«…Тенденция нашей эпохи стремиться к тому,
чтобы заместить во всём моральные двигатели
материальными» (Э.Ренан)
Литература - один из немногих предметов в курсе школьного образования, который касается души, учит сопереживать, помогать понять и простить, развить качества гуманной личности. Иными словами, литература - единственный предмет в школьном курсе, который говорит о душе и для души. И именно литература и её преподавание требует тщательной разработки общей концепции, определяющей направление развития методической науки, способствующей реализации стандарта образования. Согласно стандарту образования, приоритетными направлениями в методике преподавания литературы считают формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса и т.д. Прежде всего, эти направления касаются школьного курса литературы старших классов. При всем многообразии программ, методических пособий и рекомендаций трудно отдать предпочтение какому-либо из этих направлений. Но неизменным остается изучение отечественной литературы в курсе мирового литературного процесса. И это очень важно, так как для старшеклассника особенно ценно восприятие художественного произведения как целостной системы, базирующейся на единстве содержания и формы. Вспомним, что на этом пастулате базируется художественно-исторический метод, предложенный В.М.Жирмунским, который предполагает раскрытие социальной обусловленности событий и характеров, отношение к действительности как к факту социальному, и тем самым историческому.
Специфика изображения человека в литературе реализма, являющимся доминирующим направлением в литературе второй половины XIX века, развенчивала идеи, связанные с новыми антропологическими проблемами и продиктованные, прежде всего, общественно-политическими настроением самого общества. Следствием чего стало обращение писателей к внутреннему миру меркантильных страстей человека, что, в свою очередь, обнаруживало связь с международными литературными взаимодействиями, с влиянием современных литературных образцов.
Напомним, что реализм в зарубежной литературе окрыто заявил о себе в 30-40-е годы XIX века. И ключевой фигурой французской литературы этого периода, бесспорно, является Оноре де Бальзак. По его мнению, «жизнь - это чередование всяких комбинаций, их нужно изучать, следить за ними, что бы всюду оставаться в выгодном положении». Именно об этом его повесть «Гобсек», написанная в 1830 году. Повесть демонстрирует, как материальный мир побеждает моральный, до какой низости может опуститься человек. Герои повести наводят на следующие сравнения: в образе графа де Ресто преобладают моральные ценности, умирающие под давлением алчности и жажды денег, которые представлены графиней де Ресто. А Гобсек, в свою очередь, - это будто судьба, взяв что-то у которой мы должны вернуть должок, в обратном случае она накажет нас за нечестность и потерю человеческой порядочности. Гобсек - угрюмый и молчаливый человек. В своей жизни он сменил множество профессий, но всегда стремился к большей выгоде. Гобсек много путешествовал, побывал во многих странах, в жизни натерпелся и горя, и голода, и несчастной любви. Но всегда стремился только к богатству и самореализации.
Об этом, или практически об этом, напишет в семейном романе «Господа Головлевы» М.Е.Салтыков-Щедрин через 50 лет. Если можно максимально кратко охарактеризовать идейный смысл романа, то он заключается в двух словах - «пустое слово». Начало «пустому слову» дает Арины Петровна, женщина энергичная и властолюбивая. Она, казалось бы, делает всё, что может, во имя интересов семьи. Однако, шаг за шагом, поступательно и методично, материальные, вещественные интересы вытесняют из её души естественные человеческие чувства любви, жалости, заботы, беспокойства о самых близких. Её нисколько не волнует, что связи в семье полностью утратили свое душевное содержание. От сыновей она требует соблюдения только внешней формы этих отношений - «почтительности», не понимая, сколь лицемерна и неестественна. С другой стороны, смутное чувство, что она не любима детьми, на её языке означает лишь то, что повзрослевшие сыновья могут обобрать ее в старости, так как она «всё старалась угадать, который из них её злодеем будет».
