Цель урока: анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, о самоотдаче, о желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками; развивать навыки чтения стихотворного текста и умение высказывать свое мнение о прочитанном.
Словарная работа: редут, картечь, сеча, лафет, бивак, кивер, улан, драгун.
Оборудование: портреты героев Отечественной войны 1812 года, репродукции картин А.Кондратьева «Бородино», Ф.Рубо «Бородинская панорама», рисунки обучающихся.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя
Стихотворение Лермонтова можно назвать поэтической летописью Бородинского сражения…
Н.Л.Бродский.
У Бородино французская армия расшиблась о русскую
А.П. Ермолов.
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 километрах к западу от Москвы, произошло генеральное сражение. М.Ю.Лермонтов к 25-летию Бородинского сражения написалстихотворение «Бородино», которое воспринимается как художественная иллюстрация к Бородинской битве, оказавшей решающее воздействие на исход кампании 1812 года. Но его содержание намного шире её событийных рамок. Основная тема стихотворения связана с раскрытием роли народа в исторических судьбах родины и государства.
Лермонтов нашел простую и в тоже время выразительную форму для освещения своей темы. Старый солдат – артиллерист рассказывает молодому «про день Бородина», о том, как русские солдаты и их боевые офицеры отстояли в труднейшем сражении свою честь, честь Отечества, показали врагу, «что значит русский бой удалый».
2. Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.
– Что же происходило под Бородино?
В этой войне столкнулись две силы. С одной
стороны – полумиллионная армия Наполеона (435000
французов), состоявшая только наполовину из
французов и включавшая, кроме них,
представителей всей Европы. Армия, опьяненная
многочисленными победами, возглавлявшаяся
прославленными маршалами и генералами во главе с
Наполеоном.
Ей противостояла русская армия, которая, которая
в начале войны представляла по численности одну
треть французской (120000). Противодействовали две
стратегии.
3. Сопоставительный анализ данных таблицы
Русская армия |
Французская армия |
1. Перед сражением в русской армии
отслужили молебен и понесли вдоль линии войск
считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей
Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении
решается судьба Москвы, а значит – России. 2. Поведение перед боем: русские сосредоточенны, посвящают свободное время подготовке к бою. 3. Потери русских – 45,6 тысяч человек. 4. В резерве – не более 5000 человек 5. Кутузов приказал отступить к Москве. |
1. Французским войскам зачитали приказ
Наполеона, который пытался возбудить в них
боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные
квартиры в Москве и громкую славу в случае
победы. 2. Французы ликуют, заранее празднуют победу. 3. Потери французов – от 50 до 58 тысяч человек. 4. В резерве – 19000 человек. 5. У Бородино французская армия расшиблась о русскую (генерал А.П.Ермолов) |
4. Чтение текста, картины боя (166-170 учебник В.Я.Коровиной)
5. Словарная работа (значение слов дано в сноске на странице 166-167, 169)
Объяснение терминов: редут, картечь, сеча, лафет, бивак, кивер, улан, драгун.
6. Чтение воспоминания очевидца сражения: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью: раскаленные пушки не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском…» (Л.Г.Фридман «1812 год в русской поэзии»)
– Какова главная мысль стихотворения Лермонтова? (Безмерная любовь русского народа к родной земле, его беззаветная преданность, желание защитить страну от ненавистных иноземцев)
7. Художественный анализ сцены Бородинского боя
– Какие слова помогают передать движение (10
строфа)? (Обращаю внимание на глаголы «двинулись»
и «промелькнули», предлог «сквозь»,
прилагательное – эпитет «летучий»)
– Какие зрительные образы и чувства возникают
при чтении 11 строфы?
– Какая часть речи помогает передать картину
сражения?
– Выбор каких глаголов показался вам
неожиданным?
– Почему нет эпитетов и сделано исключение лишь
для одного («кровавых») ?
– Как используется звукопись?
– Какие слова в 12 строфе усиливают картину ужаса
от происходящего?
– В каких словах звучит гордость и торжество?
8. Герои стихотворения – герои Бородина. Беседа по вопросам
– Хотя Лермонтов не дает описания внешности
рассказчика, как вы себе его представляете?
– От какого лица ведется повествование?
– О чем это говорит?
– Что мы узнаем об однополчанах старого
артиллериста?
– Как они проявляют себя до и во время боя?
– Можно ли их назвать героями?
– Чем можно объяснить наличие в тексте слов:
«мы», «наш», «наши», «все»?
– Каких героев Отечественной войны вы знаете?
(Рассказы подготовленных учеников о Кутузове и Барклай де Толли ? )
9. Обобщение.
Вопросы:
– Каков исход сражения?
– Чем можно объяснить, что при чтении
стихотворения не возникает ощущения поражения,
«опущенной головы» перед врагом?
– Какую оценку вы дадите исторической битве?
– Кто решил судьбу Бородина и России?
Лермонтов сумел показать масштабы и
серьезность сражения. Обида за гибель товарищей,
ненависть к захватчикам только сильнее
разжигали ярость у русских солдат. В единый образ
народа-победителя слились образ старого солдата
и его командира.
Всех героев охватывает чувство патриотизма,
готовность отдать свою жизнь за родину.
Неотделимы отвага народа, героизм, колоссальное
желание уничтожить врага, не дать ему
возможности ходить по родной земле. Все это можно
объединить словами: несокрушимая мощь русского
народа, который сумел в решающий момент истории
силой задержать врага, а хитростью выгнать его с
родной земли.
М. Лермонтов изображает народ в качестве
главного героя Отечественной войны. Судьбу
Бородина и России решил народ – такова позиция
поэта в вопросе о том, «кто…нам помог» в грозном
1812 году.
Профессор Н.Л.Бродский писал: «Стихотворение
Лермонтова можно назвать поэтической летописью
Бородинского сражения…»
Домашнее задание: выучить наизусть отрывок стихотворения.