Каждый урок как премьера?..

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Классное руководство


«Театр – великая школа, глубоко ее назначение: он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой полезный урок и при блеске торжественного освещения, при громе музыки показывает смешное привычек и пороков или высокотрогательное достоинств и возвышенных чувств человека»
Н.В. Гоголь

Что мы знаем о наших воспитанниках? Чего они хотят? Что любят? Что им нравится в нас, взрослых? Сегодня почти в каждом журнале, газете публикуются различные анкеты, опросники, которые предлагают психологи и социологи, экономисты и журналисты. Все непременно хотят знать, кто самый популярный политик, писатель, артист, музыкант, сколько потребляется того или иного продукта в том или ином городе в день, за месяц, за год ,какие качества привлекают сегодня людей в друг друге… Появилось немало анкет, тестов, адресованных детям. Я согласна с тем, что это один из способов узнать глубже ребят, их интересы, отношение к школе и к нам, учителям. Ребята охотно раскрываются в этой «игре», особенно если вопросы сформулированы интересно. Но мой рассказ – о другой «игре», которую я предлагаю свои м детям на уроках литературы, и играем мы в нее все вместе – и с удовольствием.
Мой рассказ – о театре, о школьном театре и уроках литературы. Образование и театр – как взаимосвязаны эти понятия?
Нет необходимости говорить о силе сценического искусства. Нравственное, воспитывающее влияние художественных образов, творимых искусством актера непосредственно перед зрителем, убедительность условного языка сцены, великолепие классического русского и зарубежного репертуара, острые «проблемные» спектакли о современности, разнообразие режиссерских почерков и актерской игры, резко выраженная индивидуальность отдельных актеров – все это представляет собой огромную культурную ценность для развития и обогащения духовного мира юных зрителей.
То, что искусство всегда служило важнейшим способом передачи всечеловеческого опыта – известно. В этом заключается его образовательный эффект. Однако, человек, приходящий в театр в качестве зрителя, учится особым способом: впитывая саму атмосферу театра, эмоционально переживая  через сценическое действие свой собственный опыт. Переживание идет через столкновение идеалов с действительностью, и в результате раскрываются человеческие чувства, мотивы поступков, что способствует иногда переосмыслению своих жизненных ценностей, нравственных позиции.
А человек, приходящий в театр, чтобы играть, - как и чему учится он? И человек этот – не профессиональный актер, а ребенок. С чего вообще начинается игра? С вслушивания в окружающий мир. С умения наблюдать его, размышлять над ним. А сама игра, по словам Д.Б. Эльконина, - верный способ освоения жизни. Это взаимосвязанный процесс: постижение мира через игру и игра как способ раскрытия человека. Постижение, «проигрывание» мира и легло в основу процесса обучения, потому что каждый ребенок, каждый подросток способен ярко и многогранно воспринимать окружающую его жизнь, надо только помочь ему выразить себя, научить общаться с миром.
Следовательно, речь идет о том, чтобы как можно раньше начать разговор о театре с нашими учениками и вести его на протяжении всех школьных лет, следуя определенной системе, прибегая к таким формам и видам работы, которые будут основываться на реальных интересах и умениях учащихся и в то же время поведут их дальше, к новому знанию, к новому переживанию и новому умению.
Явная зависимость театральных знаний и интересов учащихся от школы обязывает нас с большим вниманием отнестись к этой области культуры, и особая ответственность здесь ложится на учителя-словесника. Чтобы театр действительно стал помощником учителя и источником нравственно-эстетического воспитания школьников, необходимо придерживаться определенной системы и в сообщении учащимся знаний о театре.
В процессе изучения программных литературных произведений мои ученики, начиная с 5 класса, последовательно знакомятся с театром и языком театрального искусства. Интерес к этой области знаний и впечатлений поддерживается и направляется посещением лучших спектаклей профессиональных театров, школьно самодеятельностью, работой театрально – драматического кружка. Вся эта работа подчинена литературно-образовательным целям и органически входит в систему преподавания литературы.
Видимо формирование души, воспитание чувств – святейшая обязанность  преподавателей гуманитарных наук. Предмет словесника настолько человечен – гуманитарен в самом прямом значении этого слова, что его может иссушить не только формальный подход, но и излишняя рациональность. Поэтому своеобразной «точкой отсчета» в подготовке и проведении уроков литературы стал для меня театр. Театр как игра, как школа жизни, как храм творчества, искусства. И как ни странно, я чувствую себя и актером, и режиссером всякий раз, когда вхожу в класс, как на подмостки сцены. Как режиссер, строю свой «спектакль», как актер, играю в нем самые разные роли. И я пришла к убеждению, что моя профессия не так уж далека от театра. Каждый урок – как премьера.
В спектакле не может быть пустот, каждое мгновение сценической жизни должно быть заполненным. Перед выпуском к режиссеру сходятся все детали спектакля, все нити, вне его понимания не остается ни один участник массовки. Так и на уроке. Мне, правда, не всегда удается быть предельно внимательной и чувствовать каждого ученика в классе, но зато знаю, что ребята с удовольствием принимают условия моей игры. Уроки литературы привлекают их прежде всего своей неодинаковостью. Сегодня, например, класс активно работает, отвечают почти все, дополняя  друг друга, а «режиссер» только руководит, а завтра «на сцене» только «заглавные актеры», или самые сильные ученики. А может быть и так: учитель или ученик рассказывает весь урок (ребята взрослеют, им надо привыкать и к лекциям) – «театр одного актера».
Что нужно, чтобы родился ученик, мыслящий творчески? Нужно, чтобы урок прошел как спектакль, как игра, где каждый может приобщиться к творчеству, испытать себя. Здесь уместно обогатить привычную форму урока и его атмосферу внесением «специальных деталей»: рукописей, подлинных вещей той эпохи, о которой идет речь, танцев, декораций, костюмов, слайдов, музыки и, если возможно живописи. И даже внешний облик учителя играет огромную роль: его глаза, его увлеченность и взволнованность, даже одежда и прическа (согласитесь, появиться в «мини» в 14 веке, наверное, неловко).
«мне важно настроение учителя. Если оно захватывает меня, я тоже увлекаюсь. Тогда я все понимаю», - пишет в своем отзыве на урок ученик 8 – го класса. Как не учесть этого учителю в своей работе?
Вот примерный конспект одного такого урока.

