Всё пространство класса разделено на три части, и учащиеся размещаются таким образом: впереди – исследователи, слева – журналисты, справа – читатели. Учитель представляет одну группу за другой. Журналисты задают вопросы, исследователи отвечают на них.
Задания для журналистов.
Выслушать вопросы журналистов, дать на них точные и полные ответы.
Задания для журналистов.
Подобрать вопросы и задать их исследователям.
Задание корреспонденту.
Написать краткую информацию о ходе пресс-конференции.
Задание для фотокорреспондента.
Для освещения пресс-конференции нужны корреспонденты, в том числе и фотокорреспонденты. Цель этого задания – научить участников видеть главное, вырабатывать профессиональное внимание и наблюдательность.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вопросы, задаваемые журналистами.
- Какова главная тема комедии “Ревизор?” Назовите главных героев.
- Что мы узнаём из первого действия о чиновниках? Почему они боятся ревизора?
- По каким признакам Добчинский и Бобчинский приняли Хлестакова за ревизора? Почему чиновники поверили им?
- Почему перед тем, как вывести на сцену Хлестакова, Гоголь включает в комедию монолог Осипа? Что даёт этот монолог для понимания характера Хлестакова?
- Как характеризует Хлестакова и Городничего сцена их встречи в трактире? Почему Городничий, “очень неглупый по-своему человек”, как говорит о нём Гоголь, не замечает испуга и жалкого вида Хлестакова?
- Что можно сказать о жизненных целях и характере Хлестакова на основании его монолога в 5 явлении второго действия?
- Как характеризуют Хлестакова сцены “объяснения в любви” (действие четвертое, явление 12 – 15)?
- Что заставляет Хлестакова быть лжецом?
- Каковы жизненные цели и стремления Городничего (действие пятое, явление первое)?
- Почему слушатели верят Хлестакову, хотя он изредка “проговаривается”, раскрывая свое истинное положение мелкого служащего?
- Почему одинаковы идеалы жизни юного “елистратишки” и старого опытного - городничего?
- Какой “переворот” в уездном обществе производит почтмейстер, вскрывший письмо Хлестакова?
- Какие причины есть у каждого чиновника, чтобы испугаться приезда ревизора?
- “…Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе, - писал Гоголь. – Да, было одно честное благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение её. Это честное, благородное лицо был – смех”. Как вы понимаете эти слова Гоголя? Какие общественные пороки осмеивает его комедия?
- В какой сцене происходит развязка комедии? Оправдана ли она замыслом и всем ходом пьесы или носит случайный характер?
- Смешон, страшен или жалок Городничий в финале пьесы? Перечитайте немую сцену”.
- Чем понравилось или не понравилось произведение?
3. Итог урока. По мнению В. Воропаева, “главная идея “Ревизора” - идея неизбежного духовного возмездия, которого должен ожидать каждый человек”. “Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! – говорит Гоголь устами первого комического актера в развязке “Ревизора”. Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России… Ну, а, что, если этот наш же душевный город и сидит он во всяком из нас?... Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба… Ревизор этот - наша проснувшаяся совесть… Перед этим ревизором ничто не укроется… Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце”.
Заключительная сцена – символическая картина именно Страшного Суда.
4. Домашнее задание. Прочитать 1-3 главы повести И.С.Тургенева “Ася”.