К вопросу о применении эффективных педагогических технологий при анализе эпизода на уроках литературы в старших классах (на примере изучения романа М.А. Шолохова "Тихий Дон")

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как ни впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Тургенев “Русский язык”.

Слова, написанные в 19 веке, актуальны и сегодня. Как ни впасть в отчаянье, когда становишься свидетелем массового падения культуры, отсутствия интереса к родному языку, к русской литературе.

А между тем, литература – единственный вид искусства, в центре внимания которого человек, его душа.

Сегодня у современной молодежи богатый выбор источников информации, и книга в этом рейтинге занимает далеко не первое место.

Задача словесников - заинтересовать учеников своим предметом, затронуть струнки детских душ, привить любовь к художественному слову.

Один из путей решения данной проблемы я вижу в использовании такой формы работы, как анализ эпизода.

Последнее время анализ эпизода стал очень популярен на выпускных экзаменах.

Это сравнительно молодая тема и поэтому, с одной стороны, предполагает большую самостоятельность пишущего, с другой, - связанные с этим затруднения. Но главное – это интереснейшая работа ученика и учителя непосредственно с текстом художественного произведения.

В ходе неё нужно умно расходовать силы ученика, грамотно организовывать труд коллектива, а для этого целесообразно использовать современные технологии.

Специфика анализа эпизода состоит в том, что в нём, как в капле воды, нужно увидеть всё произведение, ведь оно – образование, в котором каждая клеточка – часть целого. А значит, для нас важно всё: от главного героя до последней запятой, от вечных тем в авторской трактовке до, на первый взгляд, малосущественной детали.

Это долгий и сложный процесс. В рамки урока уложиться сложно, поэтому целесообразно использовать технологию взаимодействия: делим эпизод на микротемы, а класс на группы. Каждая группа работает со своей микротемой по предложенным учителем вопросам. Ребята наблюдают за лексическими, синтаксическими, фонетическими единицами языка, художественными образами в данном фрагменте и делают свои выводы не только о теме и идее эпизода, но и о проблемах текста, позиции автора, учатся выражать своё мнение. Затем каждая группа делится своими наблюдениями и таким образом обучает других учеников. Работа в группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Но как можно разделить детей на команды? Какими принципами можно при этом руководствоваться?

Для этого необходимо максимально учитывать разное восприятие детей, виды памяти, индивидуальные способности, увлечения, интересы учащихся.

Во-первых, детям со сходными интересами, способностями комфортнее, находясь рядом работать, удобнее и легче решать поставленные учителем задачи.

Во-вторых, учитывая разное детское восприятие, учитель может по-разному воздействовать на ребят. Можно выбрать такой круг вопросов, который поможет максимально проявить свои способности каждому ребёнку, предложить такой материал и поставить такие задачи, чтобы никто не остался равнодушным к проблемам текста, чтобы каждого затронула позиция автора, чтобы возникло собственное мнение, сформировался свой взгляд на вещи.

В этот момент можно использовать игровую технологию, а именно прибегнуть к помощи ролевой игры. Класс не просто делится на группы, каждая команда имеет своё название: психологи, следователи, педагоги, социологи и т.д. Это помогает не просто рассмотреть предложенный учителем эпизод, но и проанализировть его с определённой точки зрения. Таким образом, называя группу так или иначе, учитель задаёт то направление, в котором ребята должны осуществлять свою работу.

Урок по анализу эпизода имеет отношение, главным образом, к произведениям крупной повествовательной формы. Например, роман “Тихий Дон”. Вот как может выглядеть урок по теме “Возвращение Григория Мелехова на хутор”. (Анализ эпизода заключительной главы романа Шолохова “Тихий Дон”)

Цели и задачи такого урока:

  • рассмотреть финальный эпизод романа; выявить особенности и значение заключительной главы, рассмотреть вопрос о значении пейзажа, показать психологическое состояние Григория Мелехова, выяснить, для чего автор вводит в повествование образы дезертиров;
  • выяснить, каково значение образа Чумакова;
  • рассмотреть тему детства; объяснить смысл финала, подчеркнуть значение семьи в жизни человека; обратить внимание на проблему отцов и детей.