Тема: «ПЕРЕКЛИЧКА ВЕКОВ: ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ».

Предмет: литература

Класс: 8 класс с углубленным изучением литературы

Эпиграфы к уроку (на доске):

  1. Они ушли во тьму, но не исчез их след…(В.Шекспир)
  2. Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И.С. Тургенев)
  3. Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак, … она из несчастья делает счастье. (Л.Н. Толстой)

Программа:
1). Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. 5-11 классы / Под ре.д. В.Г.Маранцмана. – М.., «Просвещение», 1992.;
2). Программа литературного образования. 5-9 классы. / Под ред. В.Г.Маранцмана. – М., «Просвещение», 2007.

Дополнительное время, необходимое на внеклассную работу с учащимися по данному проекту:  не менее 10-15 часов (подготовка всех необходимых атрибутов, декораций, костюмов, репетиции инсценировки)

Цель урока:  Публичное представление интеллектуальных и творческих способностей учащихся, раскрывающихся в ходе эвристической беседы в течение всего открытого урока, достигнутых в совместном, коллективном созидании – создании нестандартного урока-премьеры (с элементами дискуссии)

Задачи урока:

обучающие: формирование умений и навыков проведения эвристической беседы (с элементами дискуссии и сценической интерпретацией отдельных сцен изучаемых произведений литературы); выразительного, художественного, чтения литературных текстов с глубоким проникновением в содержание художественного пространства с целью его дальнейшего анализа (опыт самостоятельного анализа); творческая попытка создания сценического образа героя литературного произведения; «технического» оснащения мини-спектакля (костюмы, декорации, музыкальное сопровождение и т.п.)

развивающие: формирование основных понятийных знаний о причинах сходства и различия произведений разных эпох на сходные темы и проблемы; элементах композиционного развития сюжетов и образов; системе образов; значимости финальных эпизодов.

воспитательные: воспитание духовно-нравственной культура у учащихся среднего – «переломного» - возраста, понимания непреходящей ценности самого важного в жизни каждого человека – веры и надежды на победу добра над злом, всепобеждающей силы любви и правды.

