Цель: медленное, вдумчивое, повторное чтение и анализ текста; учить умению смотреть на себя со стороны; воспитывать ответственность за свои поступки.
Урок рассчитан на 2 часа.
Ход урока.
1. Выразительное чтение сказки учителем.
Чтение осуществляется малыми частями, после которых задаются вопросы; дети слушают текстовой комментарий учителя, высказывают свои мысли и наблюдения.
2. Вопросы к прочитанным фрагментам.
Вороной конь – какая масть? Почему Панкрата считали колдуном? Что выделил писатель в портрете Панкрата? Подберите синоним к прилагательному быстрые (глаза). Докажите, что Панкрат был мельником. Что значит побираться? К чему привык конь, кроме еды? К людской доброте. Почему Фильку прозвали «Ну Тебя»? Как это характеризует его? Какую службу сослужила ему эта привычка всех обижать?
Поведение Фильки во время встречи с конем. Опишите состояние коня, подтвердите текстом.
Состояние Фильки после того, как он обидел коня. Построим «цепочку» его действий. Его гонит страх. Он побежал, не мог найти крыльцо, вскочил в избу, припер дверь, сказал свое выражение, прислушался, обидел мышей, сказал свое выражение.
Рассказ бабушки о раненом солдате. Зачем в текст сказки включена эта история? Филька увидел себя в хозяине избы, ужаснулся своему поступку, испугался, что все замерзнут и умрут от холода и голода.
Зачем Филька побежал к мельнику? Можно ли считать этот поступок сильной личности? О чем он думал час с четвертью? Какое решение принимал? Он покаялся; принял решение созвать ребят и долбить лед.
В чем волшебство мельника? Он дал мудрый совет. Не захотел исправлять за Фильку его зло, но помочь согласился. «Бессмысленный человек « должен стать «чистым человеком». Что значит «чистый»? Благодаря чему? Найдите ответ в рассказе бабки:
- Надеяться надо.
- На что?
- На то, что поправит дурной человек свое злодейство.
Ситуация исправлена. Филька приходит мириться с конем. Почему конь отшатнулся? Он не поверил в доброту мальчика. Почему Филька заплакал? Ему стало горько, больно и обидно, что конь не поверил в его искренность.
3. Работа с тетрадью.
В чем особенность сказки К. Паустовского? На уроках литературы мы читали волшебные сказки народов мира, сказки-истории Г.Х. Андерсена. Сказка К. Паустовского – это сказка-быль. Использовав наши текстовые наблюдения, отметим реальное и волшебное.
Сказочное | Быль |
Мороз, который сковал деревню. | Жизнь деревни |
Сорока летала к теплому ветру. |
4. Пересказ сказки по иллюстрациям (прием повторного прочтения).
5. Работа с тетрадью.
Составление ответа-схемы на вопрос: эпизод, без которого не было бы этой сказки?
6. Вывод: чему научила нас сказка?
Учиться отвечать за свои поступки.7. Д/з:
читать сказки и рассказы К. Паустовского из книги «Золотой линь».