Предварительно, в ходе домашней работы, ребята составляют план главы.

План:

1. Пейзаж.

2. Состояние Григория Мелехова.

3. Григорий в лагере дезертиров.

4. Визит Чумакова.

5. Возвращение в хутор.

6. Встреча отца и сына.

7. Финал главы

На уроке, учитывая интересы и способности учеников, чтобы активизировать учебный процесс, делим класс на группы. Каждая группа получает своё задание.

1 группа – “художники”. Ребята работают с пейзажем (1 абзац главы). Задача этой группы - рассмотреть вопрос о значении данного пейзажа в рамках всего произведения. Словесное рисование поможет ещё раз погрузиться в мир шолоховской прозы, представить созданные автором образы, прочувствовать смысл каждого слова. Решая вопрос: “Для чего главу “Возвращение Григория Мелехова на хутор” автор начинает с пейзажной зарисовки?”, “художники”, с одной стороны, обращают внимание на образы, цвет, но, с другой стороны, не могут пройти мимо литературного выражения данных категорий, выявляют и осмысливают ключевые слова эпизода. Таким образом, в ходе своего исследования ребята, опираясь на художественные образы и детали, приходят к выводам о том, что “возвращение” созвучно со словом “возрождение”. Глава начинается с весеннего возрождения природы, но упоминается о палах, выжженных местах, где нет жизни: не растёт трава, нет птиц и животных. Это можно соотнести с душой Григория, который всё потерял, и не видит смысла жизни.

2 группа – “биографы”. Задача этой группы, рассматривая финальный эпизод романа, обратить внимание на жизнь Григория Мелехова, проследить за действиями героя после смерти Аксиньи, соотнести эти моменты с предшествующими этапами жизни персонажа. Изучая данный фрагмент, ребята должны понять и объяснить смысл бесцельных скитаний Григория по лесу. В ходе своих наблюдений ученики видят, что герой, похоронив Аксинью, скитается по степи, бродит по огромному лесу. Несмотря на голод, он не решается поехать ни домой, ни в Вешенскую, ни к какому – либо жилью. “Биографы” приходят к выводу о том, что Григорий “утратил со смертью Аксиньи” не только “разум и былую смелость”, но и желание жить.

3 группа – “социологи”. Задача этих ребят довольно сложная: изучая социальные проблемы общества, историческую обстановку, ученики должны суметь объяснить поведение главного героя с точки зрения послевоенного времени, понять, зачем автор вводит в произведение образы “мирных разбойничков”. Целесообразно предложить детям алгоритм для исследования:

  • Где оказывается Мелехов после долгих скитаний?
  • Почему эти люди (дезертиры) вынуждены жить в лесу?
  • Как это соотносится с образом Григория,
  • исторической обстановкой?
  • Почему Чумаков назовёт этих людей “мирными разбойничками”?
  • Для чего автор вводит в повествование этих героев?

“Социологи” приходят к выводам:

1) После долгих скитаний Григорий оказывается у дезертиров.

2) Они, как и Григорий, оказались вне круга, им нет места в новом обществе.

3) Историческая обстановка: после победы советской власти для того, чтобы её защитить, всех неблагонадёжных репрессировали. Неблагонадёжные – те, кто во время гражданской войны служил на стороне белых.

4) Образы дезертиров позволяют показать историческую ситуацию, широту проблемы, сказать, что Григорий не одинок в своём горе.

4 группа – “психологи”. Ребята должны изучить фрагмент “Григорий у дезертиров”. Как истинные психологи, наблюдая за настроением, занятиями Григория Мелехова, анализируя его сны, “психологи” исследуют тайны подсознания персонажа.