Функции учителя во время хода урока: ведение эвристической беседы с учащимися

Необходимые атрибуты:

  1. «Живая музыка» - ученица Л. Кузнецова играет на скрипке (Ф. Паус «Сказка» и  Майкапар «Вечерняя песня»);
  2. Аудиозапись и видеозапись: фрагмент финала кинофильма «Вам и не снилось» и песня из кинофильма «Вам и не снилось» (композитор А.Рыбников, поэт Р.Тагор);
  3. Рисунки учащихся на тему: «Вечные образы – символы»;
  4. Отзывы учащихся о прочитанных произведениях (отрывки из творческих работ);
  5. Два подсвечника и две свечи (зажигаются в начале урока и горят до его окончания);
  6. Костюмы для актеров (готовят сами учащиеся), грим;
  7. «Живые» страницы из трагедии В.Шекспира (два отрывка из трагедии «Ромео и Джульетта»: сцена на балконе после бал-маскарада – акт 2, сцена 2; Джульетта и Кормилица – акт 2, сцена 5).

Учитель: Всем – здравствуйте! Добрый день! Сегодня 14 февраля. А кто из вас знает, какой сегодня праздник? Сегодня – День Св. Валентина – день всех влюбленных! Я вас всех поздравляю и желаю (обязательно) влюбиться, пусть не сегодня, не сейчас…но пусть все – таки коварный мальчишка Купидон поразит однажды ваше сердце, вашу душу своей волшебной стрелой! Так уж получилось (а может и не случайно совпало), что именно в такой день мы будем думать и говорить с вами о делах сердечных, о том, что во все времена волновало и волнует души людей – о любви!
Зажжем свечи! И пусть они напомнят нам о двух горящих любовью сердцах. Это свечи – символы.
А помогут нам в нашем разговоре, конечно, замечательные писатели, чьи произведения мы изучали с вами на наших уроках. Многие герои, истории их жизни показались вам интересными. А многие страницы, поведавшие о них, стали любимыми.
Вы видите на доске записана тема урока: «ПЕРЕКЛИЧКА ВЕКОВ: ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ».
Сегодня мы вместе подумаем над тем, почему многие события, многие образы, о которых когда-то поведали миру (рассказали своим читателям) замечательные мастера художественного слова, казалось бы «ушли во тьму», но «не исчез их след»… «След», который оставили они в душах людей, узнавших о них.
Вы помните, какое слово просит выложить Кая Снежная Королева из осколков льда? (в сказке Г. – Х. Андерсена «Снежная Королева») – ВЕЧНОСТЬ.

Что значит это слово? (вопрос к учащимся)

Учащиеся: «ВЕЧНОСТЬ» - это очень долгое время, бесконечность.
«ВЕЧНЫЙ» - не перестающий существовать, сохраняющийся на многие века.
Учитель: «Вечные образы» - это художественные образы, которые будучи однажды созданы, приобретают настолько очевидную общечеловеческую ценность и значимость (они как бы выражают, воплощают мысли и чувства всех людей, всех времен и народов), что впоследствии вновь и вновь возникают в творчестве писателей самых разных эпох.
Всякий раз, безусловно, время (эпоха) вносит свои «поправки» - изменяются в чем-то и наши любимые герои, и события – обстоятельства – условия жизни. Но смысл, суть этих образов остается неизменной во все времена – они становятся «вечными».
Чтобы убедиться в этом, нужно изучить не одно произведение, а несколько. И каждое из них постараться понять в «контексте» других – одно с другими написанными на одну и ту же тему. МЫ ВЫБРАЛИ С ВАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ЛЮБВИ.
Итак, Снежная Королева хотела навечно заморозить сердце (душу) Кая, чтобы он никогда больше не вспомнил ни о Герде, ни о ее горячем сердце, ни о любви. Но у нее ничего не вышло. Герда и Кай прошли через множество преград, которые все время подстраивала им Снежная Королева. Они с честью вынесли все испытания. Мы полюбили Герду и Кая за их горячие сердца, за доброту и отзывчивость, за смелость и находчивость, за умение дружить и любить. Их НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБВИ не страшны были НИКАКИЕ ИСПЫТАНИЯ.
Красивая сказка…
Но перенесемся в мир более реальных героев, образов, которые как будто списаны авторами с самой жизни. Давайте сравним три произведения художественного слова:

  1. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (16 в., 40-е годы);
  2. В. Шекспир «Ромео и Джульетта» (16 в., Италия, Верона);
  3. Г. Щербакова – автор сценария и режиссер-постановщик собственной повести «Вам и не снилось» (начало 1980-х)

Продолжение повести захотели прочитать почти все ученики, чтобы потом не только обсудить, но и попробовать написать своре (в качестве творческого задания – по желанию учащихся)

Обсуждение (вопросы учителя и примерные ответы учащихся, отзывы).

