"Каждый человек — творец" (по сказке Ганса Христиана Андерсена "Снежная королева")

Разделы: Литература


Цели:

  • Расширить знания обучающихся о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена, знакомить с формой составления синквейна;
  • развить навыки грамотной речи, обогатить словарный запас, творческие способности;
  • воспитывать умение ценить и беречь чувства любви и дружбы.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация к уроку; карточки с заданиями для команд; таблички: команда «Гансов» и команда «Христианов».

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы узнаем историю жизни датского сказочника Г.Х.Андерсена, поработаем над его одной сказкой, узнаем, что такое синквейн и научимся его составлять.

II. Фронтальный опрос.

- Детство любого человека немыслимо без сказок. Какие сказки вы знаете?

- А что такое сказка? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии)

- Чем отличается народная сказка от литературной?

III. Из биографии (презентация)

Слайд 1, 2, 3

- Перед вами портрет великого сказочника.

- В этом году 2 апреля исполняется 205 лет со дня рождения датского писателя Г.Х.Андерсена. И поэтому на сегодняшнем конкурсе учителей русского языка и литературы мы решили посвятить урок именно его творчеству.

Мы совершим путешествие по его сказочному миру. Класс разбит на две команды: команда «Гансов» и команда «Христианов». Какая из них лучше поработает и покажет себя с лучшей стороны, узнаем к концу урока.

- Но прежде, чем перейти к нашей работе, мы немного уделим внимание его биографии.

Слайд 4, 5, 6, 7, 8

Ганс Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Вы видите герб этого города. Каждый город имеет свой герб. Итак, Дания - страна лесов, гор, водного мира.

Родился будущий сказочник в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал их по-своему, приукрашивал их, и в новом виде рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло придти в его голову. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Когда он подрос, чего только он ни занимался — и башмаки чинил, и певцом был, и в школу танцев ходил.

В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлёк не актерский талант, а писательский дар.
В 1835 году ( в 30 лет) издает три сборника своих произведений под одним названием «Сказки, рассказанные для детей». Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Затем выходят самые знаменитые сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас».

Всего Андерсен написал 170 сказок.

Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ганса-Кристиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.
Сегодня мы поработаем над одной его сказкой. А вот над какой, вы разгадаете сами, прочитав только русские буквы.

Слайд 9. Разгадывание название сказки

Слайд 10, 11 - Правильно, это сказка «Снежная королева»

IV. Работа по тексту сказки.

1 этап. Восстановление сюжета. Самопроверка.

Слайд 12, 13.

-Сказку о Снежной королеве вы хорошо знаете с детства. А сейчас мы определим, кто лучше всех знаком с текстом. Перед вами иллюстрации к сказке. Ваша задача - расположить эти картинки в той последовательности, в которой они расположены в сюжете сказки. ( Ребята выполняют задание. Оценивается работа той группы, кто закончит первым.)

2 этап. Выразительное чтение отрывков из сказки

Слайд 14, 15,16,17

- Каждая команда представляет для озвучивания картинки двух чтецов. Следующий этап работы – выразительное чтение отрывков из сказки.

Слайд 14. Кай и Герда не были родственниками, но любили друг друга, как брат и сестра.

Родители этих детей жили под самой крышей двух смежных домов, которые стояли так близко друг к другу, что кровли их почти соприкасались.

Обе семьи достали себе по большому деревянному ящику и разводили в них коренья для супа и зелень. Кроме того, в каждом ящике рос небольшой розовый куст; и кусты эти чудесно разрастались. Родители часто позволяли мальчику и девочке ходить друг к другу в гости и сидеть на скамеечке под розами. Как весело им было играть здесь!

Слайд 15.- Ай! – воскликнул вдруг мальчик. – Меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! – мальчик мигал, стараясь освободиться от соринки. – Должно быть, сама выскочила, - сказал он наконец.

Но в том-то и дело, что не выскочила. Это была не простая соринка, но крошечный осколок дьявольского зеркала, а мы, конечно, помним, что, отражаясь в нем, все великое и доброе казалось хуже и недостатки каждой вещи тотчас бросались в глаза. Бедняжка Кай! Теперь его сердце должно было превратиться в кусок льда.

- Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – Фу! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно! – закричал он вдруг.

Слайд 16.Это была Снежная королева. Она подхватила его, и они взвились и сели на черную тучу. Буря плакала и стонала, - казалось, она поет старинные песни. Кай и Снежная Королева летели над лесами и озерами, над морями и сушей. Под ними дули холодные ветры, выли волки, сверкал снег, пролетали с криком черные вороны, а над ними сиял большой ясный месяц. Кай смотрел на него всю долгую-долгую зимнюю ночь, а днем заснул у ног Снежной королевы.

Слайд 17.- Кай! Милый мой Кай! Наконец - то я тебя нашла!

Но он сидел все такой же неподвижный и холодный.