В отличие от Порфирия Владимирыча, который предстает нам сначала «откровенным мальчиком», потом «кровопивушкой», а затем и Иудушкой (все прозвища, данные ему с детства, в полной мере подтвердятся его поступками), Оноре де Бальзак знакомит нас с Гобсеком, глубоким стариком, грустным и нелюдимым. Внешность Гобсека автор описывает отталкивающую, но, несмотря на это, на свой возраст Гобсек не выглядит. Именно поэтому герой возраст и не чувствует, ведь он будто бы считает, что будет жить вечно и наживать капитал. Об этом на протяжении всего романа думает и Иудушка, вдохновенно творящий пустоту там, где должно было быть подлинно человеческое содержание. Со смертью матери, братьев, гибелью детей, отъездом племянницы и разладом с Евпраксеюшкой Иудушка остается один, и вся его энергия созидания пустоты оборачивается против него же самого. На Иудушку нападает «запой праздномыслия». Он вступает на тот же путь, который уже прошел его брат Павел. Герой видит призраков, превращаемых его воспаленным сознанием в собеседников, с которыми и вступает в расчеты как денежные, так и личные (вспомним название глав романа - «Семейные итоги», «Расчет»). Но поскольку призраки не являются живыми, вся убийственная сила Иудушкиных фантазий разрушительно сказывается лишь на нем самом.
Главной идеей ростовщика Бальзака было суждение о том, что «деньги - это смысл жизни. За деньги можно купить всё. Деньги - это религия, которой поклоняется весь мир». И это не безосновательное утверждение, ибо, к сожалению, большинство людей, что тогда, что сейчас, не интересует духовность, культура, чувственность. Эти люди жадны до денег, а для получения прибыли они не стыдятся никаких средств, ни измены, ни предательства.
Но, несмотря на все эти убеждения, Гобсек является очень интересной личностью. Зарабатывая деньги не с целью их последующей траты на роскошь и житейские блага, он напоминает больше коллекционера. Профессия ростовщика никогда не вызывает позитивных эмоций, практически все называют ростовщиков скупердяями и жалуются на то, что ростовщики дерут огромные проценты. Но мало кто догадывается, что ростовщик может быть отличным психологом и проницательным человеком, что и доказывает история Гобсека, рассказанная Оноре де Бальзаком.
Нельзя сказать, что Гобсек является порядочным человеком. Да, он был скупым, расчетливым и угрюмым, но никак не недалеким и ограниченным. Гобсек смог найти в этой профессии интерес не только в заработке денег, но и в изучении поведения и психологии людей. Он хотел управлять людьми, но не в том понимании, к которому мы привыкли. Гобсек управлял людьми по-своему, с особенным наслаждением от того, что перед ним падают ниц люди знатные и богаты. Он насмехается над ними, потому что эти люди настолько забывают про честь и гордость, что практически ползают на коленях перед «каким-то ростовщиком».
Гобсек, приближаясь к порогу смерти, становится очень скупым, и он хочет забрать свои капиталы с собой в могилу. Но не может: «Он приподнялся на постели; его лицо четко, как бронзовое, вырисовывалось на белой подушке. Протянув иссохшие руки, он вцепился костлявыми пальцами в одеяло, будто хотел за него удержаться, взглянул на камин, такой же холодный, как его металлический взгляд, и умер в полном сознании, явив своей привратнице, инвалиду и мне образ настороженного внимания, подобно тем старцам Древнего Рима, которых Летьер изобразил позади консулов на своей картине «Смерть детей Брута». Может, в этом и кроется его «земное» наказание?! Нельзя сказать, что Гобсек - сильная личность, но и безапелляционно заявить, что слабая - тоже нельзя. «Одичалая совесть» сводит с Иудушкой запоздалые счеты: он замерзает в мартовскую метель по дороге на кладбище. Возможно, он идет за покаянием, но уже слишком поздно. Ведь месть - это удел слабых, а возмедие - кара за содеянное.
Много веков назад Блаженный Августин написал: «Зло - это недостаток или порча добра. Если добро может быть без зла, то зло без добра… существовать не может». Увы, в столь сложное время непросто совершать добрые поступки, потому что не все поймут это. Главное - перед самим собой оставаться тем, для кого слово «добро» - непустые слова.