1. В ЧЕМ СУТЬ КОНФЛИКТА В ЭТИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ? (Конфликт – столкновение двух враждующих сторон
Князь Петр, его жена Феврония, простолюдинка и бояре, которые выступили против низшего сословия – ВРАЖДА СОСЛОВИЙ Семьи Монтекки и Капулети – ФЕОДАЛЬНЫЕ РАСПРИ, борьба за господство в городе, борьба ЗА ВЛАСТЬ Две семьи (Лавочкины и Шевченко) – воспоминания о юности, о первой любви и ревность рождают «вражду» (НЕДРУЖЕЛЮБНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМИ представителями семей)
2. И на такой «неблагодатной почве» рождается светлое чувство – любовь двух юных представителей враждующих сторон. КАК ЭТО ПРОИЗОШЛО, ВЫ ПОМНИТЕ?
Февронию вызвали лечить струпы (язвы) Петра (заразился кровью убитого им змия). Она полюбила первая и сразу при первой встрече (один струп не залечивался ею, чтобы еще раз вернуться и увидеть Петра). Ромео уже был влюблен в другую девушку (Розалинду), но случайная встреча на маскараде у Монтекки решила его судьбу.
Первое признание – в саду (2 акт, 2 сцена).
Они случайно встретились при переезде в новый дом. Они – соседи. Потом они оказались в одном классе (их объяснение у бассейна с надувными игрушками).

Ответы и отзывы учащихся.
И ВСЯКИЙ РАЗ ЭТО БЫЛА ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА…
Давайте вместе с нашими актерами перенесемся в ту сказочно-волшебную ночь… Луна, звезды… Ароматы цветущего сада… И музыка… Волшебная музыка… Это поет душа влюбленного… Вы слышите ее голос?.. (звучит скрипка. Идет сцена из трагедии. Затем – отзывы ребят об игре актеров - одноклассников).

3. Но враждующие стороны начинают «строить козни». ВЛЮБЛЕННЫХ ХОТЯТ РАЗЛУЧИТЬ… КАК?
Наговоры бояр на Февронию (не верят в ее способности врачевать; обвиняют в воровстве; боярские жены не хотят, чтобы «над ними была неродовитая»; зависть). Сцена в лодке – тоже испытание Февронии. БОЯРЕ ИЗГОНЯЮТ ФЕВРОНИЮ, но уходит она вместе с Петром, который верен супружескому долгу, - они поженились, обвенчались. Бояре и после смерти Петра и Февронии не дают им покоя (хоронят в разных гробах вопреки их последнему желанию). РАЗЛУКА. КРОВНАЯ МЕСТЬ ЗА СМЕРТЬ Тибальта, которого убил Ромео. Ромео изгнан из Вероны. Джульетту должны выдать замуж за Париса (никто не знает пока о их любви…).
Ромео и джульетта вынуждены расстаться (о чем свидетельствует целая цепочка событий трагедии Шекспира).
РАЗЛУКА.
Любовь и разлука – и здесь – «две верных подруги». Поездка на практику летом. Рома переходит в другую школу (по настоянию матери с помощью директора школы). «Болезнь» бабушки – Рома уезжает в Ленинград.
РАЗЛУКА.
(Отрывок из фильма. Сцена в парке – звукозапись).

РАЗЛУКА – РАЗЛУКА – РАЗЛУКА

4. Но все-таки у наших героев были единомышленники – их друзья-помощники.
Петру и Февронии помогает вера в Бога, сам Бог благословляет их любовь, он им и судья и помощник.
И после смерти Он не оставил их – Петр и Феврония – в одном гробу.
Друзья Ромео – Меркуцио, Бенволио, брат Лоренцо, няня (кормилица Джульетты); справедливый князь (герцог) Веронский – Эскал. Весь класс и «Танечка» (классный руководитель) на стороне Ромы и Кати.
Они оберегают их любовь, помогают им в трудные минуты.

Сцена из трагедии. Акт 2, сцена 5.
Кормилица стала тайной поверенной в сердечных делах Джульетты. Это сама доброта. Не случайно, многим из вас очень понравилась эта женщина, особенно та сцена, где «шепчутся» («секретничают») две подруги.
Отзывы ребят об игре «актеров».