При внимательном прочтении эпизода ребята выделяют ключевые слова:

  • “томительно тянувшиеся дни”, “тоска по детям, по родному хутору”
  • “ворочался”, “не мог заснуть”, “ядовитая тоска”. Литературное выражение настроения героя позволяет понять и оценить его психологическое состояние.

Сон – достаточно ценный материал, как для психологов, так и для литераторов. Он помогает объяснить мысли, действия человека, объясняет тайны прошлого, позволяет заглянуть в будущее. Важно обратить внимание на то, что Григорию Мелехову снятся дети, Аксинья, мать, родные – все те, кого нет в живых. Случайно ли автор вводит в сны именно эти образы? Эти наблюдения заставляют внимательного читателя о многом задуматься, а фраза “покрасоваться на детишек, тогда можно бы и помирать” становится ключом отгадки. Связь с прошлым у Григория Мелехова сильнее, чем с настоящим, поэтому гораздо чаще звучат мысли о смерти.

Интересно проследить за занятиями героя в этот период. Шолохов пишет, что Григорий Мелехов убивает время, вырезывает ложки, выдалбливает миски, мастерит игрушки.

“Психологам”, анализируя действия героя, приходится обратить внимание на лексические средства: глаголы обозначают мирные действия, потому что Григорий – человек мира, ему нужен дом, семья, дети.

5 группа – “следователи”. Задача данной группы выявить значение образа Чумакова в рамках заключительного эпизода, проследить за его поведением, поступками и оценить их с точки зрения закона, правил человеческого общежития. Целесообразно предложить детям алгоритм для исследования.

Составьте объявление, начинающееся со слов: “Разыскивается.......” и дающее характеристику Чумакову.

  • Каково ваше отношение к герою?
  • Чем он отличается от дезертиров?
  • Можно ли оправдать этого человека?
  • Может ли он встать на путь истинный?
  • Для чего герой введён в произведение?

Работая в рамках официально-делового стиля объявления, “следователи” осуждают героя за жестокость. Война убила в нём человека, война покалечила его, вряд ли он может встать на путь исправления.

Чумаков противопоставлен “мирным разбойничкам”.

В момент обсуждения в дискуссию могут включиться “психологи”. В защиту героя они отмечают, что Чумакова жалко, у человека нездоровая психика. Он не может без убийства, жаждет крови. Его психика не выдержала испытаний войной.

6 группа – “педагоги”. Главная задача этой группы – увидеть, как в произведении звучит тема детства, как она связана с сюжетной линией Григория Мелехова, почему именно здесь, в финале произведения, появляются образы детей? Особое внимание можно обратить на проблему отцов и детей.

“Педагоги” замечают, что Шолохов продолжает традиции русской классики, тема детства занимает в его творчестве центральное место. Ребята задумываются над вопросами: что и как надо воспитывать в детях, какими надо быть? На такие размышления их наталкивает образ “сынишки Фомина” Давыдки, дети Григория. “Педагоги” скажут, что Давыдка не раз был свидетелем убийств, война сделала его сиротой, что дети Григория – сироты при живом отце. Эти образы играют важную роль в развязке произведения: узнав о Давыдке, Григорий задумывается о своих детях и, не дожидаясь амнистии, отправляется домой, чтобы суметь защитить, воспитать, поставить их на ноги. Очень трогательна сцена встречи отца и сына. Не может оставить равнодушным внутреннее состояние Григория. Он взволнован. “Еле удержался”, чтобы не подбежать к нему; “жадно” всматривается в лицо, “сдавленным голосом” твердит: “Сынок... сынок...”.

А сын, в отличие от отца, ведёт себя более сдержанно. Мы не видим радости в его глазах. Вместо радости – испуг, и если Григорий смотрит на сына жадно, то сын опускает глаза, отвечает “не глядя на отца”. Почему?

