Лев Николаевич Толстой был уверен: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни всегда будет только наследовать, копировать». Обращаясь к наследию великого Толстого, в который уже раз я черпаю творческие силы для поисков новых методов и приемов в «оживлении» литературы, в духовном воспитании старшеклассников. Мои ученики – соавторы урока, где между нами происходит взаимообмен мыслями, дети учатся самостоятельно думать.
Часто на уроках зарубежной литературы я использую метод «разноцветных шляпок», придуманный известным психологом Эдвардом де Боно, автором 60 книг, переведенных на 35 языков, одним из немногих людей в истории, про которых можно сказать, что они сильно повлияли на процесс мышления современного человека. Каждая из цветных шляпок Эдварда де Боно несет определенную психологическую нагрузку. Известно, что цвета по-разному влияют на нашу психику, вызывая определенные чувства. Поэтому логично будет предположить, что, когда мы одеваем шляпки того или иного цвета, то как будто изменяем своё эмоциональное состояние и даже стиль поведения. Когда ученик условно облачается в цветную шляпку, он себя настраивает к определенной умственной деятельности.
Символы цветных шляпок:
Белая шляпка – работа по сбору информации из словарей, энциклопедий, учебников, художественных текстов, документов.
Красная – формирование личного отношения к событиям.
Желтая – поиск положительных сторон в ситуациях, явлениях, их преимущество и позитивные качества.
Черная – поиск негативных сторон, ошибок, предостережений.
Зеленая – новые предложения, идеи, возможные альтернативы.
Синяя шляпка – контроль над мыслящими процессами, подведение итогов, результаты наблюдений и комментарии.
Цель: Пояснить этапы развития характера главной героини, подтолкнуть учащихся к самостоятельному анализу и осмыслению главной мысли произведения; формирование критического мышления – помочь сопоставить факты, аргументировать их, отстаивать свою точку зрения; рассмотреть проблему нравственной ответственности человека за свои поступки, воспитывать чувство деликатного отношения к ближнему.
Эпиграф
Я не виновата в том,
что Бог сделал меня такою,
что мне нужно любить и жить».
Лев Толстой «Анна Каренина»
Ход урока
I. Объявление темы и цели урока
II. Этап ориентации
1. Вступительное слово учителя
Женские образы в литературе имеют давнюю традицию: их воспевали поэты Возрождения, сочувствовали их судьбе в литературе сентиментализма, но в литературе реализма XIX века впервые женщина, ее чувства и поступки были изображены в тесной связи с социальными проблемами. Новаторство писателей-реалистов заключалось в том, что любовь они рассматривали как способ самореализации женской личности, и показывали, как на судьбе женщины отобразились социальные условия такой реализации.
За три года до начала работы над романом «Анна Каренина», в 1870-м, Лев Толстой говорил жене Софье Андреевне, что ему «представился тип женщины замужней, но потерявшей себя».
2. Анализ заголовка
– Почему роман назван «Анна Каренина», а не, скажем, «Семейные истории»?
Словарь: ключевое слово.
– Найдите в заглавии ключевое слово.
Образ Анны является в романе главенствующим, сюжетообразующим. Автор не случайно вынес имя Анны в название произведения.
Этап определения цели
Работа в группах
Белые шляпки
– Что означает имя Анна?
– Сравните портрет Анны Карениной, созданный автором в романе с портретом М. А. Гартунг, которая является ее прототипом.
«Оригинал»
В 1868 году Толстой познакомился со старшей дочерью Пушкина – Марией Александровной Гартунг на балу в Туле.
Словесно созданный образ
«Миловидное лицо… ласковое, нежное, блестящее… серые глаза, чуть заметная улыбка, румяные губы, блеск взгляда». «Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестная твердая шея, прелестные вьющиеся волосы в расстроившейся прическе». «Своевольные короткие колечки курчавых волос всегда выбивавшиеся на затылке».
Выводы:
Известно четыре редакции описания внешности Анны, в которых Толстой добивался совершенства пластического образа.
Желтые шляпки
– Что мы знаем об Анне?
– Убеждения и характер героини?
– Почему к Анне тянутся дети?
– Докажите, что Анна имеет чистый ум и доброе сердце.
Белая шляпка
– Как чувство любви входит в жизнь Анны?
Черные шляпки
– За что наказал Анну высший свет: за нарушение супружеской верности, традиций, за любовь? Почему отвернулся от нее?
– Бетси Тверская?
– Княжна Картасова?
– А что же Каренин? Как он реагирует на поведение Анны, страдает ли он?
– Какова любовь Анны (нервная до абсурда, все положила на алтарь любви, даже сына)?
– Разделяла ли Анна понятия жизнь и любовь?
– А Вронский? Любит он или разлюбил?
– Как реагирует Вронский на поведение Анны?
– Что послужило причиной самоубийства Анны?
– Кто или что, по вашему мнению, был виновен в смерти Анны?
Красные шляпки
– Как вы думаете, чем больше наказана Анна: великосветским обществом или самой любовью?
– А если бы Анна не бросилась под поезд, разлюбил бы ее Вронский? И что было бы с ней?
Черные шляпки
– Английский писатель Уилсон считает саму Анну и ее поведение «вульгарным» с точки зрения морали. Разделяете ли вы это мнение?
– Что же нарушила Анна: мораль или нормы морали?
– Объясните эпиграф к уроку?
Доказательства.
Нарушила нормы морали:
– не приняла образ жизни Бетси Тверской – надеть маску лжи, лицемерия, благопристойности;
– она любила открыто, не скрывая;
– Анна фатальная героиня, она обречена на любовь.
Нарушила мораль:
– супружеская измена;
– оставила сына, и ей нечем оправдаться перед ним;
– она безнравственна, эгоистична;
– страдая сама, она не способна была понять страдания других.
Зеленые шляпки
1. Игра – ученики герои романа
– Если б я был Карениным, то пытался бы завоевать любовь молодой жены, уделял бы ей больше внимания и времени.
– Я бы отпустил Анну к Вронскому. Ради сына стал бы другом новой семьи.
– Если бы я был Вронским, то пытался бы понять Анну, помочь ей найти себя.
– Жизнь прекрасна и единственна, потому я б никогда добровольно не ушла из нее.
2. Социальный опрос
Дети проводили его среди родных, знакомых, соседей и просто прохожих. Опрошено 247 человек.
На вопрос «Что нужно сделать, чтобы спасти женщин от самоубийства?» получены следующие ответы:
- – обеспечить материально – 42%
- – защитить от несовершенного общества – 21%
- – оградить от одиночества – 17,5%
- – любить – 11,5%
- – помочь найти себя – 8%
III. Итог урока
Синие шляпки
Со всего сказанного можно сделать такие выводы:
У Толстого поднята, возможно, одна из главных тем: женщина и общество. Защищает женщину общество или губит? И если губит, значит, мир несовершенен и в нем нужно что-то менять.
– Какие нравственные уроки жизни дает Толстой в романе?
(Нельзя жить одной только любовью и для любви. Любви требуется простор, нужна полнокровная жизнь с деятельностью и общением. Иначе жизнерадостный, сердечный, добрый и общительный человек, полно и самозабвенно отдавшийся большому чувству, превратится (как это случилось с Анной) в раздраженное, глубоко несчастное существо, рядом с которым даже дышать будет трудно. Это главный закон любви, и нарушение его чревато последствиями: приходит усталость, раздражение, может быть, ненависть – словом разрушение личности).