5. ФИНАЛ. Каков он в каждом из этих произведений?
Как только Петр сообщил Февронии о том, что ему пора умереть, она бросила свою работу – небесную вышивку и ушла в мир иной вместе с ним. ОНИ ЖИЛИ БЕЗ ОБМАНА, ПРАВЕДНО – ТОЛЬКО ВЕРА СПАСЛА ИХ ЛЮБОВЬ Обман, на который согласились Ромео и Джульетта не спас их любовь. Они погибли оба – в один день и час, а вместе с ними – их любовь. Поэтому «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте. Но эта история любви – урок для будущих поколений влюбленных, для всех людей. Рома и Катя не прячут свои чувства, они рассказали о своем чувстве родителям сразу. Такая откровенность пугает взрослых, тем более еще свежи «раны» их собственного первого чувства. ИХ ЛЮБОВЬ – ОТКРЫТАЯ, ЧИСТАЯ, это светлое чувство, которое все равно победит всех «врагов».
НОВЫЕ Ромео и Джульетта (маленькие дети смотрят на них).
ЛЮБОВЬ ПРЕДОТВРАТИТ НЕСЧАСТЬЕ. Рома остался в живых (в кинофильме в отличие от самой повести).
6. ВЫВОД. Идея произведения. ЗАЧЕМ ОНИ НАПИСАНЫ? Это своего рода «ПОУЧЕНИЯ» всем нам – и детям, и взрослым.
Даже смерть не преграда для влюбленных. И после смерти они будут рядом. Это прекрасное чудо всей «Повести…» ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ!
Это поняли бояре и причислили к лику святых Петра и Февронию.
Войны и междоусобные распри – это «противные всему человеческому роду события» (Л.Толстой). они приносят только боль и страдания людям: НЕВИННЫЕ ДЕТИ (их любовь) ПРИНЕСЕНЫ В ЖЕРТВУ. Примирение семей – увы, после смерти детей. НЕЛЬЗЯ ПОСТРОИТЬ СЧАСТЬЕ («взрослых») НА НЕСЧАСТЬЕ (собственных детей).
И «отцы» и «дети» излечились любовью своих детей – они сделали первые шаги навстречу друг другу, пройдя нелегкий путь, через предательство, разочарование, неверие.

Погасли свечи… но образы двух влюбленных с нами навечно! А КАКИЕ ЕЩЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВАМ ИЗВЕСТНЫ ОБ ЭТОМ ПРЕКРАСНОМ ЧУВСТВЕ?

  • Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
  • Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»;
  • А. Островский «Снегурочка» и др.