Дело в том, что Мишатка живёт не воспоминаниями, как Григорий, а настоящим, и в этой настоящей жизни сложился свой мир с горестями и радостями. К сожалению, в этом мире нет Григория. Место отца, судя по всему, занял Кошевой. На вопрос Григория о тётке и Полюшке Мишатка отвечает: “Тётка Дуня здоровая, а Полюшка померла осенью... От глотошной. А дядя Михаил на службе”. Но ведь про Михаила Григорий не спрашивал, следовательно, для ребёнка этот человек многое значит.

Будто вымаливая у сына прощение за долгое отсутствие, Григорий опускается перед ним на колени, целует его розовые холодные ручонки, а затем держит ребёнка на руках, стоя у родного дома... Это то, о чём мечтал Григорий.

7 группа – “филологи”. Задача “филологов” наиболее ответственная: опираясь на языковые средства разного уровня, использованные автором, ребята должны подвести исследование к логическому завершению. Рассматривая фрагмент “Возвращение Григория на хутор”, они выделяют ключевые слова, стараются объяснить, каким символическим смыслом наполняет их автор? “Филологи” отмечают, что Григорий бросил в воду винтовку, наган,

патроны. Значит, он не собирается воевать, хочет войти в хутор с миром, с чистой душой.

Кроме того, Григорий тщательно вытер руки, то есть хочет смыть кровь со своих рук. Уместно вспомнить фразеологизм “умываю руки” и его значение. В нашем контексте это созвучно с понятием “смиряюсь, хочу мира”.

8 группа – “режиссеры”. Задача “режиссёров” при объяснении смысла финала не менее важная, сложная, творческая. Ребятам нужно составить киносценарий для фрагмента “Встреча отца и сына”. Ответ на вопрос: “Что не удалось отразить в сценарии?” - позволит ещё раз в ходе урока увидеть преимущества литературы перед другими видами искусства и оценить мастерство Шолохова.

Интересно продемонстрировать фрагмент “Встреча отца и сына” из художественного фильма “Тихий Дон”.

Предварительно важно задать вопросы: “Можно ли поставить знак равенства между финалом книги и финалом фильма? Что осталось за кадром?”

В ходе дискуссии ребята приходят к выводу, что последнее предложение особенно значимо: “Это было все, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром”.

Понятно, что финал произведения открыт, о дальнейшей судьбе Григория Мелехова остаётся только догадываться. Ребята отмечают, что эти последние строки трагичнее, чем весь роман. Во-первых, сын – всё, что “пока еще “роднило”, следовательно, скоро перестанет роднить с землёй и с жизнью.

Во-вторых, возвратившийся в хутор, возродившийся к жизни Григорий в мире под “холодным солнцем”. Холодное, а, значит, равнодушное солнце чем-то напоминает равнодушие Мишатки, Кошевого. Не даёт, а забирает жизнь.

Но с другой стороны, Шолохов всё-таки возвращает Григория Мелехова на хутор. Не для того же, чтобы он погиб. Для этого было много других случаев гораздо раньше. Автор возрождает героя к жизни ради другого человека, ради Мишатки, которому нужен настоящий отец с настоящей любовью, а не с холодным равнодушием. Поэтому, возможно, ещё одна схватка Григория Мелехова и Михаила Кошевого впереди. Это схватка за сына. И никакое оружие, никакая власть в ней не помогут. Победить сможет только сильный и честный человек, который умеет искренне любить.

Так в ходе анализа эпизода мы установили его роль. Автор показал

  • историческую обстановку,
  • психологическое состояние людей,
  • социальные проблемы общества,
  • разрешил философские вопросы о жизни, смерти, возрождении, смысле жизни.

Наблюдение над художественными средствами даёт верное и тонкое прочтение, отсюда глубокий анализ эпизода. Практика показывает, что на подобных уроках очень эффективно использовать технологию взаимодействия. Элементы ролевой игры, помогают не только рассмотреть фрагмент с необходимой в данном случае точки зрения, но создают предпосылки для приобретения жизненного опыта, для выбора дальнейшей профессии, что немаловажно в старших классах. Надо заметить, что такая форма работы вызывает у детей живой интерес.