«Театр – великая школа, глубоко ее назначение: он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой полезный урок и при блеске торжественного освещения, при громе музыки показывает смешное привычек и пороков или высокотрогательное достоинств и возвышенных чувств человека»
Н.В. Гоголь
Что мы знаем о наших воспитанниках? Чего они хотят? Что любят? Что им нравится в нас, взрослых? Сегодня почти в каждом журнале, газете публикуются различные анкеты, опросники, которые предлагают психологи и социологи, экономисты и журналисты. Все непременно хотят знать, кто самый популярный политик, писатель, артист, музыкант, сколько потребляется того или иного продукта в том или ином городе в день, за месяц, за год ,какие качества привлекают сегодня людей в друг друге… Появилось немало анкет, тестов, адресованных детям. Я согласна с тем, что это один из способов узнать глубже ребят, их интересы, отношение к школе и к нам, учителям. Ребята охотно раскрываются в этой «игре», особенно если вопросы сформулированы интересно. Но мой рассказ – о другой «игре», которую я предлагаю свои м детям на уроках литературы, и играем мы в нее все вместе – и с удовольствием.
Мой рассказ – о театре, о школьном театре и уроках литературы. Образование и театр – как взаимосвязаны эти понятия?
Нет необходимости говорить о силе сценического искусства. Нравственное, воспитывающее влияние художественных образов, творимых искусством актера непосредственно перед зрителем, убедительность условного языка сцены, великолепие классического русского и зарубежного репертуара, острые «проблемные» спектакли о современности, разнообразие режиссерских почерков и актерской игры, резко выраженная индивидуальность отдельных актеров – все это представляет собой огромную культурную ценность для развития и обогащения духовного мира юных зрителей.
То, что искусство всегда служило важнейшим способом передачи всечеловеческого опыта – известно. В этом заключается его образовательный эффект. Однако, человек, приходящий в театр в качестве зрителя, учится особым способом: впитывая саму атмосферу театра, эмоционально переживая через сценическое действие свой собственный опыт. Переживание идет через столкновение идеалов с действительностью, и в результате раскрываются человеческие чувства, мотивы поступков, что способствует иногда переосмыслению своих жизненных ценностей, нравственных позиции.
А человек, приходящий в театр, чтобы играть, - как и чему учится он? И человек этот – не профессиональный актер, а ребенок. С чего вообще начинается игра? С вслушивания в окружающий мир. С умения наблюдать его, размышлять над ним. А сама игра, по словам Д.Б. Эльконина, - верный способ освоения жизни. Это взаимосвязанный процесс: постижение мира через игру и игра как способ раскрытия человека. Постижение, «проигрывание» мира и легло в основу процесса обучения, потому что каждый ребенок, каждый подросток способен ярко и многогранно воспринимать окружающую его жизнь, надо только помочь ему выразить себя, научить общаться с миром.
Следовательно, речь идет о том, чтобы как можно раньше начать разговор о театре с нашими учениками и вести его на протяжении всех школьных лет, следуя определенной системе, прибегая к таким формам и видам работы, которые будут основываться на реальных интересах и умениях учащихся и в то же время поведут их дальше, к новому знанию, к новому переживанию и новому умению.
Явная зависимость театральных знаний и интересов учащихся от школы обязывает нас с большим вниманием отнестись к этой области культуры, и особая ответственность здесь ложится на учителя-словесника. Чтобы театр действительно стал помощником учителя и источником нравственно-эстетического воспитания школьников, необходимо придерживаться определенной системы и в сообщении учащимся знаний о театре.
В процессе изучения программных литературных произведений мои ученики, начиная с 5 класса, последовательно знакомятся с театром и языком театрального искусства. Интерес к этой области знаний и впечатлений поддерживается и направляется посещением лучших спектаклей профессиональных театров, школьно самодеятельностью, работой театрально – драматического кружка. Вся эта работа подчинена литературно-образовательным целям и органически входит в систему преподавания литературы.
Видимо формирование души, воспитание чувств – святейшая обязанность преподавателей гуманитарных наук. Предмет словесника настолько человечен – гуманитарен в самом прямом значении этого слова, что его может иссушить не только формальный подход, но и излишняя рациональность. Поэтому своеобразной «точкой отсчета» в подготовке и проведении уроков литературы стал для меня театр. Театр как игра, как школа жизни, как храм творчества, искусства. И как ни странно, я чувствую себя и актером, и режиссером всякий раз, когда вхожу в класс, как на подмостки сцены. Как режиссер, строю свой «спектакль», как актер, играю в нем самые разные роли. И я пришла к убеждению, что моя профессия не так уж далека от театра. Каждый урок – как премьера.
