Литература
-
Занятие по теме "Я хочу быть понят моей страной…" (Биография и основные этапы творчества В.В. Маяковского) 2012
К творчеству В.В. Маяковского всегда было и остается очень своеобразное отношение: либо его стихи нравятся, либо нет. Почему так происходит? Даны основные этапы жизни и творчества поэта, которые могут быть изменены, дополнены по усмотрению преподавателя.
-
Занятие по художественной литературе в подготовительной группе "Почему люди сочиняют стихи" 2012
Особое место занимает воспитание у детей любви к поэзии, знакомство с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и воспроизводить стихи. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма. На занятии дети учатся определять эмоциональный настрой стихов, различать жанры литературных произведений.
-
Занятие спецкурса "Практическая риторика" в 10-м классе по теме: "Языковой паспорт говорящего" 2006
Вниманию читателей предлагается разработка занятий спецкурса "Практическая риторика" по теме "Языковый паспорт говорящего". Приведены интересные содержательные материалы, позволяющие активизировать мыслительную и речевую активность учащихся, побуждающие к высказыванию собственной точки зрения, обмену мнениями в группе, в классе. Урок носит воспитательный характер, способствует установлению доброжелательных, доверительных отношений между ребятами, ребятами и учителем.
-
Занятие спецкурса "Учусь работать с текстом" по теме "Выразительные средства языка. Перифраз". 8-й класс 2011
Анализируя художественные тексты, учащиеся находят не только уже знакомые им средства выразительности речи, но и знакомятся с новым для них понятием "перифраза".
-
Занятие элективного курса "Содружество муз. Русская литература конца XIX – начала XX века. О.Э. Мандельштам. Время. Жизнь. Судьба. Творчество" 2009
Начало творческой деятельности О.Мандельштама связано с литературным направлением, получившим название акмеизм. В произведениях акмеистов настойчиво звучали мотивы совести, сомнения, душевной тревоги памяти, для них было важно художественное освоение многообразного и яркого земного мира, четкость образов, точность композиции, отточенность деталей. Судьба О.Э. Мандельштама трагична и светла.
-
Занятие элективных курсов: "Окружающая среда и здоровье человека", по теме "Невредные привычки" 2008
Методическая разработка интегрированного занятия элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека» (биология + литература) для учащихся 9-х классов. Педагогическая новизна методической разработки темы заключается уже в постановке проблемы, так как рассматриваемые пристрастия (привычки) оцениваются большинством как нейтральные (невредные) привычки, не оказывающие негативного влияния на физиологическое, психологическое и социальное благополучие человека.
-
Занятие-игра "Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед…" (Об играх пушкинской поры) 2012
Занятие проводится во время Масленичной недели с целью познакомить обучающихся с играми пушкинской поры; провести параллели с потехами времени детства их родителей, бабушек, дедушек, а также современными забавами; обратиться к традиции празднования Масленицы как в пушкинское время, так и в наши дни.
-
Занятие-практикум по журналистике. Выпуск школьной газеты "Калейдоскоп", № 1 "Новогоднее настроение" 2013
Участники кружка получают знания о журналистской деятельности, коммуникативной компетентности, формируют навыки выпуска школьной газеты, потребность в постоянном повышении информированности и, естественно, расширяют общий кругозор.
-
Занятие-реквием, посвященное памяти жертв политических репрессий, "Этапом шли навстречу злой судьбе…" 2016
30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл.
-
Занятия по развитию речи. Чтение детям: С.Я.Маршак «Сказка об умном мышонке» в средней группе 2023
Цель занятия: познакомить детей со сказкой об умном мышонке С.Я.Маршака; учить детей отвечать на вопросы; вести диалог; упражнять в отчетливом произношении звукоподражаний.
-
Заочная экскурсия в Даровое (неизвестная родина Ф.М. Достоевского) 2012
Цель урока: расширить знания учащихся о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского; открыть малоизвестные страницы его жизни.
-
Заочная экскурсия в музей детства А.М. Горького "Домик Каширина" 2014
Цель урока: наглядно продемонстрировать учащимся, где и как жила семья Кашириных, какова была атмосфера в доме, в которой ковался сильный характер, рождался великий писатель. Урок проводится перед изучением повести А.М. Горького «Детство». Заочные экскурсии используется, когда на уроках изучаются произведения, написанные либо в исторически отдаленное от нас время, либо сегодня. Дети не знают истории, им кажется, что всегда все было так, как сейчас. Восприятие литературы вне историко-культурного контекста искажает эмоциональные реакции на события, затрудняет осмысление произведения.
-
Заочная экскурсия по памятным местам "Михаил Васильевич Ломоносов: годы учебы в Германии" 2012
Материал может использоваться как на уроках литературы при знакомстве с биографией М.В. Ломоносова, так и на внеклассных мероприятиях, посвященных личности великого русского ученого.
-
Заочное путешествие по пушкинским местам для учащихся начальных и средних классов "Этот удивительный Александр Серггевич…" 2008
Данный урок, относящийся к нестандартным, проводится в форме заочного путешествия по пушкинским местам; является результатом творческой работы группы учителей и предназначен для учащихся 3-4-х и средних классов.
-
Заочное путешествие по пушкинским местам. 9-й класс 2013
Занятие знакомит с местами, связанными с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особенно тверскими. Также повторяются произведения, с которыми учащиеся знакомились ранее при изучении творчества А.С. Пушкина.
-
«Запах» убийства в постмодернистском романе Патрика Зюскинда «Парфюмер»: методика погружения 2019
Сценарий урока интересен не только филологам: здесь представлено практическое применение методики погружения при изучении сложного материала. Являясь разновидностью технологии концентрированного обучения, метод погружения тесно связан с педагогикой сотрудничества Амонашвили, методикой обучения на основе схемных и знаковых моделей Шаталова и с технологией перспективно-опережающего обучения. Погружение в содержание романа позволяет усвоить такие сложные понятия, как постмодернизм и интертекст.
-
Запечатленные мгновенья - страницы поэзии и живописи Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. 7-й класс 2014
Цель урока: обзорно познакомить учащихся со стихотворениями Ф.Т. Тютчева и А.А. Фета, показать, что дарование этих поэтов с особой силой раскрылось прежде всего в пейзажно-философских размышлениях.
-
Запорожская Сечь. Ее нравы и обычаи 2013
На уроке учащиеся знакомятся с нравами и обычаями казаков, населявших Запорожскую Сечь, рассматривают политическое устройство Сечи, любуются красотами природы, восхищаются чувством патриотизма и любви к родной земле. Проводится работа с текстом, со словарными словами, рассматриваются репродукции картин А.Куинджи и И.Репина. При описании степи учащиеся находят в тексте изобразительно-выразительные средства языка.
-
Зарубежная литература. Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и Мышиный король» 2024
Сказки Гофмана – это не совсем сказки, а скорее прозаические произведения мистического и романтического толка. Иногда в них встречаются фантастические элементы. А иногда готического романа. Вся жизнь Гофмана – это непрерывная борьба. За хлеб, за возможность творить, за уважение к себе и своим произведениям. Сказки Гофмана, читать которые советуют и детям, и их родителям, покажут эту борьбу, силу принимать тяжелые решения и ещё большую силу не опускать руки в случае неудачи.
-
Заседание круглого стола учащихся старших классов по теме: "Тюменская область — это Я" 2006
Внеклассное мероприятие посвящено 60-летию со дня образования Тюменской области. Круглый стол с участием ребят 10–11-х классов, основная цель которого – привить детям чувства патриотизма, уважение к семейным реликиям, любовь к родному краю, открыть новые познавательные ценности, расширить кругозор.
-
Заседание литературного клуба "В купели белой ночи" (по творчеству А.Костюхина) 2011
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством карельского писателя А.Костюнина,открыть нравственный мир писателя на примере его произведений и сформировать у учащихся свою «купель» нравственных ценностей.
-
Заседание художественного совета 2011
Мероприятие выявляет отношение учащихся к вопросу актуальности комедии Н.В. Гоголя через погружение в эпоху ХIХ века при помощи имитации заседания художественного совета.
-
Заседание читательского клуба по книге Мэтта Хейга "Быть котом" в формате open space 2021
Традиционно в начале учебного года планирую уроки внеклассного чтения «По страницам книг, прочитанных летом». Ученики 6–8-х классов презентуют читательские дневники, рассказывают о книгах, которые им особенно понравились, предлагают произведения для обсуждения. Общим голосованием выбирается произведение, которое вызвало наибольший интерес, определяется время его обсуждения - и ребята начинают готовится к заседанию читательского клуба в формате open space («открытое пространство»). Данный формат им очень нравится: здесь нет заранее подготовленной программы или повестки дня; любой желающий может заявить тему для обсуждения, сформулировать свой вопрос, взять на себя лидерство.
-
«Зачем вы меня обижаете?» Урок-исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель» 2019
Цели и задачи урока: ознакомить учащихся с содержанием повести «Шинель», помочь определить роль авторской позиции, выявить смысл противопоставления Акакия Акакиевича и «значительного лица», увидеть поставленную в произведении проблему маленького человека, формировать умение раскрывать смысл фантастических элементов, гуманистического содержания повести; воспитывать эмпатию, внимание к человеку.
-
Зачем мы играем "Ревизора"? 2013
Урок закрепляет пройденный материал. Автор воспитывает любовь к литературе и художественному слову, учит ребят работать в группе. Вырабатывает умение ориентироваться в тексте, понимать его, передавать мысли и чувства персонажей. Учащиеся совершенствуют навыки выразительного чтения, умение находить верный эмоциональный тон.
-
Зачем нужен Гамлет русским поэтам второй половины XX века 2018
На уроке литературы в старших классах на примере стихотворений второй половины XX века ученикам предстоит ответить на вопрос, чем объясняется такой интерес русских авторов к этому образу. Учащимся предложены для анализа стихи Д.Самойлова, И.Бродского, И.Волгина. В ходе групповой работы по подготовленным учителем вопросам учащиеся придут к выводам, что с помощью главного героя пьесы авторы пытаются дать свой ответ на вопрос, как нужно бороться со злом.
-
Зачем Чичиков скупает «мертвые души», или Афера Чичикова 2021
Представлена презентация по теме "Зачем Чичиков скупает «мертвые души», или Афера Чичикова"
-
Зачем я убил коростеля? Учим формулировать проблемные вопросы и искать ответы на них 2020
Творчество сибирского писателя Виктора Петровича Астафьева занимает особое место в школьной программе. Необычность стиля, языка и поднимаемые проблемы каждый раз побуждают учителей к новому прочтению его творений. В начальной школе, точнее в 4-м классе, лучше всего вместе с учениками прочитать рассказ «Зачем я убил коростеля?». Работа с этим текстом готовит учеников к средней школе, к восприятию произведений, которые требуют рассуждения и понимания рассуждения как типа речи.
-
Зачет-практикум по группам по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2012
Итоговый групповой зачет-практикум по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» с целью проверки знаний текста, формирования алгоритма анализа художественного произведения. Зачет состоит из 2 частей: видеовикторины и вопросов по тексту.
-
Зачетная система на уроках литературы в старших классах 2005
Успешное обучение состоит в усвоении учащимися правильного и свободного употребления языковых средств в разговоре и на письме, которые приобретаются на уроке. Учащиеся на уроке литературы должны учиться мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение, отстаивать его, делать выводы. Чтобы это состоялось, необходимо преодолеть препятствие, которым становится сам урок в его сложившихся дидактических формах. Как же быть? Нужно найти достаточно гибкую творческую форму урока, где бы индивидуальность ученика получила максимальный простор. Переход на зачетную систему поможет решить эту проблему.