Вы все поняли сами. Об этом говорят ваши рисунки (показать несколько рисунков). На них образы-символы вечной темы «ЛЮБОВЬ». Пока жив человек – живет и любовь, но когда он умирает, ЕЕ, СЛОВНО ЭСТАФЕТУ, ПОДХВАТЫВАЮТ ДРУГИЕ ПОКОЛЕНИЯ… И так продолжается ВЕЧНО. И ЭТО НЕ СОН!
Звучит музыка из кинофильма «Вам и не снилось». Впереди нас ждут лучшие страницы мировой литературы О ВЕЧНОЙ ЛЮБВИ!
Такой урок – наша общая (учителя и учеников) творческая лаборатория, наши совместные творческие исследования. Ведь здесь, под влиянием слова, музыки, жеста рождаются и растут чувства эмпатии (сопереживания) и эйдетизма (перевоплощения). Ученик – и зритель, и участник, и творец, получивший заряд эмоций и энергии на восприятие темы. В урок включен элемент тайны, загадки: горящие свечи, «живая» музыка, костюмы, отдельные элементы декораций… и актеры – одноклассники, которые играют свои роли. И все это так близко, что можно даже прикоснуться к Ромео и Джульетте… А они совсем такие же, как ты и я. И все это для всех, кто в «зале», и – только для тебя одного.
Урок этот – всегда – всегда трибуна и сцена, где может выступить каждый ученик. Он особый в череде других не только по содержанию, но и по форме. Здесь используются и спектакль, и режиссура, учитывающая специфику этого предмета, что помогает ярче представить героев, события, эпоху, мотивы поступков.
Конечно, учитель хорошо знает, что театр – это все равно в какой-то степени идеальный мир. А как сделать так, чтобы он сумел защитить подрастающего человека в мире реальном? Важнейший способ – обсуждать реалии повседневной жизни и переводить их в образный план. Спектакли, разыгрываемые прямо на уроке, в которых принимают участие абсолютно все дети и делают все легко, весело, успешно, - это в основном спектакли-экспромты. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, он позволяет не быть актером, предполагает сиюминутное созидание. Все неудачи участников импровизированной сцены оправданы заранее: никто не знал, какая у него будет роль, никто не готовился к игре. А поэтому, почему не попробовать, например, пересказать фрагмент художественного текста от лица одного из персонажей, да еще и «показать» (сыграть роль) его. Или на ходу инсценировать диалог своих сверстников, может быть, или разыграть в лицах какую-то неожиданную бытовую ситуацию. Можно попробовать перевоплотиться даже в трех богатырей с картины В.Васнецова и в грачей, которые прилетели (по пейзажу Саврасова) или… или…
Во-первых, даже такие «детские» спектакли несут в себе пласты общечеловеческого смысла. Во-вторых, ребята вырастают, и им хочется осмыслить свои проблемы – проблемы сегодняшнего поколения, нравственные в том числе.
Урок-игра, урок-спектакль – это тренинг, меняющий внутренний мир и нередко внешний облик человека. Вот лишь небольшие фрагменты отзывов моих учеников на подобные уроки.
«Я даже не подозревала, что проблемы нравственности так волнуют подрастающее поколение, то есть моих ровесников. Сейчас ведь, говорят, молодежь забыла о совести и чести. Но так много и интересно говорили ребята сегодня на эту тему. Ни приводили примеры из жизни и из литературных произведений. Самое главное, что я поняла – жизнь не литература, не театр, а мы сами»
«Это был урок, точнее сказать, это был доверительный разговор о проблемах нравственности в нашей жизни и в литературных произведениях. Как тяжело и как легко одновременно высказывать свою точку зрения при чужих людях»
«Я и мои подруги ставили трагедию, где я играла главную роль. Участие в этой постановке доставило мне огромное удовольствие. Ты ведь знаешь, как я люблю участвовать в наших театральных постановках. И вообще я очень люблю театр!»
«Татьяна Ивановна попросила помочь ей подготовиться к уроку и мы, конечно, не могли ей отказать. А задание было такое: инсценировать всем известную сказку в разных жанрах. В течение недели мы готовили костюмы, писали «сценарии» сказки «Три поросенка» в разных жанрах – детектива, трагедии, музыкальной комедии и рекламы. Подобрали музыку, изготовили декорации… И вот урок-премьера! Мне кажется, мы произвели впечатление даже на самых строгих учителей – членов жюри. А все ребята были просто в восторге!»
«У всех выступающих были прекрасные костюмы, и на это тоже следует обратить внимание: выдумка, чувство юмора, находчивость сделали свое дело. Я думаю, такие уроки-спектакли стоит проводить почаще, ведь это интересно и нужно нам, ученикам. Здесь развиваются наш интеллект, наши творческие способности. И мы в 8-а будем продолжать в том же духе!»
«Как настоящие актеры, мы готовимся всегда долго к выходу. В классе в такие моменты суета, пахнет гримом, шуршат юбками «героини», примеряют фраки и котелки «герои». Кто-то в сторонке, волнуясь, повторяет слова – роль зубрит до последней минуты. Настроение у всех приподнятое, глаза блестят… Конечно, все эти мероприятия нужны, мы к ним готовимся как к празднику. Это сплачивает наш классный коллектив. Но есть и минусы: нужны постоянные репетиции… Но мне даже нравится, что я постоянно занят, некогда бездельничать. Я артистом быть не собираюсь, но умение держаться на сцене, надеюсь пригодится в жизни, и мне в том числе»
«Да, такие уроки учат нас любить, радоваться и верить в лучшее»
А эти отзывы значат для меня: «И стоило жить и работать стоило!» (В.Маяковский).
Большой мир, в который так скоро войдут наши дети, так скуп на радости, значит тем более пора вспомнить об истинных ценностях. В этом и состоит задача искусства вообще, литературы и театра в частности. А это особенно важно: пробудить, а потом не заглушить источник света в душе ребенка – в этом смысл всех наших творческих поисков на наших школьных уроках, где ученики получают «энергетический импульс к гуманитарному мышлению, к экологии культуры», здесь происходит постепенно наработка «интеллектуального гумоса» путем создания «творческого ландшафта» (по Д.Андрееву).
Детям нравится, как мы работаем с источником – отходим от зубрежки и простого воспроизведения текста: проникая, понимаем; понимая, вбираем; вбирая, делаем достоянием своей души. Человек, сыгравший Ромео и Джульетту, Дон Кихота или Санчо Пансу, Снегурочку или Леля, Татьяну Ларину или Евгения Онегина, прочел хоть однажды радужные рождественские колядки с пожеланиями счастья, несет в себе сияние добрых чувств. И потом (как и Рождественская Звезда) он подарит этот свет другим людям. И это будет уже другая премьера – он состоится как Человек.