В спектакле не может быть пустот, каждое мгновение сценической жизни должно быть заполненным. Перед выпуском к режиссеру сходятся все детали спектакля, все нити, вне его понимания не остается ни один участник массовки. Так и на уроке. Мне, правда, не всегда удается быть предельно внимательной и чувствовать каждого ученика в классе, но зато знаю, что ребята с удовольствием принимают условия моей игры. Уроки литературы привлекают их прежде всего своей неодинаковостью. Сегодня, например, класс активно работает, отвечают почти все, дополняя друг друга, а «режиссер» только руководит, а завтра «на сцене» только «заглавные актеры», или самые сильные ученики. А может быть и так: учитель или ученик рассказывает весь урок (ребята взрослеют, им надо привыкать и к лекциям) – «театр одного актера».
Что нужно, чтобы родился ученик, мыслящий творчески? Нужно, чтобы урок прошел как спектакль, как игра, где каждый может приобщиться к творчеству, испытать себя. Здесь уместно обогатить привычную форму урока и его атмосферу внесением «специальных деталей»: рукописей, подлинных вещей той эпохи, о которой идет речь, танцев, декораций, костюмов, слайдов, музыки и, если возможно живописи. И даже внешний облик учителя играет огромную роль: его глаза, его увлеченность и взволнованность, даже одежда и прическа (согласитесь, появиться в «мини» в 14 веке, наверное, неловко).
«мне важно настроение учителя. Если оно захватывает меня, я тоже увлекаюсь. Тогда я все понимаю», - пишет в своем отзыве на урок ученик 8 – го класса. Как не учесть этого учителю в своей работе?
Вот примерный конспект одного такого урока.
Тема: «ПЕРЕКЛИЧКА ВЕКОВ: ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ».
Предмет: литература
Класс: 8 класс с углубленным изучением литературы
Эпиграфы к уроку (на доске):
- Они ушли во тьму, но не исчез их след…(В.Шекспир)
- Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И.С. Тургенев)
- Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак, … она из несчастья делает счастье. (Л.Н. Толстой)
Программа:
1). Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. 5-11 классы / Под ре.д. В.Г.Маранцмана. – М.., «Просвещение», 1992.;
2). Программа литературного образования. 5-9 классы. / Под ред. В.Г.Маранцмана. – М., «Просвещение», 2007.
Дополнительное время, необходимое на внеклассную работу с учащимися по данному проекту: не менее 10-15 часов (подготовка всех необходимых атрибутов, декораций, костюмов, репетиции инсценировки)
Цель урока: Публичное представление интеллектуальных и творческих способностей учащихся, раскрывающихся в ходе эвристической беседы в течение всего открытого урока, достигнутых в совместном, коллективном созидании – создании нестандартного урока-премьеры (с элементами дискуссии)
Задачи урока:
обучающие: формирование умений и навыков проведения эвристической беседы (с элементами дискуссии и сценической интерпретацией отдельных сцен изучаемых произведений литературы); выразительного, художественного, чтения литературных текстов с глубоким проникновением в содержание художественного пространства с целью его дальнейшего анализа (опыт самостоятельного анализа); творческая попытка создания сценического образа героя литературного произведения; «технического» оснащения мини-спектакля (костюмы, декорации, музыкальное сопровождение и т.п.)
развивающие: формирование основных понятийных знаний о причинах сходства и различия произведений разных эпох на сходные темы и проблемы; элементах композиционного развития сюжетов и образов; системе образов; значимости финальных эпизодов.
воспитательные: воспитание духовно-нравственной культура у учащихся среднего – «переломного» - возраста, понимания непреходящей ценности самого важного в жизни каждого человека – веры и надежды на победу добра над злом, всепобеждающей силы любви и правды.
Функции учителя во время хода урока: ведение эвристической беседы с учащимися
Необходимые атрибуты:
- «Живая музыка» - ученица Л. Кузнецова играет на скрипке (Ф. Паус «Сказка» и Майкапар «Вечерняя песня»);
- Аудиозапись и видеозапись: фрагмент финала кинофильма «Вам и не снилось» и песня из кинофильма «Вам и не снилось» (композитор А.Рыбников, поэт Р.Тагор);
- Рисунки учащихся на тему: «Вечные образы – символы»;
- Отзывы учащихся о прочитанных произведениях (отрывки из творческих работ);
- Два подсвечника и две свечи (зажигаются в начале урока и горят до его окончания);
- Костюмы для актеров (готовят сами учащиеся), грим;
- «Живые» страницы из трагедии В.Шекспира (два отрывка из трагедии «Ромео и Джульетта»: сцена на балконе после бал-маскарада – акт 2, сцена 2; Джульетта и Кормилица – акт 2, сцена 5).
