"Казненная любовью". По страницам романа Л.Толстого "Анна Каренина"

Разделы: Литература


Лев Николаевич Толстой был уверен: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни всегда будет только наследовать, копировать». Обращаясь к наследию великого Толстого, в который уже раз я черпаю творческие силы для поисков новых методов и приемов в «оживлении» литературы, в духовном воспитании старшеклассников. Мои ученики – соавторы урока, где между нами происходит взаимообмен мыслями, дети учатся самостоятельно думать.

Часто на уроках зарубежной литературы я использую метод «разноцветных шляпок», придуманный известным психологом Эдвардом де Боно, автором 60 книг, переведенных на 35 языков, одним из немногих людей в истории, про которых можно сказать, что они сильно повлияли на процесс мышления современного человека. Каждая из цветных шляпок Эдварда де Боно несет определенную психологическую нагрузку. Известно, что цвета по-разному влияют на нашу психику, вызывая определенные чувства. Поэтому логично будет предположить, что, когда мы одеваем шляпки того или иного цвета, то как будто изменяем своё эмоциональное состояние и даже стиль поведения. Когда ученик условно облачается в цветную шляпку, он себя настраивает к определенной умственной деятельности.

Символы цветных шляпок:

Белая шляпка – работа по сбору информации из словарей, энциклопедий, учебников, художественных текстов, документов.

Красная – формирование личного отношения к событиям.

Желтая – поиск положительных сторон в ситуациях, явлениях, их преимущество и позитивные качества.

Черная – поиск негативных сторон, ошибок, предостережений.

Зеленая – новые предложения, идеи, возможные альтернативы.

Синяя шляпка – контроль над мыслящими процессами, подведение итогов, результаты наблюдений и комментарии.

Цель: Пояснить этапы развития характера главной героини, подтолкнуть учащихся к самостоятельному анализу и осмыслению главной мысли произведения; формирование критического мышления – помочь сопоставить факты, аргументировать их, отстаивать свою точку зрения; рассмотреть проблему нравственной ответственности человека за свои поступки, воспитывать чувство деликатного отношения к ближнему.

Эпиграф

Я не виновата в том,
что Бог сделал меня такою,
что мне нужно любить и жить».
Лев Толстой «Анна Каренина»

Ход урока

I. Объявление темы и цели урока

II. Этап ориентации

1. Вступительное слово учителя

Женские образы в литературе имеют давнюю традицию: их воспевали поэты Возрождения, сочувствовали их судьбе в литературе сентиментализма, но в литературе реализма XIX века впервые женщина, ее чувства и поступки были изображены в тесной связи с социальными проблемами. Новаторство писателей-реалистов заключалось в том, что любовь они рассматривали как способ самореализации женской личности, и показывали, как на судьбе женщины отобразились социальные условия такой реализации.

За три года до начала работы над романом «Анна Каренина», в 1870-м, Лев Толстой говорил жене Софье Андреевне, что ему «представился тип женщины замужней, но потерявшей себя».

2. Анализ заголовка

– Почему роман назван «Анна Каренина», а не, скажем, «Семейные истории»? 

Словарь: ключевое слово.

– Найдите в заглавии ключевое слово.

Образ Анны является в романе главенствующим, сюжетообразующим. Автор не случайно вынес имя Анны в название произведения.

Этап определения цели

Работа в группах

Белые шляпки

– Что означает имя Анна?

– Сравните портрет Анны Карениной, созданный автором в романе с портретом М. А. Гартунг, которая является ее прототипом.

«Оригинал»

В 1868 году Толстой познакомился со старшей дочерью Пушкина – Марией Александровной Гартунг на балу в Туле.

Словесно созданный образ

«Миловидное лицо… ласковое, нежное, блестящее… серые глаза, чуть заметная улыбка, румяные губы, блеск взгляда». «Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестная твердая шея, прелестные вьющиеся волосы в расстроившейся прическе». «Своевольные короткие колечки курчавых волос всегда выбивавшиеся на затылке».

Выводы:

Известно четыре редакции описания внешности Анны, в которых Толстой добивался совершенства пластического образа.

Желтые шляпки

– Что мы знаем об Анне?

– Убеждения и характер героини?

– Почему к Анне тянутся дети?

– Докажите, что Анна имеет чистый ум и доброе сердце.

Белая шляпка

– Как чувство любви входит в жизнь Анны?

Черные шляпки

– За что наказал Анну высший свет: за нарушение супружеской верности, традиций, за любовь? Почему отвернулся от нее?

– Бетси Тверская?

– Княжна Картасова?

– А что же Каренин? Как он реагирует на поведение Анны, страдает ли он?

– Какова любовь Анны (нервная до абсурда, все положила на алтарь любви, даже сына)?

– Разделяла ли Анна понятия жизнь и любовь?

– А Вронский? Любит он или разлюбил?

– Как реагирует Вронский на поведение Анны?

– Что послужило причиной самоубийства Анны?

– Кто или что, по вашему мнению, был виновен в смерти Анны?

Красные шляпки

– Как вы думаете, чем больше наказана Анна: великосветским обществом или самой любовью?

– А если бы Анна не бросилась под поезд, разлюбил бы ее Вронский? И что было бы с ней?

Черные шляпки

– Английский писатель Уилсон считает саму Анну и ее поведение «вульгарным» с точки зрения морали. Разделяете ли вы это мнение?

– Что же нарушила Анна: мораль или нормы морали?

– Объясните эпиграф к уроку?

Доказательства.

Нарушила нормы морали:

– не приняла образ жизни Бетси Тверской – надеть маску лжи, лицемерия, благопристойности;

– она любила открыто, не скрывая;

– Анна фатальная героиня, она обречена на любовь.

Нарушила мораль:

– супружеская измена;

– оставила сына, и ей нечем оправдаться перед ним;

– она безнравственна, эгоистична;

– страдая сама, она не способна была понять страдания других.

Зеленые шляпки

1. Игра – ученики герои романа

– Если б я был Карениным, то пытался бы завоевать любовь молодой жены, уделял бы ей больше внимания и времени.

– Я бы отпустил Анну к Вронскому. Ради сына стал бы другом новой семьи.  

– Если бы я был Вронским, то пытался бы понять Анну, помочь ей найти себя.

– Жизнь прекрасна и единственна, потому я б никогда добровольно не ушла из нее.

2. Социальный опрос

Дети проводили его среди родных, знакомых, соседей и просто прохожих. Опрошено 247 человек.

На вопрос «Что нужно сделать, чтобы спасти женщин от самоубийства?» получены следующие ответы:

  • – обеспечить материально – 42%
  • – защитить от несовершенного общества – 21%
  • – оградить от одиночества – 17,5%
  • – любить – 11,5%
  • – помочь найти себя – 8%

III. Итог урока

Синие шляпки

Со всего сказанного можно сделать такие выводы:

У Толстого поднята, возможно, одна из главных тем: женщина и общество. Защищает женщину общество или губит? И если губит, значит, мир несовершенен и в нем нужно что-то менять.

– Какие нравственные уроки жизни дает Толстой в романе?

(Нельзя жить одной только любовью и для любви. Любви требуется простор, нужна полнокровная жизнь с деятельностью и общением. Иначе жизнерадостный, сердечный, добрый и общительный человек, полно и самозабвенно отдавшийся большому чувству, превратится (как это случилось с Анной) в раздраженное, глубоко несчастное существо, рядом с которым даже дышать будет трудно. Это главный закон любви, и нарушение его чревато последствиями: приходит усталость, раздражение, может быть, ненависть – словом разрушение личности).