Тогда Герда заплакала; горячие слезы ее упали Каю на грудь, проникли ему в сердце, растопили ледяную кору, и осколок растаял. Кай вдруг разрыдался и рыдал так бурно, что осколок выпал у него из глаза, - его смыли слезы. И вот он узнал Герду и так обрадовался!

- Герда! Милая моя Герда! Где же это ты была так долго? Где я был сам? – И он оглянулся кругом. – Как здесь холодно, пустынно!

Итог к чтению. Обсуждение. Оценка.

Слайд 18. 3 этап. Бюро находок.

- В бюро находок нашлись предметы героев сказки. Узнаете ли, кому они принадлежат?

  • Руковички (Герда)
  • Зеркало (тролль)
  • Сушеная рыба (старуха лапландка)
  • Нож (маленькая разбойница)

Слайд 19. 4 этап. Следственный отдел.

- Раздаются предложения на листочках. Вы должны исправить фактические ошибки, т.е. те слова и события, которых в сказке не было.

  • Жил-был тролль, добрый-предобрый (злой-презлой) – сущий дьявол!
  • - Неужели ты спишь с ружьем (ножом)?- спросила ее Герда.
  • Когда Герда согрелась, поела и попила, старуха написала несколько слов на кусочке бумаги (вяленой треске).
  • Из льдин Кай складывал слова, но никак не мог сложить слово «любовь» («вечность»), чему ему особенно хотелось.

Слайд 20,21. 5 этап. Восстановление деформированного текста.

Самопроверка.

- Следующий этап работы – восстановление деформированного текста. За 1 мин. Вы выбираете в тексте правильные слова из трех вариантов.

На другой день Герду одели с ног до головы в (ситец, шелк, атлас) и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько (душе, сердцу, себе) угодно… Но она стала (приказать, кричать, просить), чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки: она решила снова уйти и бродить по белу свету, чтобы разыскать своего (родного, названого, любимого) братца.

Ей дали и (валенки, башмачки, туфли) и муфту, и красивое платье, а когда она простилась со всеми, к воротам подъехала новенькая карета из чистого золота с сияющими, как звезды гербами принца и принцессы. Принц и принцесса сами усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути.

- Все, кому встречается на пути Герда, помогают ей. Финка говорит, что Герде «служат люди и животные». Как вы думаете, почему? (потому что она добрая, настоящий друг, отзывчивая, смелая)

- Какая сила жила в сердце Герды в чем ее сила? (Сила Герды в ее мужестве, бесстрашии, в ее вере в собственные силы, в умении преодолевать препятствия).

6 этап. Физкультминутка.

- А теперь все встаем и делаем зарядку для бодрости. Все повторяют за мной движения.

Мы – снежинки, мы снежинки,
Мы – лучистые снежинки,
Мы на облаке сидим,
Ветер дунул – полетим.
Мы летали, мы летали!
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И снежинки быстро сдул.
Все снежинки полетели
И за парты тихо сели.

7 этап. Создание синквейна. Что такое синквейн?

- Немножко поразмялись и приступаем к письменной работе. Что такое синквейн и как его написать?

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану. (Определение обучающиеся записывают в тетрадях).

Правила написания СИНКВЕЙНа:

  • 1 строка – одно слово – тема, название стихотворения, обычно существительное.
  • 2 строка – два слова – описание темы, как правило, имена прилагательные.
  • 3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
  • 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
  • 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Примеры СИНКВЕЙНов:

Тайга
Зеленая, необъятная.
Растет, завораживает, дарит.
Щедра наша якутская тайга!
Красота!

Школа
Второй дом.
Пишу, кричу, сижу.
Волнение, радость, ссоры, дружба.
Класс.

- А сейчас попробуем сами составить СИНКВЕЙН на тему

1 группа: Герда, маленькая разбойница,

2 группа: Снежная королева, олень.

Каждый работает в своих тетрадях.

Представление выполненной работы команд.

После проведения СИНКВЕЙНа вопрос первой команде:

- Что заставило вас так думать о героях?

Вопрос второй команде:

- Почему подобрали такие характеристики?

- Молодцы, вот видите, вы почувствовали себя, хоть на мгновение, творцами. На вашем примере мы можем убедиться, что «Каждый человек – творец».

V. Итог урока.

Счет очков. Анализ по работе групп. Оценки. Что мы узнали на уроке? Чему учит сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева»?

- В финале сказки красота живого сердца побеждает красоту льда. После всего пережитого дети научились ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство.

- За всю свою жизнь сказочник написал много ярких, неповторимых сказок. Андерсен утверждал, что самые удивительные произведения вырастают из действительности. Его герои добиваются счастья благодаря мудрости, доброте, мужеству, а не с помощью волшебных сил. Читайте сказки и верьте в чудеса, ведь они происходят на самом деле.