Учитель: Всем – здравствуйте! Добрый день! Сегодня 14 февраля. А кто из вас знает, какой сегодня праздник? Сегодня – День Св. Валентина – день всех влюбленных! Я вас всех поздравляю и желаю (обязательно) влюбиться, пусть не сегодня, не сейчас…но пусть все – таки коварный мальчишка Купидон поразит однажды ваше сердце, вашу душу своей волшебной стрелой! Так уж получилось (а может и не случайно совпало), что именно в такой день мы будем думать и говорить с вами о делах сердечных, о том, что во все времена волновало и волнует души людей – о любви!
Зажжем свечи! И пусть они напомнят нам о двух горящих любовью сердцах. Это свечи – символы.
А помогут нам в нашем разговоре, конечно, замечательные писатели, чьи произведения мы изучали с вами на наших уроках. Многие герои, истории их жизни показались вам интересными. А многие страницы, поведавшие о них, стали любимыми.
Вы видите на доске записана тема урока: «ПЕРЕКЛИЧКА ВЕКОВ: ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ».
Сегодня мы вместе подумаем над тем, почему многие события, многие образы, о которых когда-то поведали миру (рассказали своим читателям) замечательные мастера художественного слова, казалось бы «ушли во тьму», но «не исчез их след»… «След», который оставили они в душах людей, узнавших о них.
Вы помните, какое слово просит выложить Кая Снежная Королева из осколков льда? (в сказке Г. – Х. Андерсена «Снежная Королева») – ВЕЧНОСТЬ.
Что значит это слово? (вопрос к учащимся)
Учащиеся: «ВЕЧНОСТЬ» - это очень долгое время, бесконечность.
«ВЕЧНЫЙ» - не перестающий существовать, сохраняющийся на многие века.
Учитель: «Вечные образы» - это художественные образы, которые будучи однажды созданы, приобретают настолько очевидную общечеловеческую ценность и значимость (они как бы выражают, воплощают мысли и чувства всех людей, всех времен и народов), что впоследствии вновь и вновь возникают в творчестве писателей самых разных эпох.
Всякий раз, безусловно, время (эпоха) вносит свои «поправки» - изменяются в чем-то и наши любимые герои, и события – обстоятельства – условия жизни. Но смысл, суть этих образов остается неизменной во все времена – они становятся «вечными».
Чтобы убедиться в этом, нужно изучить не одно произведение, а несколько. И каждое из них постараться понять в «контексте» других – одно с другими написанными на одну и ту же тему. МЫ ВЫБРАЛИ С ВАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ЛЮБВИ.
Итак, Снежная Королева хотела навечно заморозить сердце (душу) Кая, чтобы он никогда больше не вспомнил ни о Герде, ни о ее горячем сердце, ни о любви. Но у нее ничего не вышло. Герда и Кай прошли через множество преград, которые все время подстраивала им Снежная Королева. Они с честью вынесли все испытания. Мы полюбили Герду и Кая за их горячие сердца, за доброту и отзывчивость, за смелость и находчивость, за умение дружить и любить. Их НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБВИ не страшны были НИКАКИЕ ИСПЫТАНИЯ.
Красивая сказка…
Но перенесемся в мир более реальных героев, образов, которые как будто списаны авторами с самой жизни. Давайте сравним три произведения художественного слова:
- «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (16 в., 40-е годы);
- В. Шекспир «Ромео и Джульетта» (16 в., Италия, Верона);
- Г. Щербакова – автор сценария и режиссер-постановщик собственной повести «Вам и не снилось» (начало 1980-х)
Продолжение повести захотели прочитать почти все ученики, чтобы потом не только обсудить, но и попробовать написать своре (в качестве творческого задания – по желанию учащихся)
Обсуждение (вопросы учителя и примерные ответы учащихся, отзывы).
1. В ЧЕМ СУТЬ КОНФЛИКТА В ЭТИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ? (Конфликт – столкновение двух враждующих сторон | ||
Князь Петр, его жена Феврония, простолюдинка и бояре, которые выступили против низшего сословия – ВРАЖДА СОСЛОВИЙ | Семьи Монтекки и Капулети – ФЕОДАЛЬНЫЕ РАСПРИ, борьба за господство в городе, борьба ЗА ВЛАСТЬ | Две семьи (Лавочкины и Шевченко) – воспоминания о юности, о первой любви и ревность рождают «вражду» (НЕДРУЖЕЛЮБНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМИ представителями семей) |
2. И на такой «неблагодатной почве» рождается светлое чувство – любовь двух юных представителей враждующих сторон. КАК ЭТО ПРОИЗОШЛО, ВЫ ПОМНИТЕ? | ||
Февронию вызвали лечить струпы (язвы) Петра (заразился кровью убитого им змия). Она полюбила первая и сразу при первой встрече (один струп не залечивался ею, чтобы еще раз вернуться и увидеть Петра). | Ромео уже был влюблен в другую девушку (Розалинду), но случайная встреча на маскараде у Монтекки решила его судьбу. Первое признание – в саду (2 акт, 2 сцена). |
Они случайно встретились при переезде в новый дом. Они – соседи. Потом они оказались в одном классе (их объяснение у бассейна с надувными игрушками). |
Ответы и отзывы учащихся. |
||
3. Но враждующие стороны начинают «строить козни». ВЛЮБЛЕННЫХ ХОТЯТ РАЗЛУЧИТЬ… КАК? | ||
Наговоры бояр на Февронию (не верят в ее способности врачевать; обвиняют в воровстве; боярские жены не хотят, чтобы «над ними была неродовитая»; зависть). Сцена в лодке – тоже испытание Февронии. БОЯРЕ ИЗГОНЯЮТ ФЕВРОНИЮ, но уходит она вместе с Петром, который верен супружескому долгу, - они поженились, обвенчались. Бояре и после смерти Петра и Февронии не дают им покоя (хоронят в разных гробах вопреки их последнему желанию). РАЗЛУКА. | КРОВНАЯ МЕСТЬ ЗА СМЕРТЬ Тибальта, которого убил Ромео. Ромео изгнан из Вероны. Джульетту должны выдать замуж за Париса (никто не знает пока о их любви…). Ромео и джульетта вынуждены расстаться (о чем свидетельствует целая цепочка событий трагедии Шекспира). РАЗЛУКА. |
Любовь и разлука – и здесь – «две верных подруги». Поездка на практику летом. Рома переходит в другую школу (по настоянию матери с помощью директора школы). «Болезнь» бабушки – Рома уезжает в Ленинград. РАЗЛУКА. (Отрывок из фильма. Сцена в парке – звукозапись). |
РАЗЛУКА – РАЗЛУКА – РАЗЛУКА |
||
4. Но все-таки у наших героев были единомышленники – их друзья-помощники. | ||
Петру и Февронии помогает вера в Бога, сам Бог благословляет их любовь, он им и судья и помощник. И после смерти Он не оставил их – Петр и Феврония – в одном гробу. |
Друзья Ромео – Меркуцио, Бенволио, брат Лоренцо, няня (кормилица Джульетты); справедливый князь (герцог) Веронский – Эскал. | Весь класс и «Танечка» (классный руководитель) на стороне Ромы и Кати. Они оберегают их любовь, помогают им в трудные минуты. |
Сцена из трагедии. Акт 2, сцена 5. |
||
5. ФИНАЛ. Каков он в каждом из этих произведений? | ||
Как только Петр сообщил Февронии о том, что ему пора умереть, она бросила свою работу – небесную вышивку и ушла в мир иной вместе с ним. ОНИ ЖИЛИ БЕЗ ОБМАНА, ПРАВЕДНО – ТОЛЬКО ВЕРА СПАСЛА ИХ ЛЮБОВЬ | Обман, на который согласились Ромео и Джульетта не спас их любовь. Они погибли оба – в один день и час, а вместе с ними – их любовь. Поэтому «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте. Но эта история любви – урок для будущих поколений влюбленных, для всех людей. | Рома и Катя не прячут свои чувства, они рассказали о своем чувстве родителям сразу. Такая откровенность пугает взрослых, тем более еще свежи «раны» их собственного первого чувства. ИХ ЛЮБОВЬ – ОТКРЫТАЯ, ЧИСТАЯ, это светлое чувство, которое все равно победит всех «врагов». НОВЫЕ Ромео и Джульетта (маленькие дети смотрят на них). ЛЮБОВЬ ПРЕДОТВРАТИТ НЕСЧАСТЬЕ. Рома остался в живых (в кинофильме в отличие от самой повести). |
6. ВЫВОД. Идея произведения. ЗАЧЕМ ОНИ НАПИСАНЫ? Это своего рода «ПОУЧЕНИЯ» всем нам – и детям, и взрослым. | ||
Даже смерть не преграда для влюбленных. И после смерти они будут рядом. Это прекрасное чудо всей «Повести…» ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ! Это поняли бояре и причислили к лику святых Петра и Февронию. |
Войны и междоусобные распри – это «противные всему человеческому роду события» (Л.Толстой). они приносят только боль и страдания людям: НЕВИННЫЕ ДЕТИ (их любовь) ПРИНЕСЕНЫ В ЖЕРТВУ. Примирение семей – увы, после смерти детей. | НЕЛЬЗЯ ПОСТРОИТЬ СЧАСТЬЕ («взрослых») НА НЕСЧАСТЬЕ (собственных детей). И «отцы» и «дети» излечились любовью своих детей – они сделали первые шаги навстречу друг другу, пройдя нелегкий путь, через предательство, разочарование, неверие. |