Цели:
-
интерпретация текста художественного произведения;
-
формирование умений самостоятельного анализа художественного текста:
- определение частей композиции сюжета;
- выявление основных сюжетных линий;
- сопоставление эпизодов, мотивов, характеров героев и их интерпретации с опорой на приобретенные теоретические сведения;
- определение способов выражения идеи текста;
- выявление авторской позиции;
-
развитие восприятия, памяти, мышления (сравнение, обобщение), внимания;
-
воспитание культуры речи, культуры чтения.
Оборудование:
-
тема урока;
-
портрет Ф. Искандера;
-
иллюстрации к рассказу (портреты главных героев, выполненные учащимися)
-
эпиграфы: «Не сотвори себе кумира и всякого подобия его», «Не убий», «Не укради», «Чти отца своего и матерь твою»;
-
план урока;
-
проблемный вопрос: «Что выбирает для себя Чик»?
-
карточки с вопросами на осмысление темы, идеи, проблемы, художественных особенностей текста;
-
словарь: интерпретация, мораль, возмездие, месть, благоговение, ретроспек-тива, нравственность.
Организация: 4 группы учащихся (предварительные задания для каждой группы)
1 группа готовит пересказ экспозиции рассказа, находит в тексте портреты Керопчика и Моти Деревянного (героев рассказа), комментирует библейскую заповедь «Не сотвори себе кумира»;
2 группа выделяет в тексте завязку сюжета, анализирует роль приема ретроспекции, комментирует библейскую заповедь «Не убий»;
3 группа находит кульминационные точки сюжета (почему их две?), эпизоды, в которых можно увидеть отношение окружающих к Моте и Керопчику; комментирует библейскую заповедь «Не укради»;
4 группа выявляет развязку сюжета, анализирует речевые характеристики Моти и Керопчика, комментирует библейскую заповедь «Чти отца своего и матерь твою».
Сообщения учащихся (индивидуальные задания):
-
биография писателя;
-
черты характера героев произведений Д. Лондона;
-
выразительное чтение стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Ты заплакал».
Ход урока
Слайд № 1, 2
1. Слово учителя о целях урока.
Интерпретация – истолкование, разъяснение смысла чего-либо.
Слайд № 3, 4
2. «Судьба интеллигента», который хочет « что-то сделать для Родины в условиях остановившегося социального времени»: биография Ф.Искандера (сообщение учащегося)
Слайд № 5, 6
3. Работа в группах.
- Опорные точки композиции
1 группа: экспозиция сюжета (описание базара, портретные характеристики продавцов, появление Керопчика и компании, хулиганство (оскорбил старшего по возрасту человека) – опрокинул лоток со сладостями старика Алихана)
2 группа: завязка сюжета (зарождение желания отомстить хулигану).
Вопрос для обсуждения: с течением времени способы мести становятся менее жестокими, почему? (Сначала: «О, если бы у Чика был автомат! Он уложил бы всех четверых одной очередью! Он строчил бы и строчил по ним, уже упавшим на землю и корчившимся от боли, пока не опустел бы диск». Позже: «Иногда ему представлялось, что тот (Мотя) избивает Керопчика до полного нокаута». И наконец: «Иногда ему представлялось, что он (Мотя) ставит Керопчика на колени перед самым лотком Алихана и, велев ему стоять весь день до закрытия базара, сам уходит по своим делам»).
3 группа: кульминация сюжета (появление человека в военной форме во время наказания Керопчика, которое могло перейти в убийство).
4 группа: развязка сюжета (Чик убежал из дома «нервного хозяина», «бежал до самого дома, словно выныривая и выныривая, просыпаясь и просыпаясь от ужасного сна»)
Вопрос для обсуждения: есть ли в рассказе эпилог (есть, автор предоставляет отдельные факты из дальнейшей жизни Керопчика и Моти Деревянного).
Слайд № 7
- Сравнительная характеристика Керопчика и Моти Деревянного
Критерии сравнения |
Керопчик |
Мотя Деревянный (Пилипенко) |
портрет |
Небольшого роста, коренастый, прозрачные глаза безумной козы (прозрачные козьи глаза) |
Рослый, здоровый, в матросском костюме, медаль «За отвагу», холодные, стальные спокойные глаза, тяжелые шаги усталого хозяина |
Прием ретроспекции |
Футбольный матч, на котором Керопчик дразнил брата Чика |
Ограбление магазина |
Отношение окружающих |
Настороженность, возможность общения |
Страх и «благоговейный шелест», ужас и восхищение, никто не вмешивался в ситуации, т.к. не хотел осложнять себе жизнь |
Речевая характеристика |
Использование жаргонизмов («хошь», «пошухарить», «братуха», «прихандекаю»), эмоциональность речи (вопросительные и восклицательные предложения) |
Краткость, отрывочность речи, использование односоставных предложений («За..». «Кого», «Дефицит»: что хотел сказать Мотя, и так все понимали) |
Вопрос для обсуждения: почему автор оставляет Керопчику право на социальную реабилитацию, а Моте - нет? ( Керопчика арестовали, он образумился и появляется снова в городе. Мотю арестовали, он исчезает. Первый совершает моральное преступление. Второй – уголовное. Керопчику есть прощение, Моте – нет).
Слайд № 8
- Работа с карточками (выбрать вопросы,
направленные на осмысление темы, идеи,
проблемы, художественных особенностей
текста)
- Почему Чик решается прибегнуть к возмездию? (тема)
- Какие способы возмездия выбирает Чик? (тема)
- Чему научило Чика наказание Керопчика? (идея)
- Возмездие – цель или средство для Чика? (проблема)
- Какие глаза были у Керопчика, Моти? (художественная деталь)
- Какова разгадка взгляда Моти? (идея)
- Каково отношение окружающих к Моте, Керопчику? (проблема)
- Какое наказание выбирает Мотя для Керопчика? (тема)
- В каких ситуациях использует автор прием ретроспекции? (художественный прием)
- Почему в эпилоге рассказа автор оставляет место для Керопчика, а Мотя исчезает из города навсегда? (идея)
- Эволюция отношений Чика к Керопчику и Моте.
Слайд № 9
Керопчик |
Мотя |
Тревога – жалость - возмущение |
Ужас и восхищение |
Выбор способов возмездия: |
Хотел быть на него похожим (тайный восторг, глаза героев Д. Лондона) |
«приступ тоски по возмездию» |
Восхищался дерзостью (слухи об ограблении магазина), но не хотел верить |
«Нельзя вспугивать дичь раньше времени» (охота на Керопчика) |
Процесс возмездия = процесс прозрения для Чика (почему, когда наказывает, не говорит, за что) |
«что-то кольнуло» (Керопчик спросил у Чика про брата) |
|
Чик чувствует себя во время наказания соучастником преступления |
|
Соучастник грабежа (Мотя заставляет Керопчика раздеться) |
|
Стало «страшно жалко» Керопчика (татуировка орла, уносящего девушку, придает контрастный, нелепый внешний вид раздетому хулигану) |
Разгадал значение взгляда = презрение к людям |
«все неважно по сравнению с унижением» (Керопчика Мотя унижает, а не наказывает за хулиганство) |
Перестал ходить на спортплощадку (любимое место отдыха Моти) |
Вопрос для обсуждения: что такое возмездие, почему рассказ получил такое название? (Возмездие – правосудие, отплата, кара за преступление, способ добиться справедливости, не цель. Чик возмездие превратил в цель. В ходе развития сюжета он «прозревает», освобождается от иллюзий, учится путем проб и ошибок распознавать добро и зло).
Слайд №10
- Обращение к эпиграфам
- Не сотвори себе кумира и всякого подобия его (поклоняясь иконам, человек молится не краске, дереву или металлу, а тому, кто на ней изображен: Чик в Моте не видел сначала человека, ему нравились только внешние атрибуты героя).
- Разновидность идолопоклонства (т.е. поклонение кумиру) – служение такой страсти как гордость (гордый человек чрезмерно высокого мнения о своих достоинствах – уме, красоте, богатстве, чтит самого себя, с презрением относится к мнениям и советам других (образ такого героя в рассказе - Мотя).
- Не убий (Мотя в течение наказания доходит до угрозы жизни Керопчику; появление человека в военной форме предотвращает потенциальное убийство).
- Не укради: вид кражи – грабительство, т.е. отнятие чужой вещи насилием (по слухам, Мотя ограбил магазин)
- Чти отца своего и матерь твою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле. Наряду с родителями должны почитаться старшие по возрасту, имеющие опыт жизни и могущие дать добрый совет. Моисей сказал: «Пред лицом седого вставай и почитай лицо старца» (Керопчик обидел старика Алихана).
Ты заплакал о моем горе, и я заплакал из сочувствия к твоей жалости обо мне.
Но ведь и ты заплакал о своем горе; только ты увидал его – во мне.
5. Итоги работы в группах: слово организаторам групп (сплоченность группы, взаимопомощь, полнота ответов, логичность доказательств, уместность цитат, богатство лексики, выразительность речи).6. Домашнее задание: письменный ответ на вопрос «Что выбирает для себя Чик».