена огромная работа и даны практические рекомендации. Например, по теме «Индивидуальные особенности и типы памяти» учащиеся провели диагностику (совместно с психологом) всех видов памяти сначала у себя, а затем у группы учащихся разных возрастов. Полученные данные натолкнули на изучение процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение, что в свою очередь потребовало проведения экспериментов для выявления условий, способствующих успешному хранению информации, более быстрому и качественному запоминанию. Учащиеся изучили научные данные об особенностях памяти в разном возрасте, апробировали игры и упражнения для развития памяти, затем провели повторную диагностику. Интерес учащихся подогревался информацией о феноменальной памяти некоторых людей. Как итог работы, были выработаны рекомендации: «Как учить уроки». Нередко к исследовательской и экспериментальной работе учащихся подталкивают личностные конфликты и неразрешенные проблемы. Интересна в этом случае работа на тему «Умение общаться – путь к скорейшему развитию личности». Развитие самопознания – центральный психологический процесс юношеского возраста. Перестройка самопознания связана не только с умственным развитием, но и с появлением новых вопросов о себе, точек зрения, с которых человек себя рассматривает. Потребность в познании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как меня воспринимают, как я выгляжу, что я могу, кем я стану, отличают психологию старшеклассника. Как отмечает И.С. Кон, «главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира».

Это радостное и волнующее событие, но оно вызывает и множество тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с поведением, актуализируя проблему контроля. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность. Для многих старшеклассников со всей очевидностью встает вопрос: Как преодолеть скованность; застенчивость, обрести уверенность в себе, стать интересным человеком для окружающих? И снова на помощь приходит диагностика. Выявляем свои сильные и слабые стороны, коммуникативные и организаторские способности, силу интуиции, толерантность, самооценку, задатки и склонности личности. Но чтобы оценить себя, надо знать, как это развить у других. Появляется потребность в исследовании. Начинаем работу с социологического опроса среди разных групп учащихся («интернатские» и «домашние»; «новенькие» и те, кто давно учится в лицее). Анкету составляем совместно, чтобы включить все важные для оптанта моменты. Проблема для него важная, волнующая и можно сказать, наболевшая. Результаты исследований обрабатываем совместно. Я ограничиваюсь краткими комментариями по поводу оформления (таблицы, схемы, графики). Впереди огромная работа – тесты, беседы, интервью, дискуссии. Все это входит в программу исследований. Подкрепленная личным интересом и желанием познать, работа ведется тщательно и увлеченно. Оказывается, что подобные проблемы есть у многих и путей их решения тоже множество. Какой выберу я? Предлагаю ученице поэкспериментировать. Опять же совместно составляем программу.

1. Прочитать книги Дейла Карнеги.
2. Изменить отношение к себе. В этом помогают занятия в психологическом клубе «ССС» («Сотвори себя сам»).
3. Попробовать себя в новой роли (организатором КТД – коллективного творческого дела), ведущей, руководителем творческой группы).

Исследовательская работа не закончена, эксперимент продолжается. Будем надеяться, что он окажется удачным. Нельзя сказать, что ОЭР ведется только с отдельными учениками. Сама специфика курса «Психология» – непрерывное исследование всех и каждого. Ведь сама технология саморазвивающего обучения включает в себя не только удовлетворение познавательной потребности, но и ряда других: в самоутверждении в самовыражении в защищенности в самоактуализации.

Успехи всех складывается из успешного продвижения не большинства, а каждого. Но каждый продвигается индивидуально. Значит, имеет вправо на свой темп, свой путь и свой потенциал возможностей.

Детали, вопросы, приемы, задания, тренинги, дискуссии, монологи... – во имя чего весь этот комплекс? Прежде всего – для развития воспитания доминанты самосовершенствования и саморазвития. Каждому, учащемуся интересно сравнить себя с собой. В этом немаловажную роль играют сочинения-рассуждения: «Кто я?», «Встреча с самим собой», и др. На сочинения смотрю как на фактор социальной, а активности. Даю право писать в любом жанре. Жизненность – главный нерв сочинения! Так мы познаем свой внутренний мир, а далее... Дальше возникают новые вопросы, требующие новых исследований и решений.