Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. – Москва: Просвещение, 2014 г.
Цель урока: совершенствование навыков анализа текста; развитие творческих способностей учащихся.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
- Предметные: развитие навыков анализа текста, выразительного чтения; развитие диалоговой формы общения внутри микрогруппы, творческого потенциала.
- Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
- Межпредметные связи: русский язык, музыка, кинематограф.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Технологическая карта
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
Организационный момент |
Настроить учащихся на работу. Проверить наличие на партах необходимых для урока принадлежностей и отсутствие посторонних предметов. |
Учащиеся оценивают свою готовность к уроку. |
Личностные: самоопределение |
Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса. |
1. На экране отрывок из фильма «Офицеры» («От героев былых времён..») (1 слайд) |
Дети дают предположения…
Звучат ответы детей. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|
В далекое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоенные горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло 70 лет?» Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей и поэтов, помогавших бороться и побеждать? Тема войны была важна в годы самой войны, актуальна сегодня, когда совсем недавно мы отмечали 70-летие Великой Победы. Война приносит горе, страдания, слезы, является чрезвычайным и особым испытанием для человека. |
Дети высказывают свои мысли и предположения
Война - это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние; сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей |
|
Сообщения учащихся. Биография К.М.Симонова |
|
(3 и 4 слайды) Константин Михайлович Симонов родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот погиб на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитывал отчим, который преподавал тактику в военном училище, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богата, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда переехала его семья в 1931 году. Так он заработал рабочий стаж и продолжал работать еще два года после того, как поступил в литературный институт имени М.Горького. |
|
Первичное закрепление |
Прослушать стихотворение К.Симонова в исполнении народного артиста России Сергея Никоненко. (5 слайд) |
|
Личностные: |
Развитие образного мышления |
Нарисуйте словесно картину, которая предстаёт перед вами |
|
|
Построение проекта выхода из затруднения Работа с текстом |
1. Найдите описание мальчика, зачитайте. 2. Что означает выражение «седой мальчишка на лафете спал»? 3. Почему мальчик стал « седым»? 4. Сколько лет мальчику? Как вы понимаете фразу «За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней»? (Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг) |
Мальчик быстро повзрослел от горя. Мать погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал сына к щиту, чтобы он не упал. Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать даже взрослому: гибель матери, обстрел, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал «на том свете», потому что уже видел смерть и страдания. |
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Регулятивные: самоконтроль и взаимоконтроль понимания текста. Познавательные: Умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. |
Словарная работа | (7 слайд) Брест - крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии. Лафет - станок артиллерийского орудия. |
||
Коллективная работа. |
Кто, по-вашему, был собеседником автора стихотворения? |
Автор вспоминает о женщине, которая, очевидно, уговаривает его остаться, говорит ему, что он уже видел эту страшную войну, есть еще другие, которые не были на этой войне. |
Регулятивные: |
Самостоятельная работа «Современные дети о войне» |
(слайд 8) Напишите какие у вас вызывает чувства война и своё пожелание всем людям, живущим на планете - Земля….. |
Дети пишут, зачитывают |
Регулятивные: |
Итог урока. |
(слайд 9) Какова главная тема стихотворения К.М.Симонова " Майор привёз мальчишку на лафете"? |
Война |
Познавательные. |
Самооценка |
Пожалуйста, самостоятельно оцените свою работу на уроке и обоснуйте свой ответ |
Дети оценивают свою работу |
|
Домашнее задание |
Выучить стихотворение наизусть |
|
|
ЛИТЕРАТУРА
- Лазарев Л.И. Поэзия военного поколения. М., 1986.
- Симонов Константин. Сочинения. Т. 1: Стихи и поэмы: (Автобиография). М.: Гослитиздат, 1972. - 320 с.
- Беломестных О.Б, Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М. «ВАКО», 2010., 384 с.
Ресурсы сети Интернет
- http://www.youtube.com/watch?v=NgK29rZyT2w
- https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fcontent.video.mail.ru%2Fmail%2Fmatvolv%2F236%2Fp-213.jpg&_=1447240103515&p=3&text=война%20картинки&noreask=1&pos=111&rpt=simage&lr=194
- https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2F
www.ruscable.ru%2Fgallery%2Fpreveiw2.php%3Fid%3D16167&_=
1447240111191&p=4&text=война%20картинки&noreask=1&pos=120&rpt=simage&lr=194 - https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Ft4.kn3.net%2
Ftaringa%2F1%2F1%2F2%2F6%2F5%2F2%2FDr_cachetes%2F943.jpg&_=
1447239991513&p=2&text=война%20картинки&noreask=1&pos=89&rpt=